Нравоучение. рассказ

Георгий Волков 2
    Выдающийся российский военный теоретик и практик генерал Михаил Иванович Драгомиров в 1889 году был Командующий войсками Киевского военного окрруга.Популярность его в стране была огромна.Его труды по тактике и другим вопросам изучались в Академии Генерального штаба,во всех военных училищах,они внедрялись в войсках.Его фотографии печатались в газетах и журналах.А его афоризмы и высказывания ходили как легенды в обществе.На всю Россию известен случай,когда он забыл поздравить императора Александра3 с днём рождения и вспомнил об этом только через три дня.Из неприятной ситуации он вышел оригинальным способом,отправив царю телеграмму:"Третий день пьём здоровье Вашего Величества".Через пару часов он получил ответ:"Пора и кончать.Александр."
Когда я смотрю на портрет генерала Драгомирова,написанный И.Репиным,то вижу пожилого русского человека с усталым лицом удивительно добрым немного лукавым взглядом и внимательными глазами.Генерал любил иногда вечером в хорошую тёплую погоду,накинув на форму широкую накидку в сопровождении адъютанта прогуляться по улицам города,заходя в небольшие ресторанчики,магазины,чтобы посмотреть и послушать о чём говорят люди.В ресторанчике обычно он садился за стол где-нибудь в уголке разглядывал посетителей и слушал их разговоры.В ресторан зашёл молодой солдат в чистой отглаженной форме и в блистящих сапогах с ним была молодая миловидная девушка.Оглядевшись,пара села за стол.Солдат начал изучать меню.Через несколько минут в ресторан вошёл поручик и с ним тоже девица в модной шляпке и тоже миловидная.Увидев солдата поручик поручик побледнел и,подойдя к столу,закричал:"Кто такой?Встать".Солдат встал."Кто тебе разрешил морда небитая зайти в ресторан"-"Я зашёл пообедать со своей знакомой"спокоцно с достоинством ответил солдат."Нахал,дурак,отупевшая свинья.Хот понимаешь с кем ты разговариваешь?"-"Так точно ваше благородие.Я разговариваю с поручиком.Только не понял за что вы оскорбляете меня"-"Ирина,ты видишь этого ублюдка,труса.Он дезертир,сбежал из части по нём тюрьма плачет". В ответ на это солдат достал отпускной билет и показал поручику:"Вот ,Я в отпуску на пять суток"-"Серж,давай уйдём в другое место"-Никогда.Пока я не выгоню из ресторана этого негодяя,эту хамскую рожу.Ей эдесь не место.Здесь должны находиться порядочные люди,а не это быдло,от которого воняет навозом"кричал поручик."Пошёл вон отсюда вместе со своей шлюхой"Поручик ударил солдата по лицу,тот продолжал стоять и смотреть на разбушевавшегося офицера.Девушка,пришедшая с солдатом,заплакала и закрыла лицо руками.Солдат вынул из кармана насовой платок."Маша вытри слёзы.Мы сейчас уйдём"Все посетители ресторана с интересом смотрели на это происшествие.Генереал Драгомиров не выдержал,он сбросил свою накидку и подошёл к столу.Поручик,увидив генерала вытянулся и приложил руку к головному убору."Да это же сам Драгомиров!"раздались голоса.Посетители разом вскочили и окружили место происществия."В чём дело?"спросил генерал."Этот негодяй,наверное,бросил службу и сдевицей лёгкого поведения пошёл в ресторан,где ему не положено быть"заикаясь доложил поручик."Кто такой?"спросил генерал солдата."Рядовой Иван Савельев,12 артиллерийская бригада,а это Мария Скворцова-домработница в доме прокурора Петрова.Она из деревни,мы жили рядом" "Почему не в бригаде?"Согласно приказу командира бригады за отличную стрельбу и образцовую службу поощрён отпуском на пять суток и денежной премией 10 рублей.Я наводчик орудия."-"А кем работал до армии""заинтересовано спросил генерал."Я работал наладчиком станков и текстильного оборудования на фабрике в городе Иваново."Молодец,солдат"сказал генерал и похлопал солдата по плечу.В эти минуты он думал о том,что в армию пошёл другой солдат-рабочий,мастеровой грамотный человек и что относится к нему надо по-другому и обучать его надо по-новому,но что этого в армии пока не понимают."Адъютант,пиши приказ:Командиру 12 артбригады приказываю.За выдержку,культурное поведение и поддержание чести и достоинства солдата рядовому Ивану Савельеву присвоить воинское звание старшего унтер-офицера".Генерал улыбался."Хозяин заведения!-"Я здесь Ваше превосходительство" "Полный обед,стакан водки,бокал самого хорошего вина этой паре за мой счёт!"-"Слушаюсь ваше Превосходительство только обед будет за счёт заведения"-"А вам,милая Мария я приношу извинение за оскорбление нанесённое поручиком".Генерал наклонился и неловко поцеловал руку дрожавшей от страха девушке."А вас поручик,прошу выйти на улицу".На улице генерал велел:"Доложите о себе и о своей даме"."Я поручик Лиговский Сергей Андреевич полуротный седьмой роты третьего батальона Киевского пехотного полка.Со мной Ирина Владимировна Крачинская-дочь коллежского советника.Моя невеста."Поручик,слушайте внимательно и запоминайте на всю жизнь,что я вам скажу.Кто вам дал право оскорблять,обзывать,унижать и бить по лицу русского солдата.Откуда в вас столько хамства и высокомерия.Как же вы поведёте подчиненных в бой,если они будут ненавидеть вас.Вы забыли или никогда не знали завет великого Петра-"Офицер солдату- отец.А солдат есть главный человек на войне"-"Адъютант,пиши:Командиру Киевского пехотного полка.Обращаю ваше внимание на хамское поведение офицера вашего полка поручика Луговского по отношению к солдату.Если в вашем полку все такие офицеры,то мне жалко Вас и ваш полк"-генерал повернулся и ушёл."Серж,какой же ты дурак,ты погубил свою карьеру"заплакала Ирина.Говорили,что поручика вскоре судили судом офицерской чести и перевели в Туркестан.Когда началась русско-японская война Николай2 предложил Драгомирову возглавить командование войсками в Мннжурии."Благодарю за доверие,но я уже стар и у меня нет таких физических сил,чтобы командовать такой массой войск.Там нужен молодой энергичный человек.Кто знает,если бы умный генерал Драгомиров командовал русской армией,то не было бы поражения России в той позорной войне.