В самом начале муми-тролли встретили маленького зверька. Вежливость сына-муми-тролля может быть описана так:
"Не говорите плохо ни о ком,
Ни хорошо, коль нет в том оправданья,
Незнание становится грехом,
Когда оно бывает мнимым знаньем". [фил. миниатюры, 17]
В отношении к зверьку сын-муми-тролль соблюл этот принцип, а в отношении Болотного Змия--нет. Он ничего о нём не знал и построенное знание было мнимым.
Действительно, Болотный Змий чуть не съел его, а это был бы грех с его стороны.
"Какой страшнейший в мире яд?
Какой ни скажешь - чепуха,
Одно лишь я услышать рад:
Страшнее в мире - яд греха." [там же, 6]
Потому что этот яд дейвствует на расстоянии, в самой возможности несчастного конца.
Но Тюлиппа их спасла. Похожа на Ангела. Так не хватает его красоты! Зверьки продрогли...
"За что я столько пострадал?
--За жуть паденья моего!
Томит меня не идеал,
А удаленье от него" . [тпм же, 18]
Поэтому само солнце для продрогших зверьков должно было стать ближе, это не в тенистом месте. Духовно наслаждаясь видом красивого ангелочка, они хотели бы и телом согреться...
В итоге они согрелись от костра. И мама начала рассказывать истории. И вот что к папе муми-троллю относится^
"Нет, не бывает пустяков.
И всё имеет в жизни цену-
Не только ревность и измена,
Но даже глупость дураков..." [там же,2]
Скорбь о том, что папа ушёл из дома, говорила о недостатке тепения у муми-тролля.
"Терпенье боль не уберёт,
Но смыслом радостным наполнит,
И мудр тот, кто в громе молний
Дорогой ложной не пойдёт". [там же,19]
Они стояли на месте, не шли ложной дорогой. Но и это--не дело. Поэтому их должен был кто-то вывести из скорби и из леса. Это и случилось.
Вот что можно сказать об отношении зверька к тому господину, который утешил муми-троллей:
"Не всматривайся в ближних без причины,
Себя познать—вот истинная цель,
И лишь тогда реальности картину
Не исказит порок чужих земель..." [философские миниатюры, 23].
Поэтому зверьку нужно было познать себя, и обилие сада не навредило бы только тому, кто с уважением относится к его хозяину. И заманчивость сада исказила реальгый его вред, который обнаружился лишь позднее.
Вот что относится к господину, создавшему такой "вредный рай":
"Кто в жизни сей во всём достиг успеха,
Но потерял спасение своё,
Тот скорлупу нашёл от целого ореха,
И дерева не будет из неё". [философские миниатюры, 9]
А вот что относится к "наслаждениям" рая:
Всё происходит от забвенья,
Оно совсем нам не к лицу:
Сколь пусто страсти наслажденье
Перед любовию к Творцу! [там же,5]
Неясен ещё один момент:
Сада кусок из окна на меня глядит.
Сада кусок занавеской на нём закрыт,
Комната с садом как будто бы два бытия,
Только неясно, что значит в природе «Я». [там же, 33]
Что же, я важнее Я? Сладость важнее полезного? Нет! И очень быстро прожорливост ь остепеняется.
Муравьиный лев, помешавший купанию, проявил жестокосердие. Что же ему могло помочь избавиться от него?
Чем лечить жестокие сердца?
Жизнью, на плотское неподвижной,
Милостью, молитвою за ближних,
И скорбей терпеньем без конца… [философские миниатюры, 15]
То есть, муравьиный лев должен был поголодать, дать хотя бы один раз выкупаться кому-то в "своём" море, пожелать им хотя бы чего-то нормального, напрмиер, предупредить о своём несносном характере, у него должна была случиться какая-то трагедия в семье, например, кто-нибудь задохнулся под песком.
Вот что можно скзать про испугавшегося путешествия зверька:
"Переменчивость в решенье—
Знак тревоги перед злом,
Дай мне, Господи, смиренье,
Чтобы твёрдым быть во всём!" [там же, 25]
То есть, ему не хватало веры в Творца--нетворца сладких краёв, а Настоящего, сотворившего Настоящее Солнце.
Тем не менее зверёк был добрым и вот что ещё можно сказать:
Наказанье может и не сразу
Прямо после страсти к нам придти,
Но когда мы никого в соблазны
Сами тщимся в жизни не ввести,
Будет легче всё перенести! [там же, 30]
Морской тролль, подвхативший муми-троллей, был зжаносячив. и вот что можно сказать:
"Где пустота бы ни была - она
К утечке вещества всегда приводит,
Душа, в чём ни была б она грешна,
Теряя Бога, от Него уходит". [там же,12]
Это уход от Настоящего Солнцв.
Подавший пудинг и приютивший странников муми-троллей не испугал даже маленького зхверька. Добро не может испугать
Когда ты видишь пред собой
Лицо какого-нибудь друга,
Не ощущаешь ты испуга,
Добро беседует с тобой. [там же, 38]
Муми троллям было и тепло, и холодно. Тепло на душе, но порою холод тоски по папе их пронимал. Тепло от вида солнца, но холодно от недостатка теплоты лучей. Это можно описать и так:
Солнце светит ярко-ярко,
Только холодно, не жарко;
Радует небесный свет,
Но накинуть надо плед.. [там же, 32].
Мама муми-тролля нервничала и немного ворчала. Но это не могло обернуться для неё только добром:
Наказанье может и не сразу
Прямо после страсти к нам придти,
Но когда мы никого в соблазны
Сами тщимся в жизни не ввести,
Будет легче всё перенести! [философские миниатюры, 30]
Вот что можно было бы сказать зверьку после того, как мама муми-тролля назвала вид зверька глупым
Если тебя уважать не хотят,
Знай, что живёшь на земле не напрасно;
Те, кого судят везде ежечасно,
Не попадут после смерти во ад.
[там же, 27]
Полил дождь. Но очень скоро поступок был исправлен.
Мама дала шоколад и зверьку, и сыну. Он не спросил "не верю", он выразил незнание. И это было правильно, как правилен на этот раз был и выбор мамы муми-тролля. Следующие слова говорят об этом:
Не говори: "не верю я",
А говори иль лишь "не знаю",
Иль, выбиранью предстоя,
Скажи себе: "я выбираю". [философские миниатюры, 36].
истинно, полно приключений странствие у муми-троллей! никакое достижение сильной позитивной цели не проходит без этого. в данном случае берег--целая семья.
Когда пошли мы к берегам
Страны, таинственно далёкой,
то выспренная сила рока
Нас поносила по волнам... [философские миниатюры, 35]
Без сомнения, лес был красив..
Темнеет полночь над рекой,
и манит в глубь свою незримо,
Влечёт краса неодолимо,
Но что скрывает за собой?.. [там же, 34]
Как выяснилось, лес скрывает потерпевшую семью. Вообще, красота скрывает повод к милосердию.
То, что кошка упоминалу имя нечистого духа, очень плохо.
Когда бы знал я о грехах
Немало правды, что не знаю,
Резонно я предполагаю:
Мной овладел бы жуткий страх. [философские миниатюры, 37]
Ещё неизвестно, чем может закончиться упоминание нечистой силы. Действительно, ощущение трагедии надвигается.
Бог не всегда наказывает строго
И наказанью ставит Он предел...
В унынье ты - благодари же Бога,
Что бес ещё тобой не овладел.
Поэтому недовольство господина Марабу ещё не так страшно. [там же, 10]
Вот что можно теперь сказать о серьёзном наказании:
Коль наказанье нас не посещает,
А мы при этом—верные рабы,
То значит, Бог всю немощь нам прощает
И не даёт суровейшей судьбы. [там же, 29].
вот что можно сказать сребролюбивому зверьку:
Душа, забывшая себя,
Забыла, видно, про забвенье..[фрагмент 4, философские миниатюры]
Вот и ещё совест зверьку:
Покой без Бога - не покой,
А мрачный сон и запустенье,
Трудиться надо над собой,
Коль нет другого затрудненья [философские миниатюры, 13]