Маленькие тролли и большое наводнение иссл

Николай Москвитин
В самом начале муми-тролли встретили маленького зверька. Вежливость сына-муми-тролля может быть описана так:

"Не говорите плохо ни о ком,
Ни хорошо, коль нет в том оправданья,
Незнание становится грехом,
Когда оно бывает мнимым знаньем". [фил. миниатюры, 17]

В отношении к зверьку сын-муми-тролль соблюл этот принцип, а в отношении Болотного Змия--нет. Он ничего о нём  не знал и построенное знание было мнимым.

Действительно, Болотный Змий чуть не съел его, а это был бы грех с его стороны.

"Какой страшнейший в мире яд?
Какой ни скажешь - чепуха,
Одно лишь я услышать рад:
Страшнее в мире -  яд греха." [там же, 6]

Потому что этот яд дейвствует на расстоянии, в самой возможности несчастного конца.

Но Тюлиппа их спасла. Похожа на Ангела. Так не хватает его красоты! Зверьки продрогли...

"За что я столько пострадал?
--За жуть паденья моего!
Томит меня не идеал,
А удаленье от него" . [тпм же, 18]


Поэтому само солнце для продрогших зверьков должно было стать ближе, это не в тенистом месте. Духовно наслаждаясь видом красивого ангелочка, они хотели бы и телом согреться...

В итоге они согрелись от костра. И мама начала рассказывать истории. И вот что к папе муми-троллю относится^

"Нет, не бывает пустяков.
И всё имеет в жизни цену-
Не только ревность и измена,
Но даже глупость дураков..." [там же,2]

Скорбь о том, что папа ушёл из дома, говорила о недостатке тепения у муми-тролля.


"Терпенье боль не уберёт,
Но смыслом радостным наполнит,
И мудр тот, кто в громе молний
Дорогой ложной не пойдёт". [там же,19]

Они стояли на месте, не шли ложной дорогой. Но и это--не дело. Поэтому их должен был кто-то вывести из скорби и из леса. Это и случилось.

Вот что можно сказать об отношении зверька к тому господину, который утешил муми-троллей:

"Не всматривайся в ближних без причины,
Себя познать—вот истинная цель,
И лишь тогда реальности картину
Не исказит порок чужих земель..." [философские миниатюры, 23].

Поэтому зверьку нужно было познать себя, и обилие сада не навредило бы только тому, кто с уважением относится к его хозяину. И заманчивость сада исказила реальгый его вред, который обнаружился лишь позднее.

Вот что относится к господину, создавшему такой "вредный рай":

"Кто в жизни сей во всём достиг успеха,
Но потерял спасение своё,
Тот скорлупу нашёл от целого ореха,
И дерева не будет из неё". [философские миниатюры, 9]

А вот что относится к "наслаждениям" рая:

Всё происходит от забвенья,
Оно совсем нам не к лицу:
Сколь пусто страсти наслажденье
Перед  любовию к Творцу! [там же,5]

Неясен ещё один момент:

Сада кусок из окна на меня глядит.
Сада кусок занавеской на нём закрыт,
Комната с садом как будто бы два бытия,
Только неясно, что  значит в природе «Я». [там же, 33]

Что же, я важнее Я? Сладость важнее полезного? Нет! И очень быстро прожорливост ь остепеняется.

Муравьиный лев, помешавший купанию, проявил жестокосердие. Что же ему могло помочь избавиться от него?

Чем лечить жестокие сердца?
Жизнью, на плотское неподвижной,
Милостью, молитвою за ближних,
И скорбей терпеньем без конца… [философские миниатюры, 15]

То есть, муравьиный лев должен был поголодать, дать хотя бы один раз выкупаться кому-то в "своём" море, пожелать им хотя бы чего-то нормального, напрмиер, предупредить о своём несносном характере, у него должна была случиться какая-то трагедия в семье, например, кто-нибудь задохнулся под песком.


Вот что можно скзать про испугавшегося путешествия зверька:

"Переменчивость в решенье—
Знак тревоги перед злом,
Дай мне, Господи, смиренье,
Чтобы твёрдым быть во всём!" [там же, 25]

То есть, ему не хватало веры в Творца--нетворца сладких краёв, а Настоящего, сотворившего Настоящее Солнце.

Тем не менее зверёк был добрым и вот что ещё можно сказать:

Наказанье может и не сразу
Прямо после страсти к нам придти,
Но когда мы никого в соблазны
Сами тщимся в жизни не ввести,
Будет легче всё перенести! [там же, 30]

Морской тролль, подвхативший муми-троллей, был зжаносячив. и вот что можно сказать:

"Где пустота бы ни была - она
К утечке вещества всегда приводит,
Душа, в чём ни была б она грешна,
Теряя Бога, от Него уходит". [там же,12]

Это уход от Настоящего Солнцв.


Подавший пудинг и приютивший странников муми-троллей не испугал даже маленького зхверька. Добро не может испугать


Когда ты видишь пред собой
Лицо какого-нибудь друга,
Не ощущаешь ты испуга,
Добро беседует с тобой. [там же, 38]

Муми троллям было и тепло, и холодно. Тепло на душе, но порою холод тоски по папе их пронимал. Тепло от вида солнца, но холодно от недостатка теплоты лучей. Это можно описать и так:

Солнце светит ярко-ярко,
Только холодно, не жарко;
Радует небесный свет,
Но накинуть надо плед.. [там же, 32].

Мама муми-тролля нервничала и немного ворчала. Но это не могло обернуться для неё только добром:

Наказанье может и не сразу
Прямо после страсти к нам придти,
Но когда мы никого в соблазны
Сами тщимся в жизни не ввести,
Будет легче всё перенести! [философские миниатюры, 30]

Вот что можно было бы сказать зверьку после того, как мама муми-тролля назвала вид зверька глупым

Если тебя уважать не хотят,
Знай, что живёшь на земле не напрасно;
Те, кого судят везде ежечасно,
Не попадут после смерти во ад.
 [там же, 27]

Полил дождь. Но очень скоро поступок был исправлен.

Мама дала  шоколад и зверьку, и сыну. Он не спросил "не верю", он выразил незнание. И это было правильно, как правилен на этот раз был и выбор мамы муми-тролля. Следующие слова говорят об этом:

Не говори: "не верю я",
А говори иль лишь "не знаю",
Иль, выбиранью предстоя,
Скажи себе: "я выбираю". [философские миниатюры, 36].

истинно, полно приключений странствие у муми-троллей! никакое достижение сильной позитивной цели не проходит без этого. в данном случае берег--целая семья.

Когда пошли мы к берегам
Страны, таинственно далёкой,
то выспренная сила рока
Нас поносила по волнам... [философские миниатюры, 35]

Без сомнения, лес был красив..

Темнеет полночь над рекой,
и манит в глубь свою незримо,
Влечёт краса неодолимо,
Но что скрывает за собой?.. [там же, 34]

Как выяснилось, лес скрывает потерпевшую семью. Вообще, красота скрывает повод к милосердию.

То, что кошка упоминалу имя нечистого духа, очень плохо.

Когда бы знал я о грехах
Немало правды, что не знаю,
Резонно я предполагаю:
Мной овладел бы жуткий страх. [философские миниатюры, 37]

Ещё неизвестно, чем может закончиться упоминание нечистой силы. Действительно, ощущение трагедии надвигается.

Бог не всегда наказывает строго
И наказанью ставит Он предел...
В унынье ты - благодари же Бога,
Что бес ещё тобой не овладел.

Поэтому недовольство господина Марабу ещё не так страшно.  [там же, 10]

Вот что можно теперь сказать о серьёзном наказании:

Коль наказанье нас не посещает,
А мы при этом—верные рабы,
То значит, Бог всю немощь нам прощает
И не даёт суровейшей судьбы. [там же, 29].

вот что можно сказать сребролюбивому зверьку:

Душа, забывшая себя,
Забыла, видно, про забвенье..[фрагмент 4, философские миниатюры]

Вот и ещё совест зверьку:

Покой без Бога - не покой,
А мрачный сон и запустенье,
Трудиться надо над собой,
Коль нет другого затрудненья [философские миниатюры, 13]