Перекресток людей и судеб

Елена Узун
Масштабный  балет «Перекресток» Раду Поклитару поставил на сцене Национальной оперы имени Тараса Шевченко в 2012 году, и весьма отрадно, что этот балет весной 2013 года получил статус лучшего музыкального представления года на театральном конкурсе  «Киевская пектораль ХХІ». Большой успех, потому что на Украине Поклитару давно, но центральная оперно-балетная сцена страны его привечает всего лишь второй раз.
    Первый был в ноябре 2002 года, когда Национальная опера имени Тараса Шевченко пригласила Поклитару поставить «Картинки с выставки» и «Весну священную». И вот новая победа – замечательный балетный триптих «Перекресток» на музыку известного украинского композитора Мирослава Скорика, точнее на его скрипичные концерты - Второй, Шестой  и Cедьмой.
    «Спектакль был заказан Министерством культуры, дирижировал автор Мирослав Скорик,  и это совместная работа Национальной оперы и моей труппы «Киев модерн-балет», - отмечает Поклитару. – Главную идею определяет женщина с веревкой, одетая в черное. Она начинает и закрывает спектакль. Этот персонаж из древне-греческой мифологии - богиня, которая прядет нить жизни. Еще есть пара слепых. Кто они – я не знаю. Поймет ли зритель, что они слепы - я не знаю. Может быть, они увидят. Тут главное - создать ощущение общего пути человечества, которое состоит из маленьких судеб. О символике спектакля не расскажу, потому что не люблю диктовать другим свои замыслы. Для меня важен зритель, который придет на спектакль и сам найдет смысл. В спектакль вложено много метафор, аллегорий, аллюзий. Каждый  зритель будет считывать ее на своем уровне».
    Балет «Перекресток» - это мощная картина судьбы человечества, мечущегося, любящего, страдающего и «пересеченного» вдоль и поперек массой событий, символов и препятствий. Это предложение поразмышлять на вечные темы - любви, тайны рождения, противостояния личности толпе, страхов, поисков себя и обреченности на вселенское одиночество. Человек неизбежно столкнется с «перекрестками судьбы», на которых ему будут и помогать, и мешать различные персонажи – слуги судьбы. И, чем чище его душа, тем ему сложнее, чем талантливее он, тем больше препятствий на его пути. Почему? Да потому что мир совершенствуется через возможность познать талант, поначалу отрицая его, а потом обожествляя. А любящая пара «чистых душой слепцов» будет окружена по жизни массой налипающих «людей-перекрестков», которые, пересекая жизнь, мешают и одновременно помогают ее познать. Затем сами эти персонажи, цеплявшиеся за «слепые символы» выйдут  на «тропу войны» и будут также «молотиться» об камни и ухабы, набивать шишки и пробиваться вперед.
    Пересечение людей-судеб, завязок-развязок, побед и неудач, пониманий и неприятий составляет природу всех вещей, жестко связанных в один мощный узел судьбы. Ведь перекресток - это крест судьбы. И не просто нить, а мощный канат, железный спрут кармических долгов, реальных проблем и вопросов – а что после нас? Поэтому в центре сцены «слепцы». Ведь сколько человеку знаков
ни подавай, он  все равно ошибется, упадет, встанет, найдет верный путь и вновь упадет.  И так со всеми, и так всегда. Не ведаем, что творим, потому и слепы…
     Завершается эта мощная картина мира сценой вселенского уровня. Все персонажи в итоге оказались на вокзале с белыми чемоданами в руках. Белые прямоугольные мешки - те же чемоданы. С ними выходят на сцену, на них становятся, их раскачивают и с ними в руках в конце уходят. Это все, что есть у людей - все мечты, желания, надежды. И тут нельзя не упомянуть имя сценографа Александра Друганова. Он разработал весьма впечатляющее видео-сопровождение балета, в котором использовал гравюры Дидро и 3D-анимацию.
    Хорошо зная творчества Поклитару, отмечу, что в «Перекрестке» он работает совершенно на ином уровне, и концептуальность другая. Здесь уже нет эротических сцен, которыми были наполнены многие ранние работы и которые совершенно не запоминались. Здесь, Раду мыслит глобально, масштабно, что было уже заметно в балете «Underground». Поклитару - великолепный музыкальный драматург, он умеет нагнать такую сложную, высоко духовную атмосферу к концу представления, что зал изумленно ахает от потрясения. И в «Перекрестке» он окончательно заявил о себе как об одном из лучших хореографов мира, чем Молдова вправе гордиться, поскольку, куда бы ни уезжал, где бы ни ставил Раду Поклитару - он родом отсюда, он родом отсюда, и он наш!