Чемодан без ручки

Борис Волков
 
                Чемодан без ручки

   Всем известна поговорка: "Чемодан без ручки..., его бросить жалко, а нести очень тяжело". Сейчас так можно сказать об отечественной системе телевидения SECAM. И не торопитесь думать сразу о плохом. Проблема многогранная, сложная и старая. Во всех странах мира рождение современного качественного цветного телевидения проходило очень долго и в больших муках.

     Первая в мире цветная телепередача состоялась 3 июля 1928 года в Глазго, и была осуществлена одним из основателей механического телевещания Джоном Бэйрдом. При этом был использован принцип последовательной передачи трёхцветоделённых изображений основных цветов. Несовершенство механического телевидения не позволило сделать полученную систему массовой.               
               
   Разработка отечественной системы затянулась до конца 1960-х годов, и регулярное цветное вещание не велось. К моменту принятия телевизионного стандарта основные технологические проблемы производства приёмников и студийного оборудования уже были решены за океаном, поэтому распространение цветного телевидения в Европе происходило гораздо быстрее, хотя и позже.

   Большинство стран Западной Европы в 1966 году в качестве стандарта выбрали PAL, а Франция и страны СЭВ годом позже — SECAM. Позднее система PAL начала использоваться в Азии, Австралии и ряде стран Африки, а SECAM — на Ближнем Востоке. К середине 1970-х чёрно-белое вещание было практически прекращено во всём мире. Дальнейшее развитие технологий выявило недостатки стандарта SECAM, от которого отказались в большинстве стран бывшего советского блока. В то же время, PAL получил наиболее широкое распространение: в конце 1990-х годов передачи по этому стандарту смотрели в 62 странах, это около 67,8 % телезрителей всего мира.

   Выбор системы цветного телевидения происходил на высоком правительственном уровне, при этом рекомендации специалистов были далеко не главными аргументоми. В тот период времени мне довелось некоторое время поработать с начальником лаборатории Всесоюзного НИИ Телевидения , кандидатом технических наук Борисом Певзнером, который был одним из экспертов при выборе системы. По теме выбора системы он писал докторскую диссертацию. Вывды его диссертационной работы не совпали с принятым решением. В итоге защита его докторской диссертации не состоялась. Свои впечатления от процесса выбора системы он опубликовал в статье: " Борис Певзнер, Драма цветного телевидения (рус.) // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2007. — № 6. Содержание этой публикации свидетельствует не только о личной драме автора, но и о драме государственного масштаба. Учитывая сложность рассматриваемой задачи, я не буду углубляться в технические детали.

   Первая широковещательная передача в СССР по системе SECAM  была приурочена к 50-летней годовщине Октябрьской революции, отмечавшейся 7 ноября 1967 года. В этот день состоялась первая внестудийная цветная передача с Красной площади при помощи трёхтрубочных передающих камер «Спектр-7» отечественной разработки. Для приёма цветного изображения в том же году был начат выпуск телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101» на основе советских масочных кинескопов.

   С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а в 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры. В то время качество цветного изображения было не просто плохим, а очень плохим. При трансяции футбольных матчей трудно было понять какую форму и цвет имеет мяч, форма футболистов казалась полосатой, а сами футболисты напоминала пациентов из психбольницы.

   Основным недостатком цветопередачи являлись искажения цвета на границах перехода от одного цвета к другому. Было много и других проблем. Ставилась задача повышения качества цветопередачи за счёт усложнения аппаратуры на передающей стороне, что способствовало бы минимально возможной продажной цене телевизонных приёмников. К работе были привлечены как специализированные НИИ, так и ВУЗы. Молодые специалисты по этой тематике написали, вероятно, не одну сотню диссертаций, а написанных статей было и того больше.

   Титанические усилия не пропали даром. На сегодняшний день качество цветного
телевизионного изображения нашей аналоговой системы SECAM  можно оценить как отличное ( при хорошей антенне и качественном телевизоре).

   Казалось бы  всё благополучно разрешилось. Однако, наука не стоит на месте. В странах загнивающего капитализма  быстрыми темпами начало развиваться цифровое эфирное телевидение. Россия потеряла темп и здесь. При развити цифрового телевидения вещание сначала начали вести в стандарте DVB-T. Позже во всех вновь создаваемых эфирных наземных сетях цифровое телевизионное вещание решили осуществлять в стандарте DVB-T2. Для регионов, в которых сети были уже построены и вещание осуществлялось в стандарте DVB-T, будет разработан план перевода построенных сетей на стандарт DVB-T2.

   При той же инфраструктуре и радиочастотных ресурсах, применение стандарта DVB-T2 обеспечивает более высокое качество изображения и звука по сравнению с аналоговым, так как цифровой сигнал имеет высокую устойчивость к различным помехам, а требуемый для приема уровень цифрового сигнала гораздо ниже, чем у аналогового. Там, где аналоговое телевидение принимается с шумами и помехами, цифровой сигнал принимается в том качестве, в котором он формируется в телевизионных студиях. Кроме этого переход на цифровое вещание позволяет более эффективно использовать радиочастотный ресурс эфирного пространства. За счёт использования алгоритмов сжатия информации в полосе одного канала аналогового телевидения можно передать до десяти программ цифрового телевидения и различные  дополнительные данные.

   Большинство россиян не вникают во все преимущества цифрового телевидения и для них не имеет значения стандарт цифрового телевидения. Их сегодня вполне устраивало качественная бесплатная аналоговая эфирная система SECAM и импортные телевизоры, которые стоят почти во всех комнатах, а также на кухне, а у некоторых и в сортирах. И это качественное телевидение пришло почти в каждый кишлак. А теперь им предлагают перейти на какое-то платное цифровое телевидение.

   Мировой экономический кризис, санкции зарубежных производителей только ещё больше отпугивают телезритнлей от платного цифрового телевидения. Темпы его внедрения резко замедлились. Широкие просторы России требуют громадных затрат государства, а у него, как снежный ком, наворачиваются всё новые и новые проблемы.

   Однако, не проходит и недели, как пропагандисты цифрового телевидения, обзавёвшись телефонными базами телезрителей, всё более настойчиво предлагают платное цифровое телевидение. Агитаторы новаций не информируют население о том, что для просмотра телепередач потребуется оплатить установку "антенны-тарелки" и купить цифровой телевизор. А понимающие граждане задаются вопросом: куда девать несколько аналоговых телевизоров, которые работают и не ломаются десятками лет. Им иногда объясняют, что необходимо купить некий преобразователь из цифры в аналог и тот позволит сохранить все их телевизоры. Но эти агитаторы не информируют, что такой "фокус" - это опять возврат к  аналоговой системе, но уже за плату.

   Аналоговое телевидение в России по системе SEKAM будет жить долго, а "чемоданы без ручек", купленные ещё в девяностые годы, будут верно служить пенсионерам и прочим научным работникам с низкими доходами.