Зеркальный коридор. Глава девятая

Тот Кто Сегодня За Сказочника
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/02/756

               
                ЗЕРКАЛО ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ


Наряженная ёлка настолько гармонично вписывалась в структуру гостиной со множеством старых часов, что даже не хотелось отсюда выходить. А продолжать любоваться этим новоявленным чудом.

И тут Генрих Карлович предложил:
– А давайте прямо здесь устроим чаепитие! Тем более и время для лёгкого ужина уже подошло. Разве мы не заслужили такого уюта?

Вика обрадовано захлопала в ладоши, а Павел Валентинович с Димой тоже довольные этим предложением отправились на кухню, чтобы принести всё необходимое. Генрих Карлович принёс из другой комнаты скатерть, и вместе с Викой они накрыли ею стол…

– Эх, конечно бы, хорошо сюда гирлянду электрическую с мигающими лампочками, – вздохнул Дима, отпивая глоток из чашки, когда все уже сидели на своих местах. – Сейчас бы и свет можно было погасить и…

Он оглядел загадочным взглядом всех присутствующих.

– И? – спросила нетерпеливо Вика.

– …и какую-нибудь интересную историю послушать, – улыбнулся Дима. – Из уст нашего дорогого и уважаемого Генриха Карловича. Уверен, у него она ещё не одна припасена… Правда ведь?

– Историю хотите? – старик добродушно покашлял, тем самым припоминая какую-нибудь.

– Да! – сказала Вика. – И если можно, что-нибудь про… зеркала.

– Чувствуется, Вам полюбилась эта тема, – улыбнулся Генрих Карлович. – Ну, что ж… Про зеркала, так про зеркала…

Все замерли в предвкушении, а тот, немного покопавшись в памяти, начал:
– История эта очень стара и, возможно, что даже вы о ней слышали. А если же нет, то послушайте. Она слишком мистична, чтобы причислить её к серьёзным историческим легендам, но и слишком наполнена реально существующими историческими персонажами и фактами, чтобы стать просто банальной «страшилкой». Это история зеркала вечной молодости Бенвенуто Челлини. Слыхали о таком?

– Нет.

– Ну, значит, будет не лишним... Зеркало, созданное им, дарило тем, кому время от времени принадлежало, молодость и красоту – а речь, конечно же, пойдёт о женщинах, – других жестоко наказывало. И, путешествуя по миру, неожиданно появлялось то тут, то там. Считать эту туманную историю просто красивой сказкой или чем-то бо’льшим – уже решать вам…
Итак, перенесёмся в XVI век, во Францию. При дворе Франциска I безраздельно царила самая красивая женщина эпохи Возрождения – Диана де Пуатье. Её божественная красота ослепляла практически всех мужчин, лишь только раз увидевших её. Под эти чары попал и Бенвенуто Челлини – скульптор, художник, ювелир, алхимик, маг, мистик. Диана покорила Бенвенуто и даже спасла его от смерти.
Однажды он чем-то не угодил герцогине д’Этамп, и та подослала к нему убийц. Диана же помогла Челлини тайком уехать из Франции. Судьба великого скульптора – не главное в этом рассказе, а потому только кратко отмечу, что его жизнь вне Франции сложилась не очень-то весело: он был обвинен в ереси, заточён в тюрьму, бежал. Затем через несколько лет решил вернуться во Францию. Короля Франциска уже не было в живых, а страной правил его сын – Генрих II. А Диана же… Диана по-прежнему царила при дворе, теперь уже своего сына. Говорят, именно там, кроме прочих замечательных работ, Челлини и сделал зеркало, но зеркало непростое. Бенвенуто создал его в подарок Диане де Пуатье за то, что та предупредила его когда-то об опасности.
Как истинный ценитель красоты, художник любил наблюдать за Дианой. Однажды он оказался свидетелем следующего: Диана стояла около громадного зеркала работы венецианских мастеров и придирчиво разглядывала себя. В ту пору ей шёл четвёртый десяток лет, и хотя она была по-прежнему ослепительно красива, но возраст уже давал о себе знать. То ли Диана заприметила ещё одну морщинку на своём прекрасном лице, то ли ей не понравилось вообще, как она выглядит, но результат сказался очень скоро – в нахлынувших слезах и гневе она разбила зеркало и выбежала прочь.
Бенвенуто догадался, что красота её стала увядать. Но первой поняла это сама Диана. Тогда знаменитый ювелир, алхимик и маг решил помочь красавице. Он вошёл в зал, где до недавнего момента находилась Диана, подобрал самый большой осколок зеркала и удалился в свою лабораторию. Там он обработал стекло, вставил его в простую оправу из каменного дерева. И благодаря своим магическим умениям наделил зеркало волшебной силой. Всякий, кто впоследствии будет постоянно смотреться в это зеркало, сохранит свою красоту.
Зеркало это было положено в футляр и подарено Диане. Правда, при определённых условиях: чудесная сила зеркала будет действовать до тех пор, пока красота, которой владеет Диана, будет восхищать взоры людей. То есть Диана должна будет давать возможность людям созерцать её.
Пуатье приняла дар. Её красота засверкала с новой силой. Уже, будучи далеко немолодой женщиной, ей удалось стать фавориткой молодого Генриха II. Причём, его единственной фавориткой. Но надо отдать должное Диане – она всем сердцем полюбила короля. Долгое время они были счастливы, пока король не получил смертельной раны на рыцарском поединке и не умер в 1559 году. После его смерти Диана была навсегда удалена от двора ревнивой Екатериной Медичи, женой Генриха II, в одно из своих поместий. Но так до конца своих дней и не оправилась от смерти любимого человека. На этой печальной ноте завершается первое действие рассказа.

– А зеркало как же? – спросила Вика.

– Перед изгнанием Диане было приказано оставить работу великого мастера в королевской сокровищнице, где оно и пролежало до самой Французской революции. Как всем нам известно, в те смутные для Франции времена казна была разграблена, и следы зеркала затерялись. Говорят, что нашла его королева Мария-Антуанетта. И вскоре стала просто неотразима, но ей не повезло – разбушевалась революция. А зеркало Челлини вновь затерялось.
И вот теперь история переносит нас в середину XIX века, в наш город. Весной 1875 года в Петербурге ожидались гастроли парижской опереточной дивы – 25-летней красавицы Анны Жюдик. Перед началом первого же спектакля на Невском из-за толп поклонников с огромными корзинами цветов невозможно было протолкнуться. Даже желчный Некрасов – да-да, тот самый Некрасов, великий русский поэт – посвятил певице четверостишие:

Мадонны лик,
Взор херувима,
Мадам Жюдик
Непостижима.

Русские поэты всегда были провидцами, а Николай Алексеевич уловил самую суть – у Анны Жюдик действительно имелась непостижимая тайна.
А чтобы понять, какая – для этого перенесёмся немного в прошлое, снова во Францию, в 1867 год.
Семнадцатилетняя Анна тщетно пыталась пристроиться хоть на какой-нибудь парижской сцене. Она закончила консерваторию по классу вокала, но пока ни одно прослушивание не принесло ей ангажемента. Театральные агенты только холодно улыбались, глядя на неё: «Да Вы, мадемуазель, и низковаты, и полноваты, да и лицом круглы. С такой простонародной внешностью в провинцию ехать надо!». Слегка полноватая, с крупным носом, округлыми чертами лица она вряд ли подходила к стандартам красавиц-прим, хотя и обладала неплохими вокальными данными. Уже почти год Анна разъезжала с бродячей труппой по провинциальным городкам Франции. Концерт, другой – песенки, куплеты. И снова переезд, дешёвые гостиницы. И всюду грязь, клопы, тараканы…
И вот однажды, когда очередной контракт закончился, и нужно было думать о хлебе насущном, девушка сидела на лавочке одного из парижских парков. На следующий день она должна была пойти на прослушивание, но оно очень пугало её – «Варьете» был один из известнейших театров Парижа, а прослушивание должен был проводить сам главный режиссёр. Понимая, что лучшей роли, кроме как на подпевках, с её-то внешностью не получить, Анна погрузилась в тягостные думы.
И вот откуда ни возьмись, перед ней возник старьёвщик со своей тележкой разной всячины. Он стал предлагать ей разные вещицы. Но из всех безделушек только одна приковала её внимание, как магнитом. Это было вроде бы как ничем не примечательное зеркало в деревянной оправе. Но как же оно притягивало внимание Анны! Девушка взяла его в руки и посмотрела в отражение.
Увиденное настолько поразило её, что она застыла в недоумении. Кто это? Неужели, уверенная красавица, смотрящая на неё из зазеркалья – это она, толстушка Анна? Нет, это зеркало нужно купить, во что бы то ни стало, даже на последние деньги! Девушка подняла глаза, но старьевщик исчез, оставив зеркало.
На следующий день при прослушивании певице предложили главную партию. А главный режиссёр был так поражён красотой и голосом Анны, что взял её сразу в примы. Так начался счастливый отрезок жизни певицы.
В начале 1872 года Анна Жюдик дебютировала в оперетте Оффенбаха «Принц-морковь» по сказке Гофмана. Потом её ввели на заглавные роли в прославленные оперетты «Прекрасная Елена» и «Герцогиня Герольштейнская». Публика была в восторге от новой дивы, критики писали, что Жюдик – «красавица оперетты», «квинтэссенция женственности», «царица эротичности». Удивляло всех лишь одно обстоятельство, что восходящая звезда никого не допускала в свою гримёрку. Все знали, что, садясь за трюмо, Анна вынимает из ридикюля маленькое зеркальце, но... Как она накладывает грим, никто ни разу не видел…
И вот – она в России. Толпы поклонников, абсолют восхищений, горы цветов. Это стало даже утомлять. Не утомляло только одно: желание снова и снова любоваться собственным отражением в зеркале.
В Анну был влюблён весь Петербург. И одним из её рьяных поклонников и стал никто иной, как Некрасов. Он не пропускал ни одного спектакля с певицей, носил ей цветы, передавал записки…
И вот однажды он пробрался к ней в гримёрную комнату. Певица ещё не пришла, и поэт притаился за шкафом. Каково же было его удивление, когда он увидел, как долго смотрится певица в зеркало. Анна случайно увидела воздыхателя и велела выставить его за дверь. В сильнейшем расстройстве Николай Алексеевич отправился отвлечься привычной для него игрой в карты. В этот вечер его партнёрами были журналисты. Игра протекала бурно и на эмоциях. Разговор же коснулся и того события в гримёрке. Проигравшемуся Некрасову было предложено в обмен на долг принести это зеркало.
Карточный долг – долг чести. Поэту пришлось подчиниться. Поздно ночью он забрался в гримёрку к Анне, и без труда в одном из ящиков стола нашёл зеркало. Но только он коснулся его, как тут же упал в обморок. Очнулся же под утро. О зеркале уже и не вспоминалось, в голове судорожно вертелась единственная мысль: скорее бы убраться отсюда. Он не знал, что зеркало само должно найти хозяина и в чужие руки просто так не дастся.
Вскоре Николай Алексеевич заболеет чахоткой, от которой впоследствии и умрёт. Но однажды рассказанный за карточным столом эпизод стал известен всей Москве. Газетчики потрудились на славу, и на свет была вытащена легенда о зеркале Челлини. Желающих заполучить себе эту вещицу было много…

Тут рассказ Генриха Карловича прервал телефонный звонок, и он, извинившись, поплёлся привычной стариковской походкой в коридор.
По времени разговора и по доносившимся из коридора эмоциям стало ясно – разговор этот старика увлёк…

И Дима несколько разочарованно констатировал:
– Наверное, сегодня так и не дослушаем сей увлекательный рассказ…


ПРИМЕЧАНИЕ: для данной главы позаимствована история искусствоведа Е. Коровиной "Волшебное зеркало"


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/10/04/78