Эдис и дневник

Вагиф Зейнапур
  Вы ведёте дневник. Я пробовал не вести и у меня не получилось. Только несколько дней назад закончился мой старенький блoкнот и почти сразу я затосковал. Скучно мне без дневника. Хочется с кем-нибудь побеседовать, при этом собеседник должен быть не глупее меня, знать меня хорошо, замолчать, когда я ему скажу помолчи. Где найти такого. Дневник и только дневник, а кто же ещё.
  Сегодня приобрёл себе друга всего за сто рублей. Как говорят умные люди, не имей сто рублей, лучше купи себе один дневник. Некоторые ищут себе друзей в интернете, в социальных сетях, в барах, в ночных клубах. Пустое. Ничего вы там не найдёте. А если и найдёте, непременно разочаруетесь, и очень скоро.
  Дневник и ещё раз дневник. Ему можно доверить любые секреты и не бояться что они будут использованы против тебя. Вспомнить свои неблаговидные поступки, которые совершил когда-то, враньё, жульничество, навет, клевету, грязные мыслишки, фантазии, явно выходящие за рамки приличия. Мой дневник, мой лучший друг, не осудит, выслушает спокойно, без нравоучений, и отпустит все грехи. Но, так было не всегда.
   Был у меня в реальной жизни реальный друг - Эдвардас Вилькялис. Он тоже умел слушать. Когда у меня не работала программа, я приходил к нему и спашивал: "Объясни мне, почему она всё время затыкается." Эдис обычно спрашивал: " Рассказывай как она должна работать?" Я объяснял, и в процессе объяснения вдруг начинал понимать где ошибка. Спасибо Эдис за совет. Он усмехался, будут проблемы приходи ещё. И я приходил.
  Однажды я спросил его: "Слушай, почему ты такой умный, после консультаций с тобой, у меня всё работает как часы?"  Он раскрыл секрет. Я даже не пытаюсь понять, что ты мне рассказываешь, просто сижу молча с умным видом и жду. Обычно пяти минут хватает.
  Эдис ушёл несколько лет назад. Нет у меня больше друга, который мог просто выслушать.
  Мы познакомились с ним на первом курсе института. В группе у нас было два литовца - Эдвардас и Альгирдас. Я никак не мог запомнить кто есть кто. Как-то после очередного зачёта спросил Эдиса, какую оценку получил. Хорошую. А Эдвардас какую. Смотрит на меня, улыбается. Он тоже хорошую получил. Сразу понял, что снова перепутал. После этого я спросил его - почему вы друг друга коротко называете Эдис и Альгис, а с меня требуете называть вас Эдвардас и Альгирдас. Эдис снова улыбается - это чтобы ты лучше понимал литовский народ. Тебе это будет полезно. После этого разговора я решил что уже достаточно хорошо знаю литовский народ и называл их так-же как и они сами, укороченными именами.
  Сначала он показался мне очень спокойным и рассудительным. Но после почти каждой поездки в родной город Вильнус, он возвращался с бинтами на кистях. Когда я расспрашивал что произошло, он, как обычно, улыбался - они сами нарвались. Он был высокий, почти под два метра, руки длинные, как у Владимира Кличко, если бил, то сразу наповал.
  На четвёртом курсе нам пришлось ехать на разборку с местной шпаной. Позвали меня, я позвал Эдиса.   Надо было от хулиганья защитить девушек. Разборки не случилось, зато Эдис познакомился с одной из девушек и закрутил с ней роман. В жизни сплошь и рядом друзья влюбляются в подружек своих друзей. У меня всё наоборот. Я их тихо ненавижу. Они крадут у меня друзей. Так вышло и на этот раз. Бурный роман закончился как он обычно заканчивается у нормальных молодых людей. Девушка совершенно внезапно оказалась в интересном положении и Эдис повёл её под венец.
  Я осторожно пытался отговорить его от этого опрометчивого шага, но мой друг, хоть и раздолбай, был на редкость порядочным человеком. Не хочу чтобы мой ребёнок рос без отца. Твои честность и благородство тебя погубят... Вагиф, не психуй, как дружили, так и дальше будем дружить.
  В положенный срок Эдис стал папашей. Он обьявил об этом 1 апреля, я не поверил. Шутка первоапрельская. Какие шутки всё на самом деле. Весёлая и беззаботная студентческая жизнь закончилась. Пока жена была в роддоме, мы всей группой бурно отмечали рождение дочери. Выпито было очень много и всё время за здоровье новорождённой. После трёх дней мы уже просто не могли больше, мы решили, что дочка будет самым здоровым ребёнком в нашей необъятной стране, столько было выпито.
  Эдис забрал жену с ребёнком и всё. Всё закончилось. У меня украли друга, насовсем украли, нагло и бесцеремонно, прямо на моих глазах. Потом я тоже женился, жена мне тоже родила дочку, увы друзей вокруг уже не было. Выпили скромно, в семейном кругу, чинно и благородно.
 Эдиса я потерял из виду лет на десять. Уже потом мне рассказали, сердце подвело, за здровьем не следил, спортом не занимался, а я даже и не знал.
 Друзья разбежались кто куда и остался у меня один советчик, собеседник и собутыльник - мой дневник. Одно радует, он будет жить пока живу я и никто у меня его не украдёт.