Тараскульские зарисовки

Ольга Кудряшова-Кашникова
Приехали в здравницу в конце марта. К тому времени в городе снег почти сошёл, темнел только на газонах, держалась плюсовая температура до 10 градусов. Но в ночь перед нашим отъездом начался сильный снегопад, дороги перемело. Двадцать пять километров до санатория по шоссе одолели без проблем, хотя местами, конечно, путь покрывали белые бугристые поляны, ещё не разнесённые ветром и колёсами автомобилей. Зимняя шипованная резина, новая большая машина, устойчивый корпус позволяли справиться с небольшими заносами легко. Но уже выгрузившись с багажом из автомобиля пришлось катить чемоданы по парку от стоянки до спального корпуса примерно километр, с большим трудом одолевая сугробы на пешеходных дорожках. Но это не уменьшало моей радости от встречи с любимым местом отдыха, могучими соснами, опушёнными белым мохнатыми ветвями-лапами, великолепием зимней красоты занесённого снегом парка, свежайшим бодрящим воздухом, огромным чистым простором ещё спящего по-зимнему озера…
Озеро было ещё в снегу, но вскоре стало  уже темнеть в тёплые дни, вода близко подходила к поверхности льда. Густые чёрные заросли прошлогоднего камыша – ежегодное пристанище диких уток – оттеняли белое безмолвие, спящее в мечтах о своих крикливых летних постояльцах. Каждый день мы старались, хотя это было нелегко, выкроить время для прогулок по парку и к озеру. С подъёма и до обеда плотным графиком шли процедуры. Я начинала день с плавания в прозрачном изумрудно-зелёном бассейне с минеральной водой и пятьдесят минут наслаждалась этой благодатью. Всю жизнь я не умела даже держаться на воде, не то, что плавать. И вот после нескольких лет ежегодного бульканья в этом бассейне, а также упражнений аквааэробики я поплыла! Было это четыре года назад, меня никто не учил специально. Радости моей не было предела, я была потрясена – оказывается в любом возрасте можно и нужно учиться новому! Вот и водителем я стала одновременно со званием бабушки. Закончила автошколу и получила права на вождение вместе со старшим сыном Борисом (сидели за одной партой и практиковались у одного инструктора), когда у него только появился сын-первенец Максим, а у меня – первый любимый внук! А теперь научилась плавать! После интенсивного плавания я старалась хотя бы 7-10 минут отдохнуть, восстановить дыхание, подсушить волосы на удобнейшем, с поясничным упором для спины, мягчайшем старом диване, который я ненароком обнаружила в небольшой рекреации между бассейном и столовой и каждое утро стремилась чуть-чуть отдохнуть на нём.
- Я тут подумал – мы так редко вместе обедаем, да чтоб ещё ты не суетилась, подавая то одно, то другое на стол. Только здесь, в санатории, раз в год. Поэтому решил – без тебя не буду начинать еду! Вместе будем и обедать, и завтракать, и ужинать! – это Руслан, мой муж, заявил, когда мы нынче в десятый раз за последние одиннадцать лет отдыхали и лечились в Тараскуле. Процедуры начинались ещё до завтрака, у меня с восьми часов был бассейн, у мужа - ЛФК и массаж, которые по времени заканчивались раньше моего сеанса. И он мне названивал по сотовому, приглашая на завтрак, когда я в полном счастливом расслаблении сушила волосы в своем тайном уголке на старом диване. Какое счастье – снова только вдвоем, никаких житейских забот, общение, отдых, релакс…
* * *
В первый день по приезде в санаторий – обязательный осмотр врача. В этот год мы решили заехать в воскресенье, чтобы не суетиться и не нервничать в понедельник, в самый пик недельного заезда. Зарегистрировались мы в гордом одиночестве, не спеша разместились в одном из своих любимых номеров (за десять с лишним лет всегда выбираем люксовый отсек 3 этажа. Практически во всех его номерах уже побывали). Санаторий расположен в нескольких зданиях, которые строились в разное время в течение больше чем полувека. Ну и для удобства отдыхающих спальный корпус, столовую, водогрязелечебницу, лечебно-оздоровительный центр, бювет соединили роскошными зимними садами – теплыми переходами, примыкающими ко 2 этажу. Поэтому наш третий – самый удобный для быстрого достижения процедур в любом из корпусов – не зависишь от лифта и его ожидания.
На следующий день кардиолог, мой постоянный врач и поэтому уже приятельница,  поболтав о событиях и жизни за прошедший год, внимательно изучила мою сан-кур-карту, назначила процедуры и дала направление на повторное  ЭКГ перед началом лечения.
В кабинете функциональной диагностики, поздоровавшись, я подала молоденькой медсестре свою санаторную книжечку (аусвайс, как мы с Русланом их называем). В ней указываются все данные о пациенте - вес, рост, возраст, врачебный диагноз, результаты осмотров и анализов.  Я направилась к кушетке, разделась до пояса и улеглась в ожидании пришлепывания электродов. Медсестра, наклонившись над столиком, сделала отметки в моем  аусвайсе, направилась к моей кушетке, с которой я от удивления чуть не свалилась, потому что услышала:
- Ой, какое у вас красивое тело!
- ?!
- Так я ж каждый день пациентов наблюдаю, знаю, какие тела бывают у женщин в Вашем возрасте! (Ну да, она же смотрит на данные в аусвайсе!)
Комплимент, конечно, если не придираться к упоминанием о возрасте. Мне тем не менее приятно, я улыбаюсь и отвечаю:
- Хотите, секрет открою? Даже не секрет, а наблюдения и выводы, к которым пришла за эти мои годы!
- Конечно, хочу!
- Постоянно улыбайтесь! Лицо меняется сразу, улыбка красит любые природные черты и отношение к действительности, к окружающим. Красота – это улыбка, осанка, походка.  Отражение в зеркале. Чаще смотреться, улучшая свой вид, причёску, одежду, выражение лица до тех пор, пока не начнёшь нравиться самой себе. И только потом – макияж и косметика. При этом совсем не обязательно иметь фигуру модели. Чистые волосы, аккуратная стрижка или укладка, приятное выражение лица – полуулыбка, невозмутимость, прямая спина –все это свидетельство Вашего внутреннего покоя, мира самой с собой, а значит, и отношения к окружающим. Мысли материальны! И Вами будут любоваться, потому что приятно видеть, общаться, быть рядом с такими людьми.
- Ой, как здорово! Да, я тоже замечала, по отношению к своей внешности многое можно сказать о человеке!
- Действительно, часто видишь женщин, которым хочется воскликнуть: «Да посмотрись, наконец, в зеркало!» Однажды наблюдала: женщина с неухоженными волосами, свисающими разновеликими сосульками, с выражением лица как у только что выпившей уксуса, брезгливо оттопыренной нижней губой и мощным двойным подбородком, выбирает дорогую косметику в бутике. Просто физически захотелось воскликнуть: «Улыбнитесь! Помойте волосы! Подстригитесь ровненько! Не поможет косметика, пока не сменится основа, на которую ее накладывают!»
И другой эпизод, в последний день лечения. Процедура – орошение десен минеральной водой. Узкая комнатушка, вдоль стен – два ряда по пять пластиковых раковин, краники с минералкой. Каждое посадочно-табуреточное место отделено от соседнего экранчиком – ширмочкой, тоже из пластика, наподобие тех, что ставят в банкоматах защитой от посторонних глаз. На 10-минутный сеанс отдыхающих запускают по числу мест, в дверях стоит медсестра и собирает «аусвайсы», все рассаживаются и ждут, пока выдадут простерилизованные металлические наконечники. Медсестра, сделав отметки в книжках, называет фамилию, искомый отдыхающий поднимает руку, она подходит сзади и подает пинцетом рассеиватель минералки, который нужно надеть на резиновую трубочку, расположить в полости рта и только потом включить воду. Если раньше – обрызжешь всех, себя и стену! Ну, и орошаешься 10 минут по песочным часам, наклонив голову над раковиной, чтоб вода могла спокойно стекать. Когда песок перестанет сыпать, нужно выключить воду, вынуть насадку изо рта, снять ее с трубочки, вытереться салфеткой или полотенцем, отнести наконечник в контейнер для использованных инструментов. Вот такой сложный алгоритм простой процедуры.
У каждого отдыхающего все процедуры расписаны строго по времени. В первый день лечения, после приема и соответственно назначений врача в регистратуре, после стояния в  еще одной огромной очереди, подбирают время  для ежедневных назначенных процедур индивидуально. И не свое время на процедуру попасть не моги! Исключение  - только для субботы, когда у персонала короткий день, расписание свободное. Уезжали мы как раз в субботу вечером, а до обеда, как обычно, бегали по процедурам. Одной из последних у меня было орошение десен, кабинетик почти пустой уже был, человека два только сидело,  наклонившись над раковинами. Поздоровавшись и получив разрешение у медсестры, подала ей свой аусвайс, направилась к свободному месту, получила насадку и стала принимать процедуру. Медсестра, неяркая, сутуловатая и  бесстрастная женщина далеко за 40, со стандартными кудряшками неопределенного цвета, бледным лицом  вызывала у меня сожаление, казалась неуверенной в себе,  зажатой; хотелось добавить ей улыбки, живости, доброжелательности и приветливости, чуть-чуть макияжа, прямую спину, развернутые плечи, чтоб ее достаточно правильные черты лица, высокая и без лишнего веса фигура приняли иной облик, стали радовать окружающих и ее саму в первую очередь, а, значит, избавили бы от закомплексованности.
- Кудряшова? – услышала я ее голос, прозвучавший недоверчиво. – Это чья книжка?
- М-м-м? – недоуменно промычала я ртом, полным булькающей минералки.
- Да ладно, ничего, потом, - медсестра, по-видимому, справилась со своей проблемой,  положила аусвайс на полочку над моей раковиной, оставив меня булькать в неведении.
     Я стандартно завершила процедуру, взяла аусвайс, еще раз проверила –  мой!
- Вот, книжка, МОЯ, - сделав логическое ударение на слове “моя”, обратилась я к медсестре, прочитала вслух свои имя-фамилию, номер комнаты. - А в чем дело? Какая проблема?
- Да ничего, ничего. Просто возраст Ваш… не соответствует внешности, - озадаченно выдавила из себя медсестра.
Две медсестры, а какая разная реакция на одно и то же явление! Конечно, два разных человека, два разных отношения к окружающим.