Спорные вопросы воспитания и мой сын

Михаил Роуз
Жду сестру с работы. Сестра - педагог хореографической студии. Новый набор, новая группа. Много малышей от 2,5 лет. Со всеми родителями сестра и руководитель проводят тщательные подробные "разъяснительные беседы". Приглашают родителей посетить занятия старшей группы, чтобы показать родителям, что получится из их деток через 3-4-5-... лет. И только после этого принимать решение, стоит ли посещать эти занятия или лучше подождать пару лет, потерять их , пока остальные дети накачивают мышцы, приучаются к дисциплине и.т.д., а потом сразу записать ребенка "на карате", "на борьбу", "на теннис".

Должен сказать честно: у меня с сыном не получилось "сразу на борьбу". Он, в свои пять лет был маленьким, пухленьким, весьма упряменьким и капризненьким. Как метко и обидно выразился мой средний братик: " У тебя получилась старшая дочь - пацанка, а мелкий - девчонка".

Я много лет занимался "классикой", т.е. греко-римской, но мой тренер отправил меня с "девчонкой" подальше, заявив: "Ну и чо ты мне его притащил? Он у тебя бегать не умеет, слов не понимает и ноет. Ты отец или кто? Отдай сеструхе, вот когда он у тебя пару лет у нее раза по четыре-пять в неделю отзанимается, придет в "адекват", тогда и приводи." Я так и поступил.

Это был, как бы это мягче выразиться ... полный п...

 Сын капризничал, ни в какую не желал даже заходить в класс и носился по коридору. Это выглядело и бесило жутко, особенно на фоне дочери и племянницы, которые занимаются чуть ли не с рождения: можно сказать, выросли в зале.

 А этого обормота все жалели: младшенький, очень болезненный, хорошенький до безумия девчоночьей красотой, "вундеркиндик-ботаник-заучка", в три года лихо печатавший на компьютере названия всех улиц нашего городка и тащившийся от кассеты с уроками "Английский для самых маленьких".

Перекос был на лицо. Папу ткнули в это носом, папе стало стыдно, папа решил, что "с эти надо что-то делать", папа и так упустил уже два года, если не больше.

Сначала, начитавшись всяких "умных высказываний" о любви к детям, о демократии, о том что бывает с родителями в западных странах, где сильна ювенальная юстиция, я попробовал жить на западный манер и уговорить сынулю не выделываться и начать заниматься.

Сестра посмотрела на меня, как на идиота, хмыкнула: "Ну-ну, даю тебе месяц на игры в демократию, но через месяц либо ты вводишь войска для подавления сопротивления, либо твой гавнюк так и останется избалованной девчонкой".

Так и вышло. Уговорить НЕ удалось. Что только не делал: и конфетами-мультиками-машинками-пистолетиками подкупал и объяснял, и на личном примере каждый вечер по десять минут в игровой форме итд., итп. Ни черта не получилось.

Через месяц сестра ехидно сказала, что у всех слабых и безвольных родителей есть такая фишка: не сумев заставить своего ребенка "по-хорошему" они с гордостью заявляют, что у их ребенка ТАКАЯ СИЛЬНАЯ СИЛА ВОЛИ, что ну не могут они одолеть "силу воли" малолетнего паршивца и решают подождать годик-два. "Может, подрастет, поумнеет".

Потом, придя через годик-два, родители с изумлением обнаруживают, что ровесники их чада (видимо дети со слабой волей) уже вовсю делают стойки-колеса, почти не болеют и выглядят как малолетние "ниндзя", а их сокровище по-прежнему рыхлое, болезненное, капризное и нуждается в "индивидуальном подходе", точнее сказать, в хорошей порке. Родителей.

Основной аргумент слишком "демократично настроенных" родителей: "Он(она) не хочет, что, мне его пороть что-ли ?".

 Через месяц, а это примерно по четыре-пять раз в неделю занятий дома по видео со своим сынулей (сестра записала стандартное видео с урока, которое дает всем своим клиентам, тем, кто желал бы заниматься дополнительно дома, потому, что у малышей урок идет всего 20-30 минут) я привел своего чертенка на занятия вновь, предварительно настроив его на одну очень простую вещь: если он откажется заниматься, то будет стоять в углу и ему не разрешат смотреть видик, а если выдержит нормально хотя бы 20 минут, то я куплю ему пачку фломастеров - он обожал писать буквы.

Эта политика, не сразу, но начала работать. Надо сказать, что сын не посещал детсад, дичился детей в студии, порывался спрятаться за меня, отказывался заходить в класс.

Но! Нашла, таки, коса на камень. Я понял, что если не смогу отвоевать свои позиции сейчас, то что я буду делать с ним, когда он станет подростком? Кто поинтересуется его СИЛОЙ ВОЛИ, когда ему придет время идти в АРМИЮ?

Постепенно подключилось все наше большое семейство: мелкого стали дразнить дома, видя, что он в очередной раз отвисает в углу: "слабак", "бояка", " А в армии мама за тебя автомат носить будет, у тебя же ручки слабенькие!", "Кто за тебя замуж пойдет, дохляк!" - ну и все в том же духе. Самолюбивый сын выскакивал из угла, бросался драться и кусаться, и нехило получал в ответ, о потом еще ладошкой по попе от меня за то, что покинул пост без приказа.

На фоне тотал прессинга мы продолжали занятия по кассете по 10-12-15-20 минут, постепенно увеличивая время урока и осваивая программу.

В "хорошие" дни, когда сын работал на занятиях, домашние занятия отменялись, сыну покупались его любимые фломастеры или не менее любимые маленькие книжки, все семейство расспрашивало его о том, что он делал на занятиях и хвалило за успехи, даже если эти успехи не разглядеть под микроскопом. Показывали ему отрывки из фильмов с маленькими спортсменами. Его поразили кадры с олимпиады-80, где весь стадион был заполнен крошечными спортсменами, выполняющими сложные акробатические трюки.

Я был на той олимпиаде. Когда смотрю то видео, - плачу. Особенно сравнивая с олимпиадой 2014, где на открытии в двух постановках танцевала моя дочь. Эпик провал. Стыдно. Не за дочь - она умница. За Россию. Сложность трюков выполняемых тогда, в 80м, маленькими детьми (полный стадион детей!) и сейчас, здоровыми лбами в единичных экземплярах, не сравнима с моим стыдом. Смотрите и завидуйте: у меня в жизни это было!: https://www.youtube.com/watch?v=MhTEEzsSv4U смотреть с 1:04:10. Я плачу. А современная Россия способна сейчас организовать стадион маленьких спортсменов? Не думаю. Северная Корея, разве что.

Через пару месяцев такой жизни сын, наконец, втянулся. Случались, конечно, рецидивы упрямства и возврат к стоянию в углу. Но! За это время он привык заниматься, выучил программу, успехи перестали быть микроскопическими, стали вполне ощутимыми. Дом оказался весь завален выдохшимися фломастерами, листочками с буквами, словами, подчас не очень приличными в адрес тех, кто заставлял автора этих слов ходить на занятия и постепенно превращаться из "говнюка" в мужчину.

Я против профессионального спорта, который калечит людей, и в принципе противоречит понятию "гармонично развитая личность". Я, к сожалению, это очень хорошо знаю. Я считаю, что МАКСИМУМ, чего следует достигать в спорте - это кандидат в мастера спорта или что-то около того, не больше! Далее нужно прикладывать усилия для того, чтобы до глубокой старости поддерживать соответствующую этому статусу физическую форму.

 Естественно, это ох-хо-хо, как не просто. Требует времени и денег. Но это, действительно, и есть забота о своем здоровье и требует 4-5 тренировок в неделю по 1 - 1.5 часа.

Делать спорт своей профессией - самоубийство. Любой спорт, танцы, все, что занимает более 2 ч. в день более 4-5 раз в неделю - медленное самоубийство. Или быстрое. Как повезет.

Плющенко - само воплощение здоровья или коммерческий проект, как вы считаете?

Вот пример почти идеальной для в возрасте детей от 3х лет ежедневной (хотя бы 4-5) раз в неделю физнагрузки для лечения ненабеганности, избалованности, истеричности: http://www.youtube.com/watch?v=EQ1YLJU6O5Y

Вот в таком режиме примерно 50 минут. Здесь идеально сбалансирована нагрузка на ВСЕ группы мышц. В отличие от традиционной хореографии с ее чахлыми ручонками.

Не хватает эстетического воспитания: музыки и танцевальной пластики. Значит еще примерно 30 - 50 минут хореографии. У мальчиков, обязательно, с 7-8 лет вторая тренировка в день - борьба или единоборства, но, тоже не более 1.5 часов в день 4-5 раз в неделю. Девочкам - что душе угодно, лишь бы в сочетании с вышеперечисленным.

2-3 дня в неделю обязательно оставить на уроки и всякие там "скрипки" , "рисования" итд. итп. Да! Английский - каждый день! Сначала по 30 минут в день законные 4-5 раз в неделю. Читать книги- тоже. Особенно на каникулах.

Вот в таком режиме и провели свое детство наши дети. Мы более чем довольны получившимся результатом. Да, по началу такой режим - кошмар, но для родителей, самих всю жизнь живущих примерно по такому же графику - не смертельно.

У нас НЕТ ТЕЛЕВИЗОРА! Нам некогда.

 Интересный комментарий и мой ответ.

 Комментарий: "Здравствуйте, Михаил. У меня после прочтения Вашей истории о сыне и ваших с ним занятиях возник вопрос: а зачем вы все это делали? Зачем вы так настойчиво пытались, скажем так, увлечь его борьбой? Вы уверены, что он в определенный момент не встанет в позу и не скажет: "Да пошла она, эта борьба, хватит, накувыркался"?



 Мой ответ:

"Потому, что он пойдет в армию, и его там задразнят, как слабака? Как по мне - не аргумент вообще."

 Вы абсолютно правы. Но в армии, случается такое, что слабаков не только "дразнят". А если слабак еще и хорошенький, как девчонка, бесится и ноет по любому поводу, особенно если не получает желаемого, то "недразнение" может начаться гораздо раньше.

Знаете, как моего сына называет тренер по борьбе? "Дюймовочка" - за маленький рост и вес. В свои 15 лет мой сынуля выглядит на 12 - фамильная особенность. Потом подрастет, конечно. Но невысокий рост 1.70, смазливая мордашка и наивные длинные мультяшные ресницы вкупе с бешеным нравом потомка казаков и военных - доставят ему еще не мало неприятностей в его бурной и нелегкой жизни. Судя по папе.

Занятия борьбой научили меня сдерживаться, давать отпор, рассчитывать свои силы. Точно осознавать свои возможности и уметь измотать противника и физически, и морально. Мужской коллектив занятый тяжелым трудом - великолепная арена для развития не только тела, но и мозгов. Со временем и синяками начинаешь понимать, что, как и кому сказать и сделать, чтобы управлял ты, а не тобой.

Что такое "дагестанское землячество" на корабле в голодные девяностые и хорошенькая русская "дюймовочка" ? Не дай бог вашему сыну, узнать это. Я выжил, и вернулся нормальным во всех смыслах (спасибо борьбе и любимому тренеру, который сейчас тренирует моего сына). В отличие от тех, кого спасают мамаши из "Комитета солдатских матерей". Сначала позволяют своим малышам тратить золотые годы детства на игры в "демократию" - я писал об этом, а потом спасают от армии.

Да бог с ней, с армией. Все вышеуказанные качества, привитые долгими тренировками под руководством мастера своего дела в мощном коллективе, позволяют мне сейчас не рехнуться в реале и не порваться на мелкие клочки, пытаясь прокормить семью.

Опасность в том, что, как правило, мозги современным родителям заменяют три вещи: телевидение, социальные сети и вера в чудо.

Вера в то, что сидел-сидел малыш за компьютером, потом вскочил и САМ, без пинка, осознал, что необходимо, оказывается, заниматься спортом. Пришел, такой, в любую секцию и стал КМС.

Ни разу не видел. Меня в секцию борьбы запинал брат. И его насмешки. Я бы бросил в первый же год, если бы не боялся его.

ВСЕ, кто достиг серьезных результатов - продукт терпения родителей, тренеров и политики кнута и пряника.

БОльшая часть занимающихся в секции парней - (в русском провинциальном городке!) - "лица кавказской национальности". Тренировка заканчивается поздно: отцы забирают сыновей домой, обсуждают с ними что те делали на тренировке. Обычный вечер. Только русских в секции маловато. Особенно в старшей группе. Бросили. Демократия.

Русские папы с женами под ручку по скверу собачек выгуливают. Им некогда сына на тренировку отвести.

"Что мне, заставлять его, что ли!"

 ****ец, граждане.

" Вы уверены, что он в определенный момент не встанет в позу и не скажет: "Да пошла она, эта борьба, хватит, накувыркался"?"

Если вернется из армии живой - получит право делать все, что считает нужным. Если научится кормить в семью, не становясь на колени - тем более. А пока я от него в последний раз подобные глупости слышал, когда ему было 7 лет. У ребенка с мозгами на "5" по ГИА по математике и по английскому давно уже не возникает желания спорить по поводу почему он должен быть не хуже джигитов.