Прииск Безымянный. Глава 29. Дедушка Ван

Виталий Гадиятов
В Пазике места хватило всем. Сзади, под самый потолок, загрузили оленьи сумы и баулы с пробами и полевым бутором. Туда же затолкали огромные тюки китайских торговцев, которые по сравнению с геологическим снаряжением громоздились необъятными глыбами. Фёдор с Аней сели на переднее сидение возле двери. Рядом с ним расположился весь его отряд, а возле своих тюков скромно примостились китайцы. Как на подбор, все они были невысокого роста, худощавыми и темноволосыми.  Самым крепким оказался переводчик Ким - высокий круглолицый молодой человек со слегка раскосыми глазами и густой шапкой чёрных волос. По внешности его можно было принять за представителя тюркской расы, но, как он рассказал Фёдору, в его роду были корейцы. Ещё в детстве у парня проявился интерес к древней культуре Поднебесной, и он самостоятельно выучил китайский язык.

К своему удивлению, среди китайцев Фёдор увидел молодую женщину. Ей можно было дать лет тридцать – тридцать пять. На ней была светлая кофточка и тёмный пиджак из грубого материала и такие же чёрные брюки. В ушах простенькие серебряные серьги, поблескивавшие из-под прикрывающих чёрных, как смоль, волос, заплетённых в косичку.

Тина, как представил её переводчик, оказалась женой Яна, мужчины с взлохмаченной  шевелюрой, в мятом, словно пожёванном,  тёмно-синем пиджачке. На лице у него проглядывала редкая щетина, придававшая неряшливость.  По внешнему виду мужчины можно было сказать, что тот с глубокого похмелья. Тут глаз у Фёдора был намётанным и редко когда он ошибался. Красавицей Тину назвать было нельзя, но в ней угадывалось что-то привлекательное, невольно заставлявшее обращать на неё внимание. Ее живые чёрные глаза будто пронизывали насквозь, и в то же время смотрели очень доброжелательно. Тонкие черты лица делали женщину более утончённой, мало похожей на китайку, какими их представлял себе Фёдор.  Говорила Тина быстро: глухим хрипловатым голосом, словно строчила из пулемёта. Не одного её слова Фёдор не понял, но по тому, как она разговаривала со своим мужем, догадался, что они решают семейные проблемы. 

«Что же её связывает с этим алкашом? – подумал он, посматривая в окно. - Ведь он на десяток лет старше её, и, в отличие от неё, в нём нет никакой изюминки. Наверное, деньги, - ответил сам себе парень. – Возможно, у них общий бизнес. Хотя вряд ли. Бизнес его, а она при нём. Конечно, он её просто купил».
Водителем оказался мужчина в годах, однако, судя по тому, как он гнал свой повидавший виды автобус, об этом трудно было даже подумать. Из Алдана шла асфальтированная дорога, поэтому Фёдор не успел оглянуться, как проехали Томмот и въехали на объездной участок. Автобус затрясло, как в лихорадке, и высоко подпрыгнув, он будто провалился в глубокую яму. Всех подбросило, а когда приземлились, откуда-то сверху с грохотом свалилась оленья сума.
- Водитель, ты что, дрова везёшь! – послышался недовольный голос Афанасия. – Мы так не доедем. 

Видно, понимая, о чём тот говорит, на лицах китайцев мелькнули улыбки. Они словно сочувствовали водителю, на долю которого выпала поездка по такой плохой дороге.
 «Интересная компания! – подумал Фёдор. - Совершенно разные люди. – Они почти не разговаривают друг с другом. По-моему, их  объединяет только желание заработать побольше денег».

Тина, почувствовав его взгляд, отвела глаза в сторону. За окнами промелькнул груженый КамАЗ, автобус обгонял вихляющий по дороге Уазик.
- Одни отправились в чужую страну с товаром, – словно угадав его мысли, сказала Аня. - Подумать даже страшно, что их может ждать на каждом шагу. Ну, рисковые, люди! Я бы, наверное, ни за что бы не решилась на такое.
- Да кто знает. Всё зависит от обстоятельств: когда нечего есть или хочется побольше заработать, поедешь куда угодно.

На остановке к Фёдору подошёл Ким.
- С тобой хочет поговорить Ян, прошу, выслушай его, пожалуйста. Он не простой человек, не с каждым будет разговаривать. Значит, ты ему понравился.
Когда тронулись, Фёдор сел рядом с переводчиком и Яном. 
- Я прошу прощения, что отвлекаю вас от дела, -  немного смущаясь, заговорил Ян. – Просто другой возможности может не представиться, а мне хочется поделиться своими сокровенными мыслями. Дело в том, что я внук золотоискателя, добывавшего золото на Алдане.

- Дедушка Ван, мой дед, был очень богатым человеком, владельцем фабрики,  на которой трудились десятки людей, - стал рассказывать Ян. - Свое богатство он нажил честным трудом, занимаясь поисками золота.
Фёдор стал внимательно слушать. Как будто само провидение привело к нему этих китайцев и давало шанс узнать о китайских старателях.  Предчувствие чего-то значительного, пришедшее при встрече с начальником автобазы, не обмануло.

- Дедушка Ван был великий мастер, чувствовавший этот жёлтый металл и находивший его там, где никто даже не предполагал. 
Потом он что-то долго наговаривал Киму, и тот, подбирая нужные слова, перевёл.
- Ему, будто кто-то подсказывал, где надо искать это золото, и зачастую спасал от неминуемой смерти. В этом, по-видимому, ему помогал сам Господь, знающий проблемы каждого человека. Он поддерживает только сильных людей, которые смогли установить с ним связь – людей, обладающим неземной энергетикой и мощной аурой. Именно таким был дедушка Ван.

Ян замолчал. На мгновенье наступила тишина. Стало слышно, как урчит двигатель и похрапывает Линь, сидевший ближе всех.
- Вначале Ван старался в этих местах, - показывая в окно, снова заговорил Ян, -  пока сюда не пришли золотопромышленные компании Опарина и Бродовикова. Потом здесь стало очень опасно: могли убить и забрать золото, и он пошёл на запад.

«Ничего себе шпарит, - услышав про известных золотопромышленников, насторожился Фёдор. – Оказывается, этот алкаш совсем не прост, как кажется на первый взгляд.  Надо же, он знает историю золотого Алдана! Об этом в наших учебниках ничего не прочитаешь». 
- А со временем Ван дошёл почти до самой Олёкмы. Это намного западней Алдана, - пояснил торговец. - Есть там такая река Чага. Вы о ней, возможно, даже не слышали. По сравнению с Алданом, Олёкмой и Тимптоном – это совсем маленькая речушка, которую не каждой карте увидишь. Но я о ней хорошо знаю, потому что с детства слышал про геройство дедушки Вана  и, конечно, про эту речку, где он нашёл много золота.

Автобус трясло и временами казалось, что он вот-вот развалится, но когда проехали опасный участок, о плохой дороге напоминала только пыль, сплошной серой завесой висевшая позади. Фёдор не пропускал ни одного слова Яна, и чем больше слушал, тем сильнее сомневался в искренности его сообщения. Но постепенно он стал думать, что то, о чём говорит этот китайский торговец, возможно, имело место в жизни.

- У нас дома сохранились его записки и разные схемы.  Есть там даже русская карта из какого-то очень старого журнала. Там эта река подписана. Она так и называется – Чага. - По слогам он чётко произнес название реки. Так что сомневаться в правильности сказанного теперь не приходилось. Фёдор до последней минуты считал рассказ китайца вымыслом, граничившим с реальностью, но теперь ему пришлось серьёзно задуматься об услышанном.  Всё, о чем рассказал этот китаец, приобретало оттенок  реальности. - Это верхний приток Алдана в его верхнем течении, - быстро заговорил Ян. - Природа там дикая: в реке много рыбы, в тайге есть хищные звери. У нас хранится маленький мешочек золотого песка, который дедушка Ван добыл на Алдане. Он, как семейный талисман, передаётся по наследству. Вот теперь достался мне. Тина его видела, может подтвердить.

Фёдор снова подумал, что эта встреча с китайцами - судьба, предначертанная свыше, благодарность за его труды. Любым путём ему надо получить материалы дедушки Вана и, конечно, хотя бы пару золотых песчинок. Возможно, они прольют свет на золотоносность района, которым он занимается. И вообще ему всегда везло на хороших, увлеченных своим делом людей.
- А ты чем занимаешься? - прервав его размышления, спросил Ян.
- Я научный работник. Изучаю рудные полезные ископаемые, - быстро нашёлся Фёдор. – В том числе и золото. По аналогии с известными месторождениями ищу новые.  Можно сказать, продвигаю геологическую науку вперёд.
 
А про себя подумал: «Громко сказано. Проще говоря, провожу самые обычные поисками – то, чем занимались многие до меня. Но они хоть что-то открывали, а у меня пока никаких результатов. Мне доверили такую важную тему, а я, как последний олух, ковыряюсь в бумагах, выискивая какие-то факты, а сам ничего ещё не сделал. Дай бог, чтобы повезло с Курунгом. Федотов и Фишкин ждут результатов».

- Я тоже мечтал заняться наукой, да вот не пришлось. После окончания университета нужно было поднимать своё хозяйство. А сейчас я начинаю семейный бизнес в России. – Ян показал на тюки в полосатых сумках.  -  После Благовещенска первый раз едем так далеко. Можно сказать, дедушка Ван нас сюда привёл.
- Ну что ж, это очень хорошо. Будем надеяться, что вам повезёт не меньше дедушки.
- Я вам тоже желаю удачи.
 «Удача нам не помешает, - подумал Фёдор. – Будем считать, что эта встреча уже удача».
- Раз твой дедушка разбогател на золоте, значит, очень много добывал. А как, интересно? – спросил он Яна.

- О-о, это целая история, заслуживающая того, чтобы о ней написали настоящий роман. К сожалению, у меня нет такого дара. Я математик по образованию, но занимаюсь вот этим. – Он снова показал на свои тюки. – Работа, в общем, не тяжёлая, а старатели вкалывали в поте лица в заботе о хлебе насущном. В их жизни было мало радости – опасность подстерегала на каждом шагу. Их уделом становилась скудная доля земного бытия. Надо было найти этот драгоценный металл и извлечь его из земли. За него давали деньги, на которые можно приобрести всё, что было нужно.