Хомяки и попугаи

Ольга Олевская
Представление не для маленьких детей

Действующие лица:

Папа
Сын
Мама
Дочь
Хомяки –3 штуки
Бабушка
Попугаи:
Мама - попугаиха
Папа - попугай
Чарли
Хомяков и попугаев вполне могут играть одни и те же люди

По авансцене идут мама с дочкой.
 
Дочка ноет: “Мама, купи попугайчика!”, “Мама, купи попугайчика!” “Мама! Попугайчика!” Мама: “Нет, нет, нет!” Дочка: “Купи!” Мама: “Нет, нет, нет!”.
Навстречу папа с дылдой сыном. Сын басит: “Па, возьмем хомячков!”, “Па, хомячков!” Папа: “Ни за что!” “Ни за что!” Сталкиваются с мамой и дочкой. Папа смотрит на чужую маму. Мама - на папу понимающе. Потом:

Папа: Мы ни за то не возьмем хомяка!

Мама: А мы не купим попугая!

Папа: Потому что мы знаем на своем примере, что такое жизнь с хомяком…(маме с дочкой) Хотите расскажу!
Те: Хотим!
- Ты хочешь? (сыну).

Сын. А чего…

Папа. Вот чего. Слушайте все и не говорите, что не слышали! Триллер про хомяков, или как испортить себе жизнь! А начинается все так.  В один прекрасный день ваш отпрыск приносит в дом хомяка, вполне симпатичную мышкообразную дрянь…

Занавес распахивается. Мы видим клетку для хомяков изнутри. Миска, поилка, подстилка…. Появляется хомяк и вытаскивает зернышко из миски, начинает есть. Потом медленно ложится на подстилку, нога на ногу, возможно, мечтает или просто переваривает пищу, возможно, читает газету…

Сын. Он не дрянь! (папа дает ему подзатыльник).

Папа. Молчи уж. Потом этот же отпрыск буквально упрашивает принести еще и хомячиху. Мол, одному Мусе-Пусе скучно,

(Хомяк отбрасывает газету. садится на подстилке и явно грустит, чешет затылок, подходит к решетке, мается)

Сын. У друга есть лишняя хомячиха, так, пожалуйста, разрешите ее взять. Я обязательно исправлю двойку по географии и начну учить английский.
Папа. (Сыну грозно) Твои слова?
Сын. Да,  да… я почти исправил…
Папа. Молчи уж (снова дает ему подзатыльник). Итак, у вас появляется хомячиха. Сварливая и прожорливая, в общем женщина…

Появляется хомячиха, по-хозяйски входит в клетку, жмет руку хомяку, усаживается у миски, ест… Потом валится на подстилку и манит пальцем к себе оробевшего хомяка.

Сын. Я маме скажу!
Папа. Молчи уж! (хочет дать подзатыльник, но останавливается в своем порыве).

Папа. Вся семья наблюдает за хомячьей идиллией.

Хомяк и хомячиха целуются, потом неуклюже кружатся, взявшись за лапы, потом он кормит ее семечком из миски, снова целуются
Входит бабушка с веником и шваброй:
-  Ой какие миленькие! Ой какие дружные!(бабушка садится недалеко на стул, любуется хомяками)

Папа. Ой какие маленькие! Ой какие сладкие!(сюсюкает, передразнивая, видимо, членов семьи). На третий день некто(смотрит на сына) начинает морщиться: “Чем-то пахнет!”Оказывается, за хомячьей четой надо убирать…

Хомяки снова кружатся переворачивают миску, брызгают друг в друга водой…Смеясь, рвут газету и посыпают себя клочками. Бабушка качает головой.

Папа: Некоторым(снова смотрит на сына) это делать некогда. Ему срочно надо учить географию, или у него соревнование, или билет в кино. Но находится бабушка, которая взваливает на себя дополнительную обязанность: чистит клетку, кормит мышей, то бишь хомяков.

( Бабушка со веником и шваброй быстро убирает в клетке, хомяки в это время спят или просто ее игнорируют, сидя на подстилке спиной к ней)

- Скоро обнаруживается, что хомячиха толстеет не по дням, а по часам. И тут – бац- у вас прибавление.

(Хомяки притаскивают коляску, видимо с детьми, сначала качают, потом вынимают спеленутых младенцев и укладывают на пол: раз-два-три…)

Папа: На пару-тройку мышей становится больше. Сколько хомяков у нас было в прошлом году, скажи мне?

Сын. Тринадцать.

(Хомяки снова привозят еще одну коляску и снова вытаскивают детей и укладывают их в ряд)

Папа. Вы слышали? 13 мышей, от которых нет никакого проку. Они жрут, гадят, воняют, плодятся.

(Хомяк и хомячиха бесцельно слоняются, зевая, задевая детей ногами. Потом вкатывают еще одну коляску… Снова достают детей… Появляется еще один взрослый хомя).
 Папа: Они ни черта не идут на контакт, не отзываются на имена. Хотя некоторые (снова смотрит на сына) пытаются приучить их к к кличкам. Как звали твою хомячью бригаду в прошлом году?
Хомяки: - Пусик!
- Мусик(хомячка)
Мусик поднимает свертки:  Карапузик, Серенький, Федя,
Взрослый хомяк: Попандопулос…

Сын.(как считалку) Пусик, Мусик, Карапузик, Белочка, Серенький, Федя, Папондопулос…

Папа. Хватит, хватит перечислений. В одной клетке всем мусикам, пусикам, карапузикам, естественно, уже тесно.

Хомяки  играют в карты, ругаются, откуда-то достают пиво, пьют…

Папа. В ход идут посылочные ящики, покупается еще одна клетка. Хомяки мигрируют туда- сюда, постоянно выскальзывают через прутья, их приходится искать по всей квартире. Потом, видимо, от тоски и безделья в хомячьей семье начинаются суициды.

Мусик: Это не мы такие, это жизнь такая! (всем)

Хомяки начинают кидать по цепочке по одному ребенку назад в кулисы.

Папа.(замахивается на хомячиху) Молчи уж…
 Мусик отбегает назад к подстилке.

Отец. Отвечай, что сделал Попандопулос?
Сын. ( понурив голову). Сбросился с балкона.

Взрослый хомяк: В моей смерти прошу никого не винить.
Уходит.

Папа. Да, чего ему не хватало, спрашивается? Пил,жрал, спал – и вот вам благодарность. Удрал на балкон и свалился вниз. (Язвительно)А некоторые из-за этого так рыдали, что не смогли-таки исправить двойку по географии. А бабушка как причитала, помнишь?

Сын.(неожиданно хмыкает) Помню.

Бабушка с веником и шваброй вздымает руки вверх и видно что-то говорит отчаянное хомякам. Они валяются на подстилке и  смотрят на нее неодобрительно. Бабушка, махнув рукой, уходит.

Папа(внимательно  смотрит на сына, снова замахивается, но опускает руку):

Потом начинается массовые самоубийства. (девочке) Да-да, ты, девочка, не отводи глаза. Хомяки топятся в ведре с водой, давятся в щели между плинтусом и полом, двое погибают под упавшей сверху полкой, некоторые без конца рыдают и пропускают уроки, бабушка глотает валерьянку.Покоя в доме нет, идет сплошная панихида. А потом преподобная Мусик… Может, ты сам расскажешь, что сделала Мусик?

Хомячиха танцует грозный танец, размахивая кульком с ребенком над головой, потом кидает ребенка назад.

Сын (понурив голову). Она… она съела маленького…(девочка и мама  ахают)

Папа. Вот! Сожрала очередного младенца на глазах у бабушки, которая после этого почти упала в обморок. (Бабушка снова заходит к хомякам и падает в обморок держа в руках веник и швабру)

Сын. А Пусик умер… (шмыгает носом) 

Пусик ложится рядом с бабушкой.

Папа. Умрешь тут. От такого Мусика. Хорошо, что я взял коробку с оставшимися грызунами…

 Хомячиха   прихватывает коляски и шагает в кулису. За ней уходят бабушка и Пусик.

Сын. Их было целых пять…

Папа. Да-да, пять, во главе с Мусиком , я вынес их во двор, где выпустил на свободу на газон. Гуляйте, мыши! Ройте себе норки.

Сын. Они же домашние. Они же, наверное, погибли.

Папа. Я тоже домашний и не хочу, чтобы в моем доме каждый день демонстрировалось реалити-шоу из жизни хомяков. Послушайте меня, мама и дочка, никогда, никогда не заводите себе хомяков, морских свинок и белых мышей. Лучше уж птичек.

Мама. Птичек? Нет уж, я вас выслушала, а теперь послушайте вы меня. Люда, посмотри мне в глаза. Хочешь, чтобы я рассказала дядю историю про птичек? Да вот она сама расскажет. Только не начинай рыдать, а то у меня уже крапивница по всему телу от этих рыданий. Расскажешь?

Люда(дрожащим голосом) Да. (сглатывает слюну и взволнованно начинает). Трагическая история про попугаев. Жили-были в нашем доме попугай-мама, попугай-папа и их сынок Чарли…

Теперь мы видим клетку для попугаев изнутри. На сцене кольцо, поилка, зеркальце, миска с кормом…Дверца открыта

Папа. Безобррразие! Где Чарррли? Кто открррыл дверцу? Я спрррашиваю - кто откррыл дверррцу?

Мама( прихорашивается у зеркала) Что на тебя нашло! Чем ты озабочен?

Папа. Я спрррашиваю, где Чарррли? Кто открыл дверцу? Безобррразие!

Мама. Что-что-что? Что-то я сейчас не совсем чаровница.(разглядывая себя в зеркале) Что ты прочирикал насчет Чарли?

Папа. Кошмаррр! Чарррли пропал. Дверца открыта. Супрруга рравнодушая пррестарррелая вертихвостка! (взлетает на кольцо). Безобразие.

Мама отходит от зеркала и - руки в боки - вступает в осмысленный диалог:

Мама. Ты чокнулся что ли? Наша девочка часто открывает дверцу! Часто-часто-часто! Почти ежечасно! Хочешь - летай по комнате, хочешь качайся на качалке! Вот Чарли и полетел. Он сейчас наверное в гостиной, смотрит телевизор. Он хочет научиться изображать стрельбу.

Папа. Чарли бродяга! Ррразве я мог это прррредставить! Подрррастающий ребенок- огрррромная прррроблема. В его возрррасте я пррредпочитал смотррреться в зеррркало и корректировать изобррражение.

Мама.  Чепуха-чепуха-чепуха! Что значит коррректировать изобрррражение (передразнивает)?

Папа. Я дрррробил его клювом. По зеррркалу пррробегали трррещинки, и изобррражение пррриобррретало интерррресность.

Мама. Чушь, чушь, чушь! Зачччем меня притащили сюда четыре года назад?  Лучше бы я воспитывала Чарли в одиночестве, чем с чокнутым папочкой.

Папа. Чарррли, мой отпрррыск! Куда ты запррропастился?

Мама. ( в никуда). Что за оказия, создатель! Вечно трещите как воробей! Чучело! (махнула рукой-крылом, нервно схватила пшено из миски, ест)

Папа. Ты кррррыльями на рррразмахивай, не рррразмахивай! Прррояви ррродительскую тррррепетность, пррисмотррри за кровинкой - вот мои спрравледливые тррребования.

Мама. Чем ты сам-то занят? Чем на качельках качаться, вылети да поищи сына, если чувствуешь беспокойство. А я пока горлышко почищу. (идет к поилке, делает несколько глотков)

Папа. Я ррразве прррросто так тут прррохлаждаюсь? Я карраулю нашу кваррртиру! Я оберрегаю нашу ауррру. Я на стррраже поррядка! Я ррработаю с утррра до вечеррра.

Мама.( прочистив горло, пробует петь). А-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у-у!

Папа. Перррестань! Моррроз пррробирает от этих прррротивных трррелей. Кирркоррров из тебя не прррроглядывает.

Мама. Зато Пугачева просвечивает. “И под стужей, и под градом, лишь бы быть с тобой рядом это очень-очень хорошо!”

Папа. Пррепрротивно! Не сотворрри себе кумиррра… Впрррочем мне нррравится песня прро айсберрррг… И пррро имперратрррицу

Мама. Это Аллегрова.

Папа. Аллегррова прри чем?

Мама. Про императрицу она поет. Гуляй, шальная императрица!

Папа. Алеегрррова, не Аллегррова, какая ррразница! Чарррли, сынок единокррровный! (слезает с кольца, кричит в дверцу).

Мама. Да вон он! Из-за чего и выкаблучивался полчаса?


Входит Чарли. Клево! Я летал и слушал, слушал и летал. Я лучший летун и слушатель! Я локатор и самолет в одном лице! “Ложитесь, гады! Сейчас как рванет!”(неожиданно грубо и громко!)

Папа плюхается на пол и закрывает уши.

Мама: Кино закончилось. Нечего тут Джеки Чана изображать.

Чарли. Я детектив смотрел, про Ментов. Я Дукалис. А еще Дима Билан. “Ла-ла-ла-ла) (напевает песню Димы Билана).

Мама. Чуть-чуть похож. Отец, вставай уже!

Папа поднимается. Чарли смеется.

Папа. Прридумал пррррикалываться над старым отцом. Позорррр!

Чарли. Да ладно, я пошутил…

Папа(снова забирается на качалку- кольцо). По прррраву старррршего  и мудррого я запрррещаю тебе самовольно вылетать из отворреннной дверрррцы. Ее откррррывают, чтобы прроветрривать нашу кварррртиру, а не для прррогулок у телевизоррра без ррразвершения рррродителей.

Чарли. Я не маленький, чтобы липнуть к плошкам и кольцу. Я хочу летать и учиться у телевизора копировать фильмы. Я уже научился плакать, как наша Люда: плачет: А-у-а - а, не хочу в школу, у меня ножка болит…(копирует детский голос). Я могу говорить как наша Елена Павловна: “нет, нет, нет! Люда, хватит лежать! Сегодня у вас контрольная!”
(копирует голос мамы). Я умею изображать войну:
- Рус, сдавайся! Трррр(стреляет из автомата).
- Нет, партизаны не сдаются! Прости меня, любимая, но иначе я не мог! ( бух! - изображает разрыв гранаты).
Я выучил “Дом-2”. Поет “15 клевых ребят на проекте дом-2, с нами Ксения Собчак и Ксюша Бородина. Построй свою любовь!”
Я хочу научиться всему! И Дискавери, и ТНТ, и Дамскому каналу. У меня есть цель!

Папа. Аррртист погоррррелого театррра.

Мама. У мальчика есть мечта, тебе можно у него поучиться. Он чистый птенчик, но у него есть честолюбие.

Папа. Я категоррически прротив прроникновения черрез дверрцу к телевизорру, Чарррли. Берри с меня прример. Я добррропоррядочный попугай, ррожденный в этой клетке. Это моя ррродина, это твоя ррродина! Не будь пррредателем! Твою безалаберррную мать купили на рррынке. Отсюда у нее рррыночный нрррав.
Мама. Чудаковат у тебя папа, Чарли. Час от часу становится чудаковатее.
Чарли. Мама счастливая. Она видела рынок. Вот я, я люблю Люду, Елену Павловну, вас, но я кроме этой клетки и этого дома больше ничего не видел.
Папа. Ты не в Афрррике! Здесь не рррекомендуется попугаям летать по стрране. Здесь моррозы и грррозы. (нервно). Когда Люда закрроет дверррцу! Прросто порразительная рррассеянность!

Чарли. Я слышал, как по телевизору говорили: “Лето предстоит засушливое, теплое, солнечное”.

Папа. Все врррут! Поверрь, метеорррологи всегда врррут. Спррроси у матерри, сбываются ли прррогнозы.

Мама. Частично совпадают. Я слышала, что у Черниковых умерла черепашка и они хотят взять своей девочке попугая.

Папа. Пррричем здесь Черрниковы! Прричем здесь смеррть черррепахи!

Мама. При том. Черниковы хотят взять Чарли. Вот мой прогноз.

Папа. Пррекрати прровокации. Как ты бессерррдечно это говоррришь!

Мама. Зато честно.

Чарли. Ма, ты думаешь, что меня возьмут Черниковы?

Мама. Да, сынок. Что-то мне досказывает, что так будет.

Чарли. Я буду жить у них в клетке?

Мама. Да, сынок. Чему быть, того не миновать. Но я чувствую, что Черниковы - хорошие люди. У них наверняка тоже есть телевизор.

Папа. Я прротив, я пррротив, это прротивоестественно. Чарррли, это пррровокация со сторрроны матерри!

Мама. Это наша жизнь.
Тут Чарли делает крутой вираж и исчезает. Родители бросаются за ним, но застывают у дверцы, не смея переступить.

Голос Чарли уже издалека: Я улетаю в форточку! Я хочу увидеть засушливое солнечное лето. Я хочу научиться звукам большой жизни, а не только телевизора. Я не хочу просто перейти в другую клетку. Простите и прощайте!

Папа (падает на спину, закрывая лицо руками). Кровинушка моя, Чарли, прощай.

Мама (философски). Хоть час да его. (подсаживается к супругу, гладит его по голове). Хочешь, я снесу тебе другое яичко, не простое, а в крапинку?

Скорбь. Пауза. Темнота. Попугаи исчезают.
 
Потом снова на авансцене появляются девочка и мама.

Люда: Мама, он погибнет! Он вчера целый день сидел на тополе и чирикал! Я так звала его! Мама!(утыкается в мать и рыдает)

Мама. Людочка, ну что делать? Мы же развесили везде объявления. Если Чарли к кому-нибудь случайно залетит, то нам позвонят. А может он не захочет к нам возвращаться и останется жить в хорошей доброй семье.

Люда. Ты думаешь?

Мама. Да. конечно.

Люда. А вдруг его схватит кошка? Он же такой неподготовленный к самостоятельной жизни? Чарли, Чарли! Зачем ты улетел! А его родители? Они же умрут от горя!
Люда плачет.

Появляются Папа и мальчик. Мальчик тоже отворачивается, его плечи вздрагивают. Мама и папа сокрушенно смотрят друг на друга и разводят руками.

Папа. Гм-гм, барышня… Это, наверное, про вашу птичку я читал недавно в газете. Представляете, там описали просто поразительный случай. Женщина развешивала на балконе белье и к ней прилетел попугай. Такой смелый и сообразительный. Сразу сел ей на плечо. Она просто в него влюбилась с первого взгляда. Принесла в дом, потом сбегала купила клетку и он стал у нее жить. По-моему, статья называлась “Незваный гость”.

Люда(прислушиваясь). А там не писали, какой попугай? Синий с желтеньким горлышком?
Папа. Извините, барышня. Не помню. Но, кажется,  в такой гамме. Если бы он был розово-фиолетовым, я бы точно запомнил.

Люда. Мама, вдруг это наш Чарли?

Мама. Да,я думаю, это он. Не каждый же день по нашему городу летают попугаи. Мы ведь не в Африке живем. (благодарно жмет папе руку)

Люда. Это точно был Чарли! Как я рада, что он не погиб!

(ее слова прерывает странное уханье. Это мальчик продолжает трястись в рыданиях все смотрят на него).

Люда. Мальчик, а у тебя хомяки были бежевые?

Мальчик кивает.

Люда. У нас в школе к девочке тоже хомяки прибежали. Представляете? Она пришла с уроков домой, входит в лифт, а там сидят хомяки. Она их сначала взяла к себе домой, а потом раздала подружкам, только одного себе оставила.

Мальчик (уже не трясется). Врешь!

Люда. Чего мне врать, если я их собственными глазами видела. У одного глазки такие – настоящие бусинки и как будто смеются. А лапками так смешно еду держит – вот так…(показывает, как хомячок жует)

Мальчик. Это Федя, точно, это Федя. Прямо вылитый Федя. Да, пап?

Папа. Очень похоже. А ты на меня дулся. Видишь, они, мыши, сообразительные. Видно,  понеслись по городу, только пятки засверкали. Жить-то охота. А у нас дома у них, видно, что-то разладилось.  Видимо, у нас для неподходящий климат.

Мальчик. И бабушка так говорит…

Папа. Наша бабушка зря ничего не скажет. У нее, сам знаешь, голова как городская дума…

Мама. Как хорошо, что вы нам встретились. Наконец-то мы узнали правду о Чарли, правда, Люда?

Люда. Да, хорошо. Только … только  попугайчики- родители, они же ничего о нем так и не узнали…. (снова собирается заплакать)

Папа(решительно). Нет, товарищи, дорогие, хватит. Пойдемте лучше в кафе есть мороженое. Мы приглашаем. Да, сын?

Мальчик. Мороженое и пирожное. Да, пап?

Папа было хочет замахнуться по привычке, но чешет затылок: Да, мороженое, пирожное и молочный коктейль.

Мама. Что ж, спасибо, за приглашение. Мы согласны, правда, Люда?
Люда. Да, ура! Мороженое, пирожное и молочный коктейль!

Папа и мама (хором) И никаких хомяков с попугаями.

Занавес.