Второй сигнальной системой обладает только человек. Эта система является
источником разума. Суть её в следующем. Понятия выработанные 1-ой сигнальной
системой хранятся в сознании в долговременной памяти в виде кодовых названий -
слов. С началом процесса мышления, инстинкт (программа) мышления вытаскивает из
долговременной памяти нужное понятие в оперативную память центрального
процессора - в сознание, формируется образ данного понятия и начинается работа с
ним. Теперь человеку чтобы мыслить, о чём-то рассуждать не обязательно видеть,
слышать и вообще чувствовать эти объекты, образы этих объектов он может вытащить
из сознания с закрытыми глазами. Такой образ мышления - "с закрытыми глазами"
называется Креативным мышлением - мышление оторванное от окружающего мира. Такой
образ мышления помог человеку высказывать гипотезы. То есть творить то, чего до
этого не было в природе - паровоз, пароход, самолёт и др.
А мыслит человек исключительно образами. Второй уровень сознания начал
формироваться у человека с освоения вербального общения, речи. Когда человек
научился понятиям присваивать кодовые названия – слова. Ведь образы из сознания в
процессе мышления мы вытаскиваем по кодовым названиям-словам, которые мы в
процессе мышления непременно произносим беззвучно в уме.
Попытайтесь мыслить бессловесно и у Вас ничего не получится. Также мышление
невозможно если слова не превращаются в образы, потому что мышление работает
только с образами.
Долговременная память где хранятся понятия - это библиотека осознанных
образов, где хранятся сами образы и их описания, назначения этих образов, что они
собой представляют, что-то вроде руководства по применению данного образа. Все
эти данные мгновенно всплывают в нашем мозгу по первому требованию в процессе
мышления. Надо отметить, что образы и понятия хранятся в сознании не в виде
отдельных обрывочных эпизодов, а в виде единой картины окружающего мира, которую,
в меру своих способностей, выработал человек на данный момент времени.
Следовательно в сознании хранится понятийно-образная модель окружающего мира или
субъективное отражение объективного мира.