Мой первый урок

Чойнова Инна Владимировна
Мама работала учительницей в первом классе. А я была студенткой матфака, приехавшей на каникулы после зимней сессии. Так как у мамы появилась необходимость посетить открытый урок у коллеги, то она и попросила меня, как будущую коллегу, заменить её на уроке рисования. Всё было просто, как мешок картошки: надо  дать детям тему для рисунка и проследить, чтобы в классе соблюдались тишина и порядок, а потом в конце урока всем поставить хорошие отметки.

Первоклашки смотрели на меня ясными и чистыми глазами. Мама представила меня детям и ушла на открытый урок. Мы остались один на один.
Я объявила тему  рисования. На дворе стоял февраль, и тема была самая актуальная: «Наша доблестная армия». Тут же Вадик, сидящий на последней парте, спросил: «А про что мы будем рисовать?» Я дала самые подробные разъяснения. Он кивнул, но сразу за ним Наташа со второй парты задала тот же вопрос. Затем это же спросили ещё пять учеников.

Я повернулась к доске, чтобы написать тему крупными буквами. Это было моей большой ошибкой. Теперь-то я хорошо знаю, почему цирковые дрессировщики никогда не поворачиваются спиной к своим хищникам. И у детей, и у животных есть такая интересная особенность: когда человек поворачивается к ним спиной, они перестают его воспринимать, как авторитет, особенно, если этот человек для них – новый. Чтобы держать класс малышей в сфере своего влияния, надо видеть их всех сразу. Весь класс целиком и каждого лично. По крайней мере, хотя бы первое время.

Не успела я дописать на доске второе слово, как сзади раздался грохот, и за ним – оглушительный рёв. Это Андрей, сидевший в одиночестве в середине третьего ряда,  умудрился не просто свалиться с парты, раскидав свои принадлежности для рисования, но и опрокинуть парту на себя. А кто помнит древние школьные парты, сколоченные из толстых досок и покрытые многолетними слоями краски, тот сразу вспомнит их тяжкий вес. Я кинулась вытаскивать Андрея из-под парты и не сразу поняла, что ревел не он. Он-то, как раз, улыбался.

 Очумело крутанув головой, обнаружила источник крика. Невероятными возможностями голосовых связок, как оказалось, обладало крохотное изящное существо с бантиками – Ира.   На несколько минут я потеряла всякий контроль над классом, пытаясь выведать у будущей солистки оперы  причину её горя. Наконец, с помощью её соседа по парте – серьёзного крепыша Вити – выяснилось: в момент полёта Андрей нечаянно прихватил с собой Ирин альбом, который теперь из-за помятых листов так жестоко не устраивал свою хозяйку.

Пока я занималась Ириным горем, на первом ряду начались бои местного значения между Гошей и Колей. Чего они между собой не поделили, выяснить так и не удалось. Детишки сказали, что «они всегда такие, ещё с садика». Пришлось развести их по разным концам класса. Гошу посадила за учительский стол, сунула ему в руки аль-бом и карандаши. Колю пересадила к Андрею. Невзирая на разницу в весовых категориях, Коля тут же начал показывать кулаки превосходившему его в размерах вдвое соседу. Срочно поменяла боевых цыплят Гошу и Колю местами, пока и там не началась войнушка. Долго разбирались с принадлежностями карандашей их хозяевам.
 
Успокоила эту боевую парочку, обнаружила поток тихих слёз в самом центре класса. Эмма, опустив голову, рвала в клочки свой рисунок с парадом будённовцев. Оказывается её сосед по парте шкодливый Женя дорисовал к каждой лошадке Эмминой кавалерии какашки, сыплющиеся из-под хвостов. Подруги тихой Эммочки Нина и Галя, пока я занималась её утешением, орали на шкоду не хуже базарных торговок и пытались вырвать у него его собственный рисунок с танками и самолётами, планируя в отместку нарисовать на нём такие же какашки.

Дети подсматривали в чужие альбомы,  ябедничали друг на друга, баловались, смеялись, шумели…

На ползающего между партами Максима у меня уже не хватало сил. Как мама справляется с этими детишками?!


Наконец, прозвенел звонок. Как выяснилось, открытый урок шёл за стенкой, наш шум немного мешал этому мероприятию, но завуч несколько раз подходила к двери нашего класса, тихонько заглядывала и уходила.
 К моему безмерно огромному удивлению, она потом похвалила меня в разговоре с моей мамой, сказав, что я очень даже неплохо справлялась. Главное, что все живы и здоровы, и даже выполнили задание.

Когда мне снова пришлось заменить урок в этом классе, у меня действительно всё получилось. Спасибо мудрой Фаине Павловне – нашему завучу, ведь знала, как надо вдохновить начинающего коллегу.








На снимке: я - начинающая учительница.