Фантаврия дополненное

Олег Азарьев
Олег Азарьев

Фантаврия, или Грустная история крымской фантастики… с явными намёками на светлое будущее

(Вместо предисловия)



1. Кандидаты в основатели

Немало лет крымская фантастика отсчет свой вела от Александра Грина. Во многом это справедливо. Александр Степанович не был коренным крымчанином, то есть человеком, родившимся на полуострове. По состоянию здоровья он обосновался на полуострове в последние годы жизни. И все же Крым, где влюбленный в этот особенный мир, полный легенд и бурной многотысячелетней истории, Александр Гриневский (настоящая фамилия Грина) и прежде был нередким гостем, пропитал его произведения насквозь. И во многих романах, повестях и рассказах Грина, в его вымышленных городах, гаванях, улицах и переулках исследователи, по вполне опознаваемым приметам, узнают гавани, улицы и переулки Севастополя, Ялты, Евпатории, Керчи, Феодосии.
Тем не менее трудно утверждать, во всяком случае мне (пусть меня поправят), что, дескать, крымская фантастика вышла из морской куртки гриновского капитана Грея, как русская литература — из шинели гоголевского Акакия Акакиевича. Уж очень своеобразным писателем был Грин — ни на кого не похожим и подражанию не поддающимся. В советское время, во многом несправедливое к творцам (а когда и где оно было совершенно справедливым?), Грин был нежеланным (для сталинских идеологов), а после смерти в 1932 году не одно десятилетие и вовсе опальным автором, да и ныне остается все еще малоисследованным и далеко не полностью опубликованным.
Впрочем, сам Грин фантастом себя не считал. Например, когда один знакомый литератор похвалил его роман «Блистающий мир» как фантастический, Александр Степанович раздраженно возразил, что роман вовсе не фантастический, а символический.
Фантастика современных крымских авторов мало похожа на гриновскую прозу. Во многом она равняется на общий поток, то бишь по-нынешнему, нерусскому, — на мейнстрим мировой фантастики, благо сейчас можно прочесть множество переводных романов как американской (в подавляющем большинстве), так и европейской (тощий ручеёк) фантастики.
Впрочем, нельзя сказать, что произведения крымчан слепо копируют западные или российские образцы. Талантливые авторы ищут свою тему, свой путь. И порой эта тема включает в себя и сам полуостров — его прошлое и настоящее, а также его вероятное и даже совершенно невероятное будущее.
Вдобавок из крымских литераторов, как выяснилось, не Грин первый отдал дань этому жанру. Собирая материал для этого эссе, я обнаружил, что первым крымским литератором, который нередко обращался к фантастике, был известный крымско-татарский журналист, писатель, издатель и просветитель Исмаил Гаспринский, который писал и печатался как на крымско-татарском, так и на русском языке. Он — автор мусульмано-европейской утопии, романа «Страна Рахат мусульман» и его продолжения, опубликованного (хоть и незаконченного) романа «Сто лет спустя. 2000 год», а также историко-фантастической новеллы «Горе Востока».
Однако не уверен, что и его, талантливого, разностороннего и многожанрового автора, можно считать родоначальником фантастики Крыма. Разве что в той же мере, как Михаила Булгакова — родоначальником советской фэнтези.
Кроме Александра Грина и Исмаила Гаспринского, можно назвать еще одно известное имя. В двадцатые годы XX века в Крыму жил, работал милиционером, болел туберкулезом и создавал свои первые фантастические рассказы еще один Александр — Александр Беляев. Впрочем, его пребывание в солнечной Ялте было весьма непродолжительным и оставило след не столько в истории крымской литературы, сколько в произведениях и биографии самого писателя.
Мне могут напомнить и еще одно имя, которое за последние десятилетия стало много популярнее, нежели было в советскую эпоху. Это Максимилиан Волошин. Но при всем том, какое положение занимает и какое значение имеет Волошин в крымской, русской и мировой литературе, он — философ, романтик, мистик. Но фантаст — лишь в предельно малых величинах.
Есть еще один претендент. Мало кому известный сейчас, но достаточно популярный в 40-50-е годы Вадим Охотников, советский изобретатель и писатель-фантаст ближнего, как принято говорить, прицела. Он, подобно Грину, поселился в Крыму по нездоровью — в 1952 году и, кстати, похоронен в Старом Крыму рядом с Грином. Писать он начал поздно и ничего эпохального не создал, в отличие от своих изобретений, которыми пользуются до сих пор. Повести и рассказы его печатались в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Техника молодежи», выходили отдельными книгами, в том числе в «Крымиздате» («Первые дерзания», 1959 г.).
Но и он не подходит в основатели. Слишком велик разрыв между ним (Охотников умер в 1964 году) и поколением крымских фантастов конца 70-х, — не только временной, но и идеологический, потому что все они (то есть все мы), в большей или меньшей степени, высыпались-таки из карманов братьев Стругацких и Ивана Ефремова, а не из кармана их литературного антагониста Александра Казанцева.
Тут меня так и подмывает перефразировать одну цитату, в советское время набившую школьникам оскомину — про «Колокол» Герцена, который разбудил… и так далее. Потому как очень уж напрашивается аналогия: «Туманность Андромеды» Ефремова пробудила братьев Стругацких, а от них уж — пошло-поехало.
А вот еще один обитатель Старого Крыма, писатель-фантаст Юрий Котляр. В начале 1960-х годов публикуются его первые произведения в жанре научной фантастики и приключений. Его рассказы и повести в те годы частенько выходили в журналах и альманахах «Искатель», «Мир приключений», «На суше и на море», «Уральский следопыт», в сборниках фантастики. Впрочем, опубликовал он всего с десяток произведений и с 1970 года практически не печатался. Хотя недавно в музей Старого Крыма был передан его портфель с рукописями. Подозреваю, что там лежат и неизданные вещи.
При этом Котляр был адептом так называемой «фантастики ближнего прицела» (то есть примыкал к тупиковой группе фантастических соцреалистов А. Казанцева) и, что хуже всего, кляузником. Так, в 1964 году, в компании с двумя неудавшимися фантастами — А. Колпаковым и Г. Чижевским, он накатал натуральный донос (совершенно в духе недавно ушедшей сталинской эпохи) в ЦК комсомола (поясню нынешнему поколению: комсомол — это школа советского коммунизма, а точнее, школах компартийных чиновников без чести и совести), в котором с идеологической точки зрения критиковались фантастические книги издательства «Молодая гвардия», в первую очередь — произведения братьев Стругацких, Ариадны Громовой, Еремея Парнова и других талантливых писателей-фантастов и критиков.
Кстати, с братьями Стругацкими Котляр зацепился, что говорится, не на жизнь, а насмерть, и не раз критиковал их произведения — с идеологической точки зрения. Впрочем, Аркадий Стругацкий в долгу не оставался и в издательских внутренних рецензиях крушил произведения Котляра в пух и прах, не давая ходу его книгам. Так у Котляра ни одной собственной книги и не вышло. В известной степени с подачи А. Стругацкого.
Любопытно, что Юрий Котляр умер и похоронен в Старом Крыму совсем недавно — в 2008 году. Но лично я до 2015 года ничего о нем, как крымском фантасте, не слышал. А почитав то, что с трудом смог найти в Интернете, сделал вывод, что писатель он был неплохой, во всяком случае, вовсе не бездарный, хоть и основательно зашоренный советской идеологией.
Нет! И Котляр не тянет на основоположника. Тем более что в Крыму он с собратьями по жанру, да и просто по перу, похоже, совсем не общался.


2. Откуда есмь-таки?..

Что же остается? Неужели крымская фантастика, как сорняк на ветру, литература без роду без племени, а крымские фантасты — этакие неприкаянные литературные космополиты (ругательное слово советских партчиновников и нынешних юдофобов)?
В самом-то деле, не считать же крымскими родоначальниками жанра всех скопом советских фантастов, кто в разное время оставил свои следы на пыльных тропинках крымских заповедников, на асфальте крымских городов и поселков, на дорожках и пляжах санаториев и знаменитых Домов творчества писателей. А это и Михаил Булгаков, и Алексей Толстой, и благословенный им в литературу Иван Ефремов, и братья Стругацкие, и Дмитрий Биленкин, и Георгий Гуревич, и Александр Шалимов, и Роман Подольный, и многие другие.
Новый старт крымская фантастика сделала в 1977 году, когда, очень сильно покусанная цензурой, но выстоявшая, вышла в издательстве «Таврия» фантастическая повесть Светланы Ягуповой «Зеленый дельфин». В 1979 году «Таврия» выпустила ее сборник фантастических повестей «Феномен Табачковой». Затем последовали публикации ее рассказов в московском альманахе «Фантастика» (1983 и 1984 г.г.), а в крымском, киевском и московском издательствах увидели свет авторские сборники «И нуль-пространство разомкнуть», «Ладушкин и Кронос», «Твой образ», фантастический роман «Феникс», а в нынешнем веке — сказочная повесть «Сердоликовый ларчик», и (мизерным тиражом) сборник «Крылатая лошадка», куда вошел полный вариант «Зеленого дельфина» под родным названием «Ты — это я» и новые повести «Когда твой кот заговорит» и «Крылатая лошадка».
Сама Ягупова (единственная среди крымских соратников по жанру), особенно в первых своих произведениях, придерживалась гриновского направления в фантастике. И не по причине землячества, а по причине созвучия душ и творческих устремлений, что, несомненно, отразилось на стилистике ее книг. Программными в этом смысле стали ее повесть об Александре Грине «Капитан» и пьеса «Цепь и парус».
Именно Светлану Ягупову, по моему глубокому убеждению, и можно с полным правом назвать родоначальником крымской фантастики — как явления в крымской, русской и мировой литературе. И вот почему.
Светлана Ягупова не только писала и публиковала свои книги. Она смело взяла «под крыло» группу молодых крымских авторов, для которых из всех жанров важнейшим являлась фантастика.
С начала восьмидесятых четырежды в год, в рамках семинаров Областной литературной студии (замечу ради справедливости, оплачиваемых Обкомом комсомола), молодые литераторы (в том числе и фантасты) из разных городов Крыма съезжались на два выходных дня в Симферополь, и — если говорить только о фантастах — в Союзе писателей проходило заседание секции фантастики, где авторы читали и обсуждали (да так, что пух и перья разлетались) свои новые произведения. Последней на обсуждении очередного автора — обычно красного и взмокшего, как после бани, — выступала Светлана Ягупова, не только талантливый писатель, но и дипломированный педагог. Она очень точно подводила итоги и умела успокоить спорщиков. Иногда авторы обижались друг на друга, но никогда — на нее. Это была хорошая и, главное, профессиональная литературная школа. Именно так обсуждались авторские тексты в Литинституте и на сценарном факультете ВГИКа.
Результат этих встреч — сборник фантастики «Фантавры». А очень больная и бездетная, но энергичная и деятельная Светлана Ягупова стала «мамой» целой оравы фантавров.

3. «Фантавры»

Итак, первая половина восьмидесятых годов прошлого века. Самый глухой застой, когда руководившие страной генсеки КПСС, не приходя в сознание, стремительно сменяли друг друга, устраивая гонки на лафетах к ямам у Кремлевской стены, а держиморды-цензоры, ошалевшие от столь непристойной чехарды кремлевских маразматиков, запрещали все, что хоть чуток выбивалось из монолитного строя серого воинства соцреалистов (особенно жёстко — в провинциях).
И вот в это интересное время, а точнее — в 1983 году, в Крыму издается сборник «Фантавры» — переполовиненный, до полусмерти истерзанный цензурой и лично главным редактором издательства «Таврия», который смыслил и в фантастике, и в художественной литературе столько же, сколько лошадь в астрофизике.
К читателям прорвался-таки первый в СССР коллективный сборник молодых фантастов (уточняю: сборник только молодых фантастов — для многих авторов это вообще была первая публикация в их жизни), а вслед за ним готовится к выпуску сборник «Фантавры-2».
Составила, придумала название, уберегла от недоброжелателей, отвоевала у цензуры и дала жизнь «Фантаврам» — Светлана Ягупова. Замечу, что сама она в этом сборнике как автор принципиально не участвовала.
Вскоре, судя по реакции фэнов, писателей и литпартчиновников страны Советов, стало понятно (и составителю, и авторам, и литобщественности), что явление «Фантавров» народу — событие не крымского, а всесоюзного масштаба, поскольку в то время учудить такое (только молодых, да целую книжку, да еще столь подозрительного, подрывного жанра, как фантастика, да к тому же в провинции, у самой границы) не смогли больше нигде, даже (или — тем более?) в столице СССР. Это, вероятно, был первый и последний раз в жизни, когда молодые столичные авторы завидовали молодым авторам-провинциалам.
Основой первого сборника стали рассказы А. Дуреева, Л. Козинец, Д. Клугера, Н. Астаховой, В. Грачева, С. Могилевцева, А. Зарубина, О. Азарьева, А. Коновалова, В. Лося, В. Павлова, Э. Левина…
После «Фантавров» успел проскочить сборник «женской» фантастики, где Светлана собрала только прекрасную половину фант-авторов, под названием «Феми-фан», тоже удачно придуманным Ягуповой.
Однако сборник «Фантавры-2» так и не состоялся, хотя и был собран С. Ягуповой. Его судьбу решали аж на уровне Киева, на уровне главного идеолога товарища Кравчука — в скором будущем пана президента незалежной Украины, предателя СССР и своей партии, искусного политического афериста.
И вот в Киеве «очухались» и решили не вырабатывать у крымских фантастов привычку к приятным событиям, а посему сборник «зарезали» — и «зарезали» с удовольствием, как Чикатило свои жертвы: в 1985 году в крымское издательство «Таврия» из Киева пришел циркуляр, который категорически запретил издавать в украинской провинции фантастику.
А в «Литературной газете» один из посредственных киевских беллетристов, незалежный пан, а тогда еще, впрочем, преданный серпу и молоту компартийный товарищ В. Яворивский, выполняя «соцзаказ», немного «потоптался» по первым «Фантаврам». Но поскольку он, ни ухом ни рылом не сведущий в фантастике, эту книжку, судя по статье, даже не открывал, топтание у беллетриста получилось убогим (как его литературные опусы), идеологически вялым, хотя и достаточно подобострастным по отношению к заказчикам пасквиля.
И все-таки толчок молодым фантаврам, крестникам Ягуповой, был уже дан. Их заметили, и каждый отправился в собственный полет, — и те, кто попал в сборник, и те, кого вырезала цензура, и те, кого в самый последний момент, без согласования с составителем, самочинно выкинул из него перетрусивший главред издательства «Таврия».
По-прежнему, в рамках областной литстудии, раз в три месяца собралась секция фантастики. В гости к фантаврам теперь приезжали маститые писатели — Дмитрий Биленкин, Виталий Бабенко, Георгий Гуревич, Роман Подольный, Александр Шалимов, редактор Нина Беркова, знаменитый профессор Козырев и другие интересные люди. Фантавров отныне приглашали на ежегодные Всесоюзные семинары молодых писателей, работающих в жанре приключений и фантастики. Как говорится, жизнь вроде бы налаживалась…
Кто бы знал, какие испытания ждут племя фантавров впереди? Да разве только их?
Разрушительная перестройка в то время уже набирала силу.


4. Каждый сам за себя…

В перестроечные годы крымские литераторы (и не только фантасты), как повсеместно и литераторы всего «Союза нерушимого Республик свободных», вдруг выяснили, что они больше никакие не властители народных дум и что в их новой жизни уместнее всего клич: «Спасайся, кто и как может!»
А потом перестройка как-то незаметно перешла в перестрелку, развал, развод, повсеместное национал-безумие, а также первоначальное накопление — жестокости и кровавости которого позавидовали бы даже безжалостные пираты Флинт и Морган и безбашенные бандиты Дикого Запада США.
И с той поры история крымской фантастики, по живому, с кровью и слезами оторванной от России (как и весь Крымский полуостров), на годы становится грустной, горькой и даже трагической.
Секция фантастики, вместе с Областной литстудией, потеряв комсомольское финансирование, канула в небытие. Фактически с 1991 года крымская фантастика как единое течение снова перестала существовать. Да и вообще многое изменилось. В первую очередь — образ жизни. Отныне каждый фантавр (да и вообще каждый из нас) действительно был сам за себя.
Некоторые фантавры ушли в издательское дело и начали печатать не столько себя, сколько других — чтобы заработать. Этим все казалось: вот издам еще одну книжку, заработаю на ней кучу денег, и можно будет вплотную заняться собственным творчеством. Но куча денег никак не получалась — заработанное отнимало «родимое» государство, и не оставалось времени на писание своих текстов.
Кому-то из фантавров удалось пробиться в московские журналы и издательства (кому — со своими текстами, а кому — с переводами чужих), кому-то — напечатать в Крыму мизерным тиражом и за свой счет или за счет редких в Крыму спонсоров одну-две собственные книги, поучаствовать в паре посредственных малотиражных сборников и даже стать членами Союзов писателей, кто-то из них полностью посвятил себя журналистике, для других бизнес оказался важнее творчества, некоторые по-прежнему писали фантастику и давали читать рукописи друзьям и знакомым.
А для некоторых все совсем кончилось…
Александр Дуреев, один из самых способных семинаристов Ягуповой, лауреат журнала «Техника-молодежи», участник Первого Всесоюзного семинара молодых фантастов, первым же из фантавров, вскоре после Всесоюзного семинара, подготовил к изданию авторский сборник — «Желанные пороги Земли». Книгу рецензировал переехавший на жительство в Крым днепропетровский фантаст Леонид Панасенко. В рецензии (она опубликована в справочнике «Кто есть кто в крымской фантастике» — Симферополь, «Таврия», 2004 г.), написанной внешне доброжелательным слогом, но тоже выполняющей «соцзаказ», Панасенко практически камня на камне не оставил от рукописи. Понятное дело, несмотря на все расшаркивания Л. Панасенко перед автором в конце рецензии, киевское издательство «Молодь» книгу с радостью «завернуло». Несколько рассказов А. Дуреев опубликовал-таки в местной прессе. А в 1999 году, будучи в состоянии тяжелой и затяжной депрессии, Саша Дуреев уничтожил все свои рукописи и покончил с собой.
Талантливый писатель и художник Евгений Отурин, хирург по профессии, кандидат медицинских наук, был вычеркнут из «Фантавров». Вышедшую отдельным изданием фантастическую пародию (соавтором которой он был) «Жертвы для чудовища» — под двойным псевдонимом «Пульпит Кэриес — переводчик О. Е. Турьев», отметили в «Книжном обозрении» как одну из «самых зубодробительных» фантастических пародий. В 2002 году Евгений Отурин скончался после тяжелой болезни. Его фантастический рассказ «Муза», написанный для «Фантавров – 2», опубликован в газете «Здоровье Крыма» в 2003 году — в годовщину его смерти.
Людмила Козинец, один из самых успешных «фантавров», автор нескольких книг и многочисленных публикаций в сборниках, дважды лауреат конкурса фантастики «Чумацкий шлях» (1987 и 1991 г.г.), призер «Еврокона» (1992 г.), скоропостижно ушла из жизни в 2003 году. В том же году в г. Кемерово умер автор нескольких книг, «фантавр» Александр Зарубин.
И все они — талантливые люди, которым так и не перевалило за полвека. И уже никогда не перевалит.


5. Книги крымских фантастов

Ярким литературным событием в Крыму начала 90-х можно считать изданный в 1992 году в Симферополе стотысячным тиражом роман Василия Аксенова «Остров Крым» — самое первое и самое полное издание запрещенного многие годы в Советском Союзе фантастического романа (альтернативная история как-никак) и первая, после многолетнего эмигрантского перерыва, книга писателя на родине — правда, только что развалившейся, но пока — лишь формально. Роман вышел усилиями двух организаторов издания, А. Загорулько и О. Азарьева, и под присмотром самого автора. Вслед за этим еще недавно крамольным романом в Крыму, впервые после долгого цензурного перерыва, вернулась к читателям и опальная повесть братьев Стругацких «Второе нашествие марсиан» (кстати, в те годы крымские издания еще можно было купить в разных уголках бывшего СССР). И отдельным изданием вышел перевод фантастической повести Уаймена Гвина «Из Бедлама», сделанный фантавром О. Азарьевым.
Авторские книги «фантавров», изданные в 1988-1992 г.г., — это роман С. Ягуповой «Феникс» (Киев 1988 г.), историческая трилогия о Митридате Евпаторе «Жесткое солнце» (1988 г.) Д. Клугера, сборник рассказов «Вилла Ксения» А. Загорулько, сборник рассказов «Всеобщий эквивалент» А. Зарубина и пародия «Жертвы для чудовища» Пульпита Кэриеса — О.Е. Турьева (все — 1990 г.), сборник повестей «Храм зла» (1991 г.) О. Азарьева, сборник рассказов «Письма с Земли» (1992 г.) Н. Астаховой, сборники рассказов «Взгляд третьего наблюдателя», «Колодец красоты» и роман «Предчувствие гражданской войны» С. Могилевцева (все три — Москва, 1991 г.), сборники «Разорванная цепь» (Киев, 1986 г.) и «Нимб дракона» (Москва, 1992 г.) Л. Козинец.
Впрочем, фантастику в Крыму в те времена писали уже не только Ягупова и «фантавры». Их пример оказался заразительным для нового поколения крымских литераторов. Однако им повезло еще меньше, чем «фантаврам». Одна-две публикации в столичных и периферийных журналах — вот и все, что они успели.
Потом началось смутное время. Украина, усилиями прозападных политиков-горлопанов и вопреки результату всеукраинского референдума, стремительно отгребала подальше от России, где оставались действующие издательства и уцелевшие журналы. В отличие от Украины, где за последующие 25 лет так и не сложились ни система книгоиздательства, ни система книгораспространения. Кустарщина рулила, и вдобавок русскоязычные авторы в незалежной весьма не приветствовались. В книжных магазинах Украины российские и русскоязычные книги можно было встретить на полках с названием «Иностранная литература».
Да и кому тогда вообще было дело до периферийных молодых литераторов?
Подавляющая часть книг после 1992 г. (я имею в виду фантастику, вышедшую в Крыму) издана за счет скудных средств авторов и не менее скудных пожертвований крымских бизнесменов, а потому большинство этих малотиражных, а то и микротиражных книг так и не было замечено критиками и не было прочитано и оценено читателями, независимо от того, стоили книги доброго слова или нет. Возможно, поэтому, когда российские издательства начали набирать в свои «обоймы» молодых фантастов Украины и «выстреливать» их книги в читателей, крымских литераторов среди них практически не оказалось.
Впрочем, быть может, еще и потому, что причиной нерасторопности стали южная леность и провинциальное представление, что литература — это искусство, а не бизнес, что писать надо не то, что хочет читатель, а то, что считаешь нужным, да еще и тщательно писать, пусть и медленно, и что главное, чтобы книга издана была как таковая, хоть и тиражом 100-200 экземпляров. То есть, как некогда справедливо заметил Алексей Толстой, «писатель пишет — на читателя поплёвывает…»
Вдобавок полуостров, хоть и граничил тогда напрямую с Россией, тем не менее находился от Москвы и Питера гораздо дальше, чем остальные области Украины, а значит, и поездки стоили дороже. Чем тратить деньги на бесплодные, как правило, поездки в Москву, лучше за те же деньги, а то и дешевле, издать 200 неказистых экземпляров книжки на родном полуострове, чтобы раздать знакомым.
Напомню, что интернет в 90-х был для крымской провинции скорее фантастикой ближнего прицела, чем живой реальностью.
К началу XXI века в Крыму иссяк и скудный ручеек сам-себя-издатовской фантастики. На рубеже столетий последним дерзанием подобного рода стал роман в рассказах Александра Загорулько «Ветер вечности» (сильно напоминающий истории о пилоте Пирксе Ст. Лема) — его выпустило в 2000 году крымское издательство «AZ-PRESS» тиражом 300 экз. И наступило некоторое затишье…
А в XXI веке счет новым изданиям фантастики в Крыму открыла… Светлана Ягупова, к тому времени создатель и главный редактор детского журнала «Крымуша» и лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым. В 2002 году состоялась презентация ее новой книги — фантастической сказки-игры «Сердоликовый ларчик» (для детей младшего школьного возраста). Оплатила ее издание одна из крымских коммерческих организаций. Потом, в 2006 г., вышел мизерным тиражом упомянутый уже сборник «Крылатая лошадка», а в 2010 г. — автобиографическая книга Светланы «Лимон (Мозаика мгновений)», в которой она пишет о своей жизни и многолетней борьбе со смертью.
А вот фантавр Даниил (ныне Даниэль) Клугер, попытавший счастья как издатель, успеха в Крыму не добился и уехал в Израиль. Теперь он занимается литературной и журналистской работой в Реховоте, по-прежнему пишет и публикует свои книги в Израиле и в Москве. Он, сдается мне, на сегодня самый плодовитый и удачный из всех фантавров. Только за последние 15 лет вышли такие его книги фантастики: роман «Тысяча лет в долг» (совм. с А. Рыбалкой), изд. Армада-пресс, 2001 и изд. «Сефер-Исраэль», Иерусалим, 2006; «Дела Магические», повести, изд. АСТ-Астрель, 2003, изд. «Сефер-Исраэль», Иерусалим, 2007, 3-е издание, дополненное, изд. «Престиж-бук» 2015; «Сатанинская пристань», повести и рассказы, изд. «У камина», 2004; «Летающая в Темных Покоях, Приходящая в Ночи», роман, изд. «Млечный путь», Иерусалим. Помимо этого, его повести печатались в московских сборниках. А еще Д. Клугер автор нескольких исторических и детективных романов, поэтических сборников и других книг…


6. «Фанданго», или Двадцать лет спустя

В 2003 году исполнилось 20 лет со времени выхода в свет сборника «Фантавры». А 18-19 апреля 2003 года в Симферополе состоялся Первый республиканский литературный семинар фантастики «Фанданго-2003». Более сорока авторов (в основном нового, уже послефантавровского, поколения) из разных городов Крыма участвовало в семинаре. Участники подписали Меморандум Крымского Клуба фантастов. Были выступления, читались доклады, в воздухе витала слабая надежда на лучшее.
На первый семинар молодые авторы привезли много малоформатной фант-прозы; к сожалению, в подавляющем большинстве — перепевы зарубежной и российской фантастики, написанные плохим слогом и с ошибками, что было не удивительно для страны, в которой великий русский язык подвергается унижению и гонению.
Из крупных форм были представлены роман Валерия Гаевского «Фантазии об утраченном, или Девять сфер пробуждения» и роман Гарифа Поленберга (псевдоним вполне соответствующий авторскому эго И. Полякова) «Уравнение для дворника». Оба романа-эссе — трудное, скажем прямо, чтение.
И несомненным открытием семинара была молодая фантастка из Феодосии Ксения… которая теперь Ксения Нели — литератор с большим творческим будущим (ее произведения тогда уже вырвались за пределы провинциальной периодики Крыма — рассказы печатались в кировоградском журнале «Порог», в питерском журнале Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век» и в московском альманахе «Знание-сила. Фантастика»).
Президент Крымского Клуба фантастов В. Гаевский рассказал на Первом семинаре «Фанданго» о проекте справочника «Кто есть кто в крымской фантастике». И в следующем, 2004 году справочник вышел-таки в издательстве «Таврия» тиражом 200 экз. — и быстро стал библиографической редкостью.
Дальше — больше. «Сам-себя-издат» — так «сам-себя-издат», решили, словно сговорились, крымские (и не только крымские) фантасты. Мизерный тираж — так мизерный тираж. Будем читать друг друга.
В 2004 году увидел свет объемистый роман В. Гаевского «Фантазии об утраченном…». В 2005 году ТО «КаФКа» выпустило (на средства авторов) Крымский республиканский альманах фантастики, мистики, футурологии, романтической и нетрадиционной литературы «ФАNDANГО-1».
Чуть раньше, в 2003 году, вышли книги талантливой супружеской пары: Галины Грановской (сборник рассказов «Виза невесты») и Александра Грановского («Двойник полуночника» — роман и рассказы и сборник рассказов «Анжелюс»).
Затем в серии «Библиотека Клуба фантастов Крыма» последовали книги: роман Валерия Гаевского «Полеты над Караби» (2006 г.); роман Сергея Могилевцева «Лобное место» (2006 г.); (2007 г.), фантастический детектив Виктора Ковалёва «Погоня под землей», сборники Николая Немытова «Курганник», Елены Стояновой «Сфера чистой воды», Раисы Наумовой «И каждый освещен дневным светилом» — все вышли в 2007 г.; сборники Дмитрия Литвинова «Вечер наступит обязательно» и Марины Лиманской «Охота ведьмы» (2008 г.); роман Ритты Козуновой «Белая битва»…
Впрочем, крымчане издаются не только в этой серии.
В 2010 г. крымское издательство «Антиква» выпустило сборник рассказов Ксении Нели «Добро пожаловать, человек», а в 2013 г. — некое издательство «Lulu.com» издало сборник рассказов Галины Грановской «Афродита в Париже». Тогда же в издательстве «Шико» вышел новый роман В. Гаевского «Ангелы времени».
Московский журнал «Искатель», который заметно сдал, но по-прежнему печатает детективы и фантастику, в 2013 году опубликовал повесть О. Азарьева «Забытый идол», а киевский «Искатель. Украина» в 2014 году напечатал известный рассказ «Должник» того же автора и рассказ А. Милютина «Снился городу кошмар». Должен сказать, что украинский журнал «Искатель», который выпускает известный писатель-фантаст, сценарист и публицист Андрей Дмитрук, и раньше публиковал произведения крымских фантастов, поддерживая искру жизни в фантаврах, не давая ей угаснуть, и сейчас, несмотря ни на что, продолжает печатать новые рассказы крымчан.
В толстые ежегодники «Антология мифа» издательство «Шико» постоянно включает лучшие рассказы крымских фантастов, а в недавно изданном «Шико» сборнике «Пять граней фантастики» четыре из пяти повестей принадлежат крымским авторам.


7. Наше время

Но главной отдушиной фантастов сначала Крыма, а затем и всего русскоязычного пространства стал фэнзин «Фанданго», издаваемый Валерием Гаевском и его соратницей Юлианой Орловой (она же Ана Дао), который в 2013 г. на международном конвенте был признан лучшим фэнзином Европы. Особенно учитывая тот факт, что достаточно высоколобые журналы с претензией — «Реальность фантастики», «Полдень XXI век» и «Если» — приказали к этому времени долго жить (впрочем, «Если» в этом году как будто бы возродился, но в несколько ином виде, чем прежде).
Следует сказать, что место Светланы… не то чтобы занял, но обновил, скорее даже — подхватил упавшее было знамя, показав себя достойным продолжателем дела «Фантавров», Валерий Гаевский.
За последние годы крымская фантастика, не без усилий Гаевского и его единомышленников, снова вырвалась из объятий полуострова в широкий мир фанатов жанра. Этому способствуют и «Клуб фантастов Крыма», где авторы раз в месяц могут собраться и в узком кругу отвести душу на разные темы, и два ежегодных международных конвента, которые проводятся в Крыму: довольно закрытый междусобойчик «Созвездие Аю-Даг» и Крымкон «Фанданго». С обоими конвентами сотрудничает издательство «Шико», которое до 2014 года находилось в Луганске и регулярно выпускало романы и коллективные сборники победителей литконкурсов фантастики, а с 2015 года издательство уже в Севастополе налаживает выпуск книжных новинок и называется теперь «Шико-Севастополь»…
Были и потери. Ушел из жизни заезжий, но прижившийся в Крыму (как в свое время Грин, Волошин, Сергеев-Ценский, Охотников, Петников, Черкасов, Каплер, Друнина и другие известные писатели), фантаст Леонид Панасенко. Вскоре была учреждена премия его имени, и её уже дважды вручали. Скончался академик, профессор медицины, автор более 20 книг стихов и прозы Александр Загорулько.
И вот мы добрались до нашего времени…
В 2015 г., перед началом очередного конвента «Фанданго», вышел 25 уже номер одноименного фэнзина.
А незадолго до конвента пришла горькая весть — в ночь с 26 на 27 мая 2015 года тихо угасла Светлана Владимировна Ягупова — фантаст со своим особенным, неповторимым восприятием мира, заботливая и добрая «мама» многочисленного семейства крымских писателей-фантастов. Всего месяц Светлана, этот мужественный и сильный духом человек, не дожила до своего семидесятитрехлетия.
А через месяц — еще одна горькая весть — в Москве внезапно умер неизменный друг фантавров и Светланы Ягуповой, известный литературный критик, знаток фантастики Владимир Гопман. Узнав об уходе Светланы, он пообещал к сентябрю закончить большую статью о ее жизни и творчестве… но — не судьба.
Идея литературной премии имени Светланы Ягуповой появилась у ее единомышленников и близких практически сразу после прощания с нею. И нынче, к моей радости, вопрос об этой премии практически решен…
Перед самым выходом этого сборника я узнал, что в издательстве «Шико-Севастополь» вышли две новые книги крымских фантастов — сборник повестей и рассказов В. Гаевского «Поздравить именинника» и роман керчанина В. Демченко «Антонина и буревестник» — автора удивительных и увлекательных фантасмагорий в чем-то похожих на сказки Льюиса Кэрролла про Алису и картины Сальвадора Дали.
Девять лет назад, в первой публикации этого эссе, которая случилась в волгоградском фэнзине «Шалтай-Болтай», я написал: «И все же я надеюсь, что рано или поздно некоторые из молодых и наиболее талантливых авторов (крымских фантастов — О. А.) захотят, в конце-то концов, обратить на себя внимание читателей за пределами узкого круга «своих» поклонников, за пределами Крыма и Украины… И тогда больной (крымская фантастика — О. А.) выживет».
За девять лет произошло много событий. Эссе потребовало значительных переделок и дополнений. И вот сейчас я уже с удовольствием могу сказать, что и Крым вышел за пределы Украины и вернулся на родину, в Россию, и крымская фантастика вырвалась-таки на международные просторы, пусть пока в довольно узком кругу единомышленников, но — еще не вечер…
Больной если и не выздоровел полностью, так хотя бы выжил и, надеюсь, пошел на поправку. И это радует.
А нынешний сборник «Фантавры» только подтверждает мои слова. В него вошли рассказы самой Светланы Ягуповой и первого поколения фантавров (Н. Астахова, Д. Клугер, О. Азарьев, В. Гаевский, С. Могилевцев), в том числе тех, кто не дожил до этой публикации (Е. Отурин, А. Загорулько), новых авторов (Г. Грановская и А. Грановский, А. Скуридин и А. Тимиргазин) и совсем новой волны талантливых крымчан, таких как К. Нели, А. Милютин, Н. Немытов, В. Демченко, С. Г. Малиновски, Ю. Орлова и других. И хочется верить, что сборник «Фантавры 2015» привлечет не меньше внимания любителей фантастики, чем первая книга, вышедшая в 1982 году. Надеюсь также, что этот сборник будет не последним в серии книг с таким прекрасным названием — «Фантавры».

21.07.2005 – 15.05.2006., 15.06.2015 г., 10–12, 29.09, 02, 12.10.2015 г.
Симферополь, Крым, Россия.