Дюрер. Триптих Алтарь Паумгартнеров

Алина Алексеева-Маркезин
     Альбрехт Дюрер.Алтарь Паумгартнеров. ок. 1503 (1498–1504?)Старая пинакотека, Мюнхен.

       Алтарный образ был заказан художнику братьями Паумгартнерами, Стефаном и Лукасом для церкви св. Екатерины в Нюрнберге (Katharinenkirche), может быть, в ознаменование благополучного возвращения Стефана Паумгартнера из паломничества в Иерусалим в 1498 году.

        Центральная панель триптиха изображает сюжет Рождества, а две боковые створки — святых Евстахия (правая) и Георгия (левая), которым преданы черты заказчиков, братьев Паумгартнеров.
Давайте внимательно рассмотрим центральную часть. Она была написана позже остальных частей триптиха.

Тема панели РОЖДЕСТВО
                Сцена происходит в руинах величественного старого здания, перспектива которого решена в строгом соответствии с ее научными законами. Необычное для сюжета, традиционно изображаемого в ночное время, яркое освещение позволяет рассмотреть все мельчайшие детали картины, которых здесь много. Крупный план отдан двум фигурам – Деве Марии и Иосифу, чьи одежды прорисованы яркими и контрастными по отношению друг к другу красками.
 
        Центральные фигуры композиции — Мадонна и Иосиф, крохотное тело младенца, окружённое ангелами.К нему же стремится ещё один херувим, сияющий, спускающийся с небес.
             Из окон за спиной Девы Марии выглядывают бык и осел, напротив них из окон выглядывают пастухи.

         На следующем плане — два пастуха, одежды которых выполнены в контрастных цветах по отношению к одеяниям Марии и Иосифа. На горизонте теряется холм, на котором изображены пастухи, получившие известие о рождении Иисуса. С небес в золотом сиянии спускается ангел. Традиционно Рождество изображается в ночное время суток, здесь присутствует яркая иллюминация.

                Небольшие фигуры по углам — 7 остальных членов патрицианской семьи Паумгартнеров, с гербовыми щитами у ног. Они были записаны в XVII в., когда портреты доноров вышли из моды, и открыты заново только в 1903 г.

             Слева позади Иосифа — члены семьи мужского пола: Мартин Паумгартнер со своими сыновьями Лукасом и Стефаном, и бородатым мужчиной, который может быть Гансом Шонбахом, вторым мужем Барбары Паумгартнер.Справа изображена Барбара Паумгартнер, урождённая Фолькамер, со своими дочерьми Марией и Барбарой.

ЛЕВАЯ СТВОРКА

            На левой створке изображен Георгий Победоносец с драконом у ног и св.Евстахий со штандартом с изображением оленя. На святых одежда рыцарей-современников художника.

               Манускрипт XVII в. отмечает, что две эти доски были написаны в 1498 г., и моделями для святых послужили братья Паумгартнеры: Стефан для св. Георгия и Лукас для св. Евстахия. Это самое раннее задокументированное придание чертам небожителя сходства с лицом донатора.

ПРАВАЯ СТВОРКА

Святой Евстахий.

             Приобретя триптих в 1614 г., баварский курфюрст Максимилиан I передал его на реставрацию и подновление художнику Иоганну Георгу Фишеру. Тот не ограничился простой реставрацией, а модернизировал «старомодную» картину. Например, святые на обеих створках были изображены Дюрером на простом чёрном фоне.
            Фишер превратил его в пейзажный задник, добавил св. Евстахию фигуру живого оленя и превратил шапку в шлем. О произведённых записях забыли, и их принадлежность руке Дюрера не вызывала сомнений, так как Фишер использовал мотивы, заимствованные из других произведений Дюрера . О ликвидации уменьшенных фигур донаторов с центральной панели уже говорилось выше. Реставрация и открытие первоначального вида были произведены лишь в 1903 г.

        Картина очень талантливо написана.. Любовно передан трепет листвы, кажется, что ветром изогнуты ветви кустов, которыми поросла каменная руина, мягко падают складки тканей, лоснятся шкуры и блестят огромные глаза коров.

           На боковых створках алтаря, подобно двум стражам, стоят св. Евстафий и св. Георгий. Они опираются на древки знамен. Их латы сверкают. Это не только изображения святых, это портреты заказчиков - Стефана и Луки Паумгартнеров.

       В 1988 г. картина была серьёзно повреждена 51-летним бескровным, который облил её кислотой вкупе с «Оплакиванием Христа» и «Семью печалями Марии». Реставрация закончилась в 1998 г.

Текст с иллюстрациями здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3718595