Кот-путещественник

Людмила Калинина Попова
 Этот пацан появился в нашем шестом классе в 1966  году. Привело его к нам желание получить музыкальное образование, так-как при нашей школе  была музыкальная школа.
 31 августа я поднималась по лестнице из столовой. На площадке возле учительской стоял директор школы, Виктор Иванович.  «Люда, позови в мой кабинет новенького из вашего класса, Морозова Володю!»- велел он мне. «Не знаю я такого», ответила я Директор указал неопределённым жестом куда-то вверх: «Слышишь, пианино гремит?  Загляни в Красный Уголок! Это он, наверное, играет. Да, скажи ему, что мне просто надо сделать кое-какие дополнительные записи в его личном деле. Пусть не боится. – Иду на звуки музыки.  В красном уголке за фортепиано сидит маленький, худой мальчишка. «Ты, случайно, не Морозов?»- Спрашиваю я. «Морозов. А, что?» «Директор тебя в свой кабинет зовёт». «За что? Я ничего не сделал». «Да, не трусь! Просто  что-то в твоё личное дело надо записать». В то время никаких секретарей в нашей школе не было, и все бумаги учителя оформляли сами. Пацан встаёт из-за инструмента, двигается  нерешительно. Наверное, совсем слепой.  «Пошли! Покажу, куда идти!»  Беру за руку, веду.» Ты уже пообедал?»- спрашивает Морозова Виктор Иванович. «Нет ещё»,- отвечает  Морозов. Директор говорит мне:  «Товарищ, попова, проводите новенького в столовую, а потом приведите ко мне!» «Не надо! Я сам!»- Говорит Морозов и решительно направляется к двери. В шестидесятые годы в нашей Саратовской школе-интернате для слепых классы были маленькие. В нашем классе было всего 5 девочек и два мальчика. Их классная руководительница посадила на первую парту, но, вскоре их пришлось рассадить, потому  Морозова посадили за парту ко мне. Что на уроках они постоянно шептались и что-то мастерили

Соседом он оказался, довольно шебутным: Имелось у него одно хобби: ремонтировать и настраивать старые музыкальные инструменты. Для этого он собирал всякие болтики, гаечки, проволочки и другие железочки. Его ящик и карманы были постоянно набиты подобным хламом. Места не хватало, и Морозов складывал всю эту железную мелочь в мой ящик Я с возмущением всё это выбрасывала.
Часто вместе с нами за нашей партой присутствовала какая-нибудь балалайка, домра, или ещё какая-нибудь старая , облезлая бандура. Мой сосед по парте оказался совершенно уникальным музыкантом: Он играть мог на чём угодно. На баяне, на фортепиано, на трубе, на струнных инструментах и на чём- то, совсем уж несусветном, наподобие бумажки с расчёской. Знал на память великое множество музыкальных вещей, а что-то, новенькое быстро подбирал на слух.
 Наша школа расположена была в те годы в старинном здании по улице, Вольской 30. Ни двора, ни спортзала не было.  Развлечений катастрофически не хватало, и мы выдумывали, что могли. Одно из таких самодельных развлечений и придумал Володя Морозов: Все, желающие собирались в каком-нибудь классе, приносили с собой что-то, стучащее, скрипящее или звенящее. Володя брал баян, и начиналось шумовое шоу: Володя играл, мы орали песни, помогая себе стуком, скрипом, свистом, топаньем, хрюканьем кваканьем гавканьем или мяуканьем.  Кое-кто умудрялся даже плясать на парте или на подоконнике. Этот душераздирающий ор был слышен на улице. Иногда прохожие стучали в школьную дверь и спрашивали: «Что у вас происходит?»  Безобразие это мы прозвали джаз ансамбль «Африка». У всех были клички. К Морозову прилипло прозвище Кот. Он не обижался.  Однажды, на новогоднем празднике мы нарядили Морозова в костюм «красной шапочки». На лицо надели разрисованную картонную маску и попросили не разговаривать. Никто его так и не узнал. Только, когда красная шапочка взяла баян и заиграла, все узнали нашего Кота.
 В 1969  году Морозов ушёл от нас и поступил в Курское музыкальное училище которое окончил с красным дипломом. Вот, тут-то и начались путешествия нашего злополучного Кота: После училища он поступил в педагогический институт на исторический факультет.Потом работал преподавателем истории музыки и музыкальной литературы, но был вынужден бросить эту работу из-за недобросовестности учеников, которые, пользуясь слепотой преподавателя, отвечали уроки по книгам и конспектам. Он руководил ансамблями художественной самодеятельности в нескольких клубах и домах культуры, играл на бас-гитарев эстрадном ансамбле при ресторане и всё время писал музыкальные произведения. География его передвижений весьма впечатляет: Ставрополь и Краснодар, Белоруссия и, наконец- снова, Саратов. Круг замкнулся.  Теперь Владимир Николаевич морозов руководит хором ветеранов в городе Энгельсе. О своей бездомной студенческой юности Владимир Николаевич вспоминает без горечи, хотя и приходилось ему ночевать на вокзалах и на переговорных пунктах. Об других приключениях рассказывает тоже с философским  спокойствием. А было их немало. Виной тому и слепота, и излишняя его самостоятельность. Но были у Морозова не только трудности. Немало и побед на музыкальных конкурсах. Например, Морозов стал лауреатом международного фестиваля «Филантроп».  За выступление белорусского ансамбля под руководством Морозова в Москве, он был удостоен звания заслуженного артиста Белоруссии и, лишь значительно позже, Владимиру Николаевичу было присвоено звание заслуженного артиста России. Теперь он пишет и исполняет произведения для Саратовской гармоники в сопровождении баяна.  Сочиняет мелодии песен, продолжая верно служить  её величеству, музыке.