Размышление 1-ое октябрьское. Связь тщеславия и гн

Николай Москвитин
В чём связь тщеславия и гнева? очевидно, в цепочке гнев-печаль-уныние-тщеславие. Т.е. если не бороться, гнев может превратится в тщеславие. Из действия гнева произойдёт действие печали, из действия печали произойдёт действия уныния, а из действия уныния произойдёт действие тщеславия.

Ещё бывает, что тщеславие сразу переходит в гнев. Прыгать с более серьёзных страстей на менее серьёзные--это запросто возможно. Но и здесь дело в том, что возникает уныние--"то, чем я тщеславлюсь, потеряло для души моей значимость, и поэтому я могу раздражаться на суждения людей об этом". Именно таков механизм связи. По теореме антинасмешниковедения первой, надо найти ещё какое-нибудь суждение, плюс: например, хоть я и востщеславился этим действием, я могу покаяться и вернётся его значимость для меня; или: это действие принесло пользу людям, независимо от того, что стало со мной; или: это действие навело меня на такую-то полезную мысль, дало мне то-то и то-то...

Поэтому связь тщеславия и гнева можно оборвать в конкретном проявлении.