Поклитаровское хулиганство с барочными ритурнелями

Елена Узун
Первая версия балета "Женщин в ре миноре" на клавирный концерт И.С.Баха была поставлена с участием одесских танцовщиков, (премьера состоялась 1 сентября 2001 году). Это утонченно-поэтичный спектакль из раннего Поклитару, вполне классического типа. Балет представляет собой образец идеального воплощения баховского инструментализма и принципа концертности, где "тела-инструменты" чередуются и соревнуются друг с другом отдельными партиями и фрагментами соло. Балет по преимуществу женский с одним мужским «вкраплением» в средней части «Адажио». Это верх утонченности и идеальное соответствие музыкальному материалу, где тела танцоров подобны клавишам, струнам, смычкам, визуально отображающими суть музыки, ее движение, контрасты, кульминации. Когда симфонизация движения воспринимается, словно ожившая поэтизация музыкальной скульптуры в абсолютно гармоничном соответствии музыки и пластики.

«Бах - музыка обо всем, то есть под одну и ту же музыку Баха можно поставить и сакральный танец, и любовную сцену. Он совершенно философски отстранен от всего, и в то же время глубоко чувственен в каждой ноте. Я вообще фанат Баха, если бы была возможность, я бы ставил только на Баха», — рассказывает Поклитару.

18-19 июня 2014 года Раду Витальевич решился возобновить постановку в труппе "Киев-модерн балета". Второй постановочный состав такой. Идея, хореография, постановка - Раду ПОКЛИТАРУ. Художник по костюмам - Дмитрий КУРЯТА. Ассистент хореографа - засл. арт. Украина Анатолий КОЗЛОВ. Художник по свету - Елена АНТОХИНА. Звукорежиссер - Александр КУРИЙ. В главных партиях: Он - лауреат Международного конкурса Алексей БУСЬКО, Сергей КОН. Она - Анна ГЕРУС, Элина ВИННИКОВА , и артисты труппы «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»;.

По заявке создателей спектакля: "Женщины в ре-миноре" - спектакль пронизанный преклонением перед мощью гения И.С.Баха. Баховская полифония послужила источником вдохновения для автора хореографии - вся пластическая ткань этого балета абсолютно полифонична. Трагическая история, о несуществующей женской дружбе, стала лишь поводом для развёртывания чрезвычайно сложных многофигурных композиций дуэтных фрагментов".

Возобновление "Женщин в ре миноре" получилось совершенно иным - с резко "модуляцией" эмоционально-смысловой составляющей балета. Теперь это женская коммуна, активно пародирующая баховское изящество и грубовато хулиганящая над барочными ритурнелями. Бах явно любим известным хореографом, но он играет с ним как котенок с мотком шерсти, или, как ребенок, дразнящий учителя музыки своей "непослушной" версией Первого ре-минорного клавирного Концерта великого Иоганна Себастиана.

Ну не хотят ребята погрузиться в серьезного дядюшку Иоганна. Для них - Концерт лишь повод пошутить, похулиганить, по-крестьянски весело разгуляться, изобразив "намеренно корявый танец" то ли уборщиц, то ли прачек. Компания подружек выпила, разошлась и весело справила свадьбу молодой дружеской пары, оторвавшись по полной! Еще забавней то, что в качестве подружек Раду "употребил" персон мужского пола, усиливших комизм ситуации десятикратно. По сюжету в спектакле 16 главных "героинь", партии которых исполняют мужчины.

Не все так просто. Хулиганская шутливость "косолапых красавиц" предрекает трагическое завершение драмы. Жесткий слом от смеха к слезам - нередкий прием у Поклитару. Финал балета, благодаря сочетанию космической музыки Баха и современной экспрессивной пластики, по своему масштабу становится библейской трагедией.

Поклитару хореограф-драматург, и ему важно, что он "лепит" из труппы, какую идею несут его подопечные. Поклитару – это порыв, стихия на пределе страстей и парадоксальности. Он обожествляет само движение, его динамику, философию - то дерзко-хулиганскую, то медитативно-изысканную. У него своеобразный синтез времени и движения, пластики и драматургии - это плазма творчества с очень высоким градусом сплава без всяких признаков усредненности.