Глава первая. Стукачи

Владимир Пастернак
                "пишите, мерзавцы, доносы!" 
               
                (М.Е. Салтыков-Щедрин)

   Думаю  никого особо не удивлю, предположив, что доносительство родилось задолго до появления письменности. Может, слово «настучать»  восходит к тем дремучим временам? Пишу эти строки, а воображение рисует такую картину.
Светит луна. На базальтовой стене тень крадущегося человека в звериной шкуре. Мгновение, и она исчезает в пещере вождя. Нет, скорее не так.  Человек в шкуре опасливо озирается и начинает стучать костью о камень, лежащий у входа в пещеру. По чередованию ударов и ритму вождь понимает, кто на кого и по какому поводу стучит.

   Идея написать очерк по истории доносительства с древнейших времен до наших дней приходила не раз. До появления Интернета я несколько раз садился за стол, но дальше названия и двух абзацев дело не шло. Написание трактата снова откладывалось на неопределенный срок.
Появление Интернета и возможность получать информацию, не выходя из дома, снова заставили меня продолжить начатое. С первого захода в ГУГЛ я понял, что все уже давным-давно написано. Этим прискорбным фактом я был слегка разочарован, но потом обрадовался. Не нужно шарить по интернету в поисках фактов. Достаточно удачно подобрать название и дополнить уже написанное, случаями из собственной жизни. Но прежде, я хочу сделать официальное заявление:
Все, о чем я сейчас напишу, является подлинной правдой.
Э, нет, так не годится. Подлинной на Руси называли правду добытую под пытками.

Так что, я в своем официальном заявлении оставляю только слово «правда».


ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.  Стукачи.


   Во времена тотального книжного дефицита в стране начали возникать книжные базары. Здесь собиралась читающая публика с целью обмена, продажи и покупки книг. Многие приходили на «книжку» просто ради общения. Как общается читающая публика? Естественно, травили свежие анекдоты, делились впечатлениями о прочитанном. Ну, а главной темой был, конечно, самиздат. На « книжке»  можно было приобрести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Булгакова, неизданные стихи Ахматовой и даже, страшно подумать, «Архипелаг ГУЛАГ».

   Тот факт, что «книжки» стали стихийно, как грибы после дождя, возникать по всей стране и этому никто не препятствовал, говорит о том, что процесс кем-то умело направлялся. Умело направить любой процесс, который стремится выйти из-под контроля, мог только один орган – КГБ. Все гениальное – просто. Зачем гоняться за одиночками, когда можно собрать всех вместе в каком-нибудь клубе или дворце. Пусть общаются, травят анекдоты, обмениваются... А мы спокойно будем за всем следить и, когда будет необходимо, брать под белые руки и вести на беседу, куда следует. Известное дело, читающая публика весьма впечатлительна, пугни, как следует и очередной добровольный помощник Органов готов стучать на товарищей.

   Саша Ш. Учился со мной в одном классе и мы одно время дружили. Потом вместе поступили в НКИ (Николаевский кораблестроительный), правда, на разные отделения, он на дневное, я – на вечернее. В ВУЗе мы не пересекались.
Встретив бывшего одноклассника на «книжке» , я, естественно, обрадовался. Он толкался среди тех, кто увлекался эзотерикой и восточными практиками, предлагал какой-то самиздат. Увидев меня, он тоже обрадовался и направился в мою сторону.

- Привет, Санек! Давно подсел на Восток?

- А ты что, тоже интересуешься?

- Так, не очень. Кунг фу, каратэ...

- Жаль, у меня тут много чего дефицитного.

Он стал рыться в портфеле, а я заметил, как стоявший за его спиной Стас, старый знакомый по «книжке», начал делать мне какие-то знаки.

- Вот, смотри, - Саша ловко выудил из портфеля какой-то самиздат в зеленом переплете.

Я плохо разбирался в этой теме, но название книги знал и слышал, что за нее можно запросто схлопотать пару лет. Из любопытства я повертел ее в руках, открыл пару страниц и вернул Сашке. В общем, пообщались и он растворился среди любителей восточной тематики.

- Ты с ним поосторожней.

Я оглянулся. Это был Стас, один из завсегдатаев «книжки».

- В смысле?

- В прямом. Стучит в КГБ.

- Откуда ты знаешь?

- От верблюда. Я предупредил, а там, как знаешь.

   После этого предупреждения я, на всякий пожарный, старался избегать Сашку. А он напротив, стал мне даже звонить иногда, хотя свой номер я ему не давал. В конце концов, мне это стало надоедать и я решился прояснить ситуацию, но сделать это хотел по-хитрому, чтобы он ни о чем не догадался. Когда он позвонил мне в очередной раз и предложил какой-то самиздат, я отказался и сказал, что ищу нечто посерьезнее.

- Что? - оживился Санек.

- Встретимся завтра на «книжке», там и поговорим.

   Мой бывший одноклассник кинулся ко мне, будто мы не виделись сто лет.

- Так что тебе нужно?- стараясь выглядеть равнодушным, спросил Санек.

- «Архип»

Я намеренно назвал «Архипелаг Гулаг» Солженицына этим словом, которое употребляли только знающие люди.

- «Архипелаг» что-ли?

- Ну, да.

- Ты в своем уме, Пастер? За «Архипа» можно пять лет получить!

Он назвал меня погонялом, которое я получил в школе и мне почему-то стало стыдно. Ну как я мог подумать, что мой школьный товарищ – стукач?
 Я  готов был попросить прощения, но Сашка не дал мне открыть рот.

- Ты готов из-за этой книжонки отправиться в психушку или на зону?

- Так я же, ни к кому-нибудь, а к тебе, к своему школьному товарищу обратился. Мы  с тобой, как-никак, Саня,  шесть лет за одной партой просидели.

- Это хорошо, Пастер, что ты ко мне обратился, а не к кому-нибудь другому. Давай отойдем в сторонку.

Мы отошли за угол Дворца строителей и сели на скамейку.

- Тебе, наверное, говорили обо мне?

- Кто?

- Кто-кто? Мужик в попу вжик-вжик.

- Не понял.

Я,  действительно,  не понял о ком идет речь, но подозрения некоторые в отношении Стаса все же имел.

- Ты что, не знаешь, что Стас пидор, или прикидываешься?

Последняя Сашкина фраза и то, как она была сказана, меня разозлила и я резко ответил.

- Знаешь, Санек, мне сексуальные предпочтения Стаса – до одного места. Ясно?!

- А зря. Его за это самое место однажды и взяли. С тех пор он и стучит в родные Органы на всех.

- А ты не стучишь?
 
Сашка посмотрел мне прямо в глаза и спокойно ответил:

- Стучу.

- И много вас тут на «книжке»?

- Хватает.

- А ты не боишься, Саня, что тебя начальство накажет.

- За что?

- Ну вот, я, скажем, стукну в Органы, что ты каждому встречному признаешься, что служишь в КГБ...

- Во-первых, Пастер, я не служу пока, а во-вторых...иди ты в жопу. Я тебе, как другу признался, а ты...

Мой школьный товарищ обиделся и даже отвернулся в сторону.

- Ладно, Саня, не сопи, я  тоже по-дружески, пошутил.

- Шутки у тебя, Пастер! Ты думаешь мне приятно здесь торчать и строчить потом отчеты. Но никуда не денешься, срок у меня еще год. А потом получу погоны лейтенанта и пропади твоя «книжка» пропадом.
 
- И это все ради погон? А как же институт?

- Одно другому не помеха.

- Так ты и там...?

- Ладно, закрыли тему!
 
Санек резко вскочил и пошел отрабатывать свои «тридцать сребреников».


ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2015/10/02/1582