Квартет людей и теней из книги о Раду Поклитару

Елена Узун
Интригующей новинкой «Киев модерн-балета» под управлением Раду Поклитару стал одноактный балет «Квартет-а-тет». Балет был поставлен по заказу «Эйндховенского Парк-театра» (Нидерланды) на музыку голландского композитора Ада Мааса и впервые исполнен 24-26 июня 2010 на сцене Киевского Театра Оперы и Балета для детей и юношества на Подоле.

Заказ постановки сделал директор «Парк-театра» во время гастролей «Киев модерн-балета» по Нидерландам. «Мне предложили поставить балет на специально написанную для нас музыку Factory music (называется так, потому что площадка находится на территории бывшей фабрики) — это квартет для четырех виолончелей,— рассказал Раду Поклитару.— Из музыкального материала я выбрал 3 номера, дополнил их шумами и спецэффектами, и придумал концепцию постановки таким образом, чтобы ее можно было адаптировать и для необычного помещения в Эйндховене, и для традиционной сцены».

Для тех, кто хорошо знает творчество Поклитару, что-то такое и ожидалось. «Квартет-а тет» принадлежит камерной серии его балетов, берущей начало еще в постановках «Девушки в ре-миноре» и «Палате N6». А сами танцовщики, одетые в примитивные полосатые трико и маечки телесного цвета, напоминают героев поклитаровской «Весны Священной», похожие на беспомощные личинки-голыши.

«Квартет-а-тет» - это рассказ о жизни, о взаимодействии человека и пространства, рассказ простой, лаконичный, инстинктивный. «Квартет-а-тет» о сложностях выбора в любви, хотя герои Квартета только стремятся к любви вслепую, на ощупь, так и не понимая - что это? Выбор методом тыка, случайный, впрочем, как и в жизни - никогда не знаешь, чем закончиться любовная интрига. И это ни плохо, и ни хорошо - это просто жизнь.

Первая героиня-блондинка поначалу одинока. Она бьется, мучается, ищет.., пока не «выдавливает» себе партнера из пространства занавески. Но и вдвоем им скучновато - так возникает второй дуэт, точной такой же, как и первый. И вроде существа разнополые – двое юношей и две девушки, но они так схожи, что больше походят на андрогенов.

Кто они? Люди – не совсем, насекомые – тоже не вполне, просто живые сущности, стремящиеся к любви-размножению себе же подобными. Так зарождается нечто Живое, понимающее, что Одиночество равно Смерти. Наверное, поэтому возникает сценка-танец под детский плач – без музыки, только голос малыша. Но и ребенок не решает всех проблем… В итоге первая героиня склеивает скотчем трех «выдавленных» партнеров, превратив их в кокон. И… вновь остается одна. Вывод – жизнь непредсказуема, это путь проб и ошибок. Выбор партнера случаен, выбор любви-нелюбви тоже. Просто живое живет, и жизнь продолжается, возобновляясь в новых образах, похожих на прежние.

В «Квартете-а-тет» есть реальная жизнь, но есть и «жизнь теней» - и это вторая часть балета, смешавшая любовные игры и тему «отцов и детей». За белой занавесью «насекомоподобные» люди то соединяются в единое целое, то распадаются на группки. Их тени трепещут, словно крылья бабочки, а потом соединяются в тельце паука… В тени они выразительны и пытаются любить. Но это больше похоже на сон, игру – чувств и страстей немного, просто импровизационные движения пар…

Из книги "Раду Поклитару. Свободный танец