Случайность или линия судьбы?

Евгения Козачок
Каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего... вечная цепь причин не может быть ни порвана, ни запутана... — неизбежная судьба является законом всей природы.
                (Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)




Училась на втором курсе филфака, когда на одной из студенческих вечеринок познакомилась с Алексом. До этого наши пути не пересекались в силу разности факультетов, курсов и расположения корпусов. Их факультет находилося через два дома от центрального здания университета. В нём Алекс познавал азы международного сотрудничества и, факультативно, изучал славянские языки. В тот же вечер, рассказал мне и моей подруге Лизе, что мечтает работать на родине предков. Оказывается, что прабабушка его уроженица (так и сказал «уроженица) Украины, а прадедушка из России. В молодости эмигрировали в Америку. В семье изъяснялись на английском, русском, украинском языках. Прапращуров видел только на фото. А вот дедушка с бабушкой, слава богу, во здравии, - поведал нам Алекс.

И подошёл он, оказывается к нам потому, что я была поразительно похожа на его бабушку.
Как-то огорошил он нас, с подругой Лизой, своей информацией и прямым курсом от порога к нам. Хотя, чего греха таить, и я его сразу приметила, как только после капустника начались танцы.

Красив до неприличия (вывод подруги ), статен, белокур, с ослепительной улыбкой. Ну, тебе Феникс – ясное солнышко. Ослепил нас и удивил обращаясь ко мне :

- Вас, случайно не Полина зовут?

Не успела ответить. Лиза опередила меня:

- Полина. А ты откуда знаешь?

- Так она же копия моей бабушки Полины в её молодые годы!

- Девушка, - обратился он снова ко мне, я как увидел ( и когда только успел?) ваши лазурные глаза в крапинку, как у бабушки, о которых дедушка говорит, что они «драгоценный бриллиант», то ещё больше убедился в том, что вы, Поля, похожи с моей бабушкой как две капли воды.

Я не знала, что ему сказать. Только и подумала, что в природе ничего точно одинакового не бывает, даже две капли воды. А подруга вьюнком вокруг Алекса извивалась и вопросами засыпала: «Кто, где, что, когда, как…?»

Отвечал охотно и пространно... Весь вечер провели в беседе. Иногда танцевали. С обеими был предельно вежлив. Проводил к общежитию. Я так надеялась, что новый знакомый заговорит о будущей встрече с нами. А он даже не намекнул об этом.

- Надо же, какой «мачо»! Провёл вечер с красивыми девушками и ни одной не назначил свидание, - возмутилась Лиза.

А «мачо» на следующий вечер ожидал нас около общежития с букетами роз, ананасом и огромной коробкой конфет, на которой была запечатлена репродукция немецкого художника Конрада Киселя. Мы потом эту картину в багетную рамку вставили. Такой шедевр получился, залюбуешься!

Елизавета, увидев Алекса, подпрыгнула от радости и зашептала:

- Я знала, я знала, что он прибежит к нам. Господи, услышь мои молитвы и сделай так, чтобы я понравилась ему!

Но её молитву пока услышала только я. И, как ёжик в опасный момент, начала сворачиваться в клубочек, выставив иголки для защиты. От кого я думала защищаться, пока не определила, от подруги или Алекса. Но внутренне напряглась. Лиза красивая, смелая, отчаянная и всегда добивается того, чего желает. Я же таким напористым характером не обладала. Да и не считала себя красавицей. Разве только что глаза «удивительные», как отмечают многие. Но парни больше Елизавете уделяют внимание. Привыкла к этому. И вела себя как мышь около ловушки: тихонечко, осторожно, чтобы в капкан не попасть. Но «сыр» около общежития стоял такой лакомый, да ещё так мило улыбался, что любовь бабочкой впорхнула в моё сердце. Не прошло и месяца наших встреч втроём, как я уже ревновала Алекса к Лизе. Мне казалось, что он как-то особенно смотрит на неё. А однажды за руку взял подругу, то меня чуть с ног не сшибло. Как я удержалась, чтобы не упасть, не знаю. Это что любовь так неожиданно фуком под дых, вместо ощущения сладостного полёта? Начиталась о красивых чувствах, счастье, радости. А ко мне, оказывается, вот каким образом ОНА постучалась. А я и распахнула перед ней душу и сердце. По уши влюбилась и боялась чтобы, не дай бог, никто не заметил этого, особенно Алекс. Злилась, когда Лиза кокетничала с нашим общим другом: «Ишь, как губы раскатала! - «На чужой каравай, рот не разевай», - думала я».

Логики в моих мыслях никакой. Почему этот «каравай» для Лизы должен быть чужим? Может быть и она полюбила Алекса так же, как я? Следовательно, выбор зависел только от него. Но проходили месяц за месяцем, а он одинаково внимательно относился к нам обеим. Всегда и везде втроём. Так продолжалось больше полугода. Сердце у меня изболелось. Завидовала лёгкости души подруги. Она умела свою боль или проблему отбросить в сторону и без душевных мук жить припеваючи. Друг дружке же, словом не обмолвились о своих чувствах и претензиях о приоритетном отношении к Алексу. Терпеливо ожидали тот счастливый момент для одной из нас, когда и он скажет о своих чувствах.

И дождались… В один из вечеров Алекс пригласил нас в кафе и сказал:

- Девочки, я так счастлив, что судьба подарила мне встречу с замечательными, умными, красивыми и всё понимающими друзьями. Я нашёл в вас родственные души и хочу поделиться своей радостью. Моя подруга Люси дала согласие на наш брак. Она очень болела, перенесла несколько сложных операций. И всё это время отклоняла моё предложение руки и сердца. Я её с пяти лет люблю, да так сильно, что мне кажется любил её уже тогда, когда Бог только задумал подарить Люси её родителям. Я словно чувствовал, что она появится на Земле и, не зная её, уже любил.
Девочки пожелайте нам счастья. Через месяц уезжаю в Америку. Венчаться будем в русской церкви. А у вас в этот период будут каникулы. Мы пришлём вам приглашение, оплатим пребывание в Америке, оформим визу.

-Ты представляешь, Поля, как моя бабушка удивится, увидев тебя?! Я ей о тебе пока не говорил. Готовлю сюрприз.

Слушала Алекса, а сердце с каждым ударом разбивало мою безответную любовь на частицы. И боялась, что они растворятся в слезах или превратятся в постоянную боль. Я же хотела, чтобы эти чувства к нему остались навсегда.

Вероятно со стороны я выглядела глупо и беспомощно, потому что Алекс подошёл ко мне, обнял, нежно поцеловал в лоб ( «как неживую», - промелькнула мысль), и сказал:

- Полюшка, ты стала для меня очень дорогим человеком. Надеюсь, что мы
по-прежнему будем дружны. И ты с Лизой обязательно приедешь к нам.

Лиза услышав, что она не вычеркнута из списка друзей, бросилась Алексу на шею и, чуть не задушив его, благодарила за внимание, приглашение в Америку, желала счастья ему и Люси. И почему-то сказала:

- А за Полю, тебе особая благодарность. Мы тебя не забудем. Это точно!

Через месяц Алекс уехал. Все обещания выполнил. Но мы не смогли поехать…
Жизнь внесла свои коррективы в наши планы.
За неделю до нашего отъезда в автокатастрофе погибли родители Лизы. И у неё остались только я, и мои родители. Пришлось приложить немало усилий, чтобы вывести её из депрессии и уговорить не бросать университет.

После окончания учёбы я жила с Лизой вместе в её городе, работала в одной школе. Вскоре Лиза вышла замуж. У Лизы и Станислава было полнейшее взаимопонимание. А дети появлялись как грибы после дождика – три сына и дочь.

Как только они поженились, я сняла квартиру. А через год и мне улыбнулось счастье в лице доброго, рыжего, любимого Олега. Жили - душа в душу. У нас родилась доченька, которой дали имя – Александра. Олег знал о нашей дружбе с Алексом, видел его свадебные и семейные фото и поддержал меня в выборе имени. Вскоре мы отправили в Америку наши семейное фото и, конечно же, «портреты» Сашеньки. В ответ Алекс прислал нам фото бабушки Полины в возрасте нашей доченьки. Они были словно близнецы!

Как же устроен мир, что не родственники, никогда не встречались, а люди бывают так похожи друг на друга. Закралась мысль о проведении генетического анализа. А вдруг наши предки были с общего древа жизни? Но отбросила её как нереальную. Просто случайная схожесть во внешнем облике незнакомых людей и не более. Совпадения в жизни на каждом шагу, но мы запоминаем те, которые врезаются в память радостью или несчастьем. Иногда жизнь преподносит такие ситуации, какие не выдумать ни одному писателю. А кажущиеся совпадения на самом деле – предначертанная свыше закономерность. И если рассчитать генетически, то у человека на земле пять-шесть двойников, почти полных копий. А сколько просто похожих…
Получается, что индивидуальных вариантов генома не хватает на всех, вот природа и повторяется. Как и у нас с бабушкой Полей схожесть и даже одинаковое имя.

… Прошли годы. Мужа направили в новую лётную часть. С Лизой по-прежнему переписывались, перезванивались, но встречались редко из-за дальнего расстояния и отсутствия свободного времени. С Алексом связь была ещё реже. В основном обменивались праздничными поздравлениями. А потом узнали, что умерла Люси и Катрин забрала отца в город, в котором жила. Почему после этого была потеряна связь с Алексом, не знаю. Но две семьи, моя и Лизина, очень переживали по этому поводу. У нас словно часть души отобрали с исчезновением информации о нашем друге и его дочери.

Как-то Сашенька зашла в один из многочисленных магазинов секонд-хенда, где можно было приобрести красивые, добротные и даже новые вещи. Молодёжь с удовольствием покупала их, мотивируя этот «бренд» ещё и тем, что звёзды эстрады находили в таких магазинах эксклюзивные наряды от известных кутюрье, а нам, мол, и бог велел.
В этот день дочь приобрела красивое пальто, новый костюм и блузу с оригинальным рисунком. Вертелась у зеркала, радовалась удачной покупке. Потом решила проверить карманы пальто. Подруги находили в таких вещах и деньги, и даже драгоценности. Саше никогда в этом смысле не везло. А тут вдруг, вытаскивает из кармана пятьдесят долларов. С удивлением смотрит на них и не верит, что и ей улыбнулась удача. Обследовала другие «тайники». В маленьком, для платочка, карманчике оказалась свёрнутая вчетверо бумажка. Саша прочитала её молча. Потом вслух, на английском, фамилию, имя, адрес и телефон хозяйки пальто и спросила:

- Мама, тебе ничего не показалось знакомым?
- Прочитай ещё раз.
- Господи, да это же адрес и номер телефона дочки Алекса, Катрин!

Разволновались обе. Не верилось в такую случайность!
Саша набрала номер телефона, указанный в квитанции и услышала спокойный голос мужчины: «I’m listening».
Она засыпала вопросами отозвавшегося на наш звонок человека. Я, от волнения, не всё понимала, о чём они говорят. Дочь передала мне телефон. И я, заикаясь, спросила:

- Алекс, это правда, ты?

Боже! Что тут было! Мы, узнав друг друга, плакали, смеялись и говорили, говорили…
Боялись, чтобы не прервалась связь и снова не потеряться в этом большом мире.
В конце разговора Алекс сказал, что ждёт обе семьи у себя в гостях. Мы не рискнули отложить поездку на неопределённое «потом». И уже через два месяца  были в Америке.

… Встретились с молодостью. Узнавали знакомые черты в лицах, покрытых мелкими морщинками, в волосах с белым «снегом», погрустневших глазах… Но кто на это обращал внимание? Глаза повеселели, морщины распрямились, улыбки радовали счастьем встречи.
Наши мужья были в восторге от всего. Внимательный, добрый, с открытой душой, Алекс им очень понравился. Дети мгновенно нашли общие темы для бесед и договорились, что будут встречаться чаще, чем это делали их родители.

Рассматривая фото из семейного альбома, мы ещё раз убедились в том, что я, Саша и бабушка Поля во всех возрастных периодах очень похожие. А вот Катрин была копия Люси. Светловолосая, большеглазая, стройная и очень красивая.

Алекс выбрав удобный момент, прошептал мне: «Полюшка, ты светлый луч в моей жизни. И я рад, что вижу тебя счастливой!

А хочешь, я тебе открою тайну?
Один такой мал-ю-ю-ю-сенький секрет?
Знай… люди не встречаются случайно,
Случайностей, поверь мне, в жизни нет.

Не веришь? Ну тогда, хотя б, послушай,
Не бойся, я тебя не обману.
Представь себе, что существуют души,
Настроенные на одну струну.

Как звёзды в бесконечности Вселенной,
Они блуждают сотнями дорог,
Чтоб встретиться когда-то… непременно…
Но лишь тогда, когда захочет Бог.

Для них нет норм в привычном понимании,
Они – свободны, как паренье птиц,
Для них не существует расстояний,
Условностей, запретов и границ…»*

Я взяла руку Алекса, погладила и с благодарностью поцеловала его в лоб, как когда-то он поцеловал меня. Так мы объяснились друг другу в нежных чувствах. И это была наша маленькая тайна.

… Сейчас, по прошествии лет, думаю - «случайной была наша первая встреча или линией судьбы? Как объяснить купленное, именно дочерью, пальто Картин с судьбоносной квитанцией подарившей нам новую встречу…»

Говорят, что случайность – это закономерность встреч родственных душ.
Я за случайности, которые приносят радость и счастье!

…….
Картина немецкого художника Конрада Киселя

*«Случайности не случайны» - автор Никита.