Инструкция

Александр Богранд
От автора.

Пописывать я начал давно, но с очень большими перерывами, мало, не регулярно. И как говорят «в стол», т.е. не публикуясь. 
Не судите это произведение лишком строго. Это один из моих первых литературных опытов. До него я не предполагал, что смогу написать нечто большее, чем одностраничный ответ на какое-нибудь письмо или инструкцию того же размера.
Это произведение было написано за два часа, 27 Апреля 2002 г., на работе, в процессе раздумывания над тем, как надо писать правильные инструкции. Затем оно было правильно (!) потеряно на многие годы. И вот недавно случайно нашлось.
Это произведение имеет для меня уже историческую ценность, поэтому я стремился сделать сегодняшние правки минимальными. Но отличие от моего оригинала все же есть. Выкладываю его для читателя, во-первых, как событие завершения очередного этапа своего развития. И во-вторых потому, что тема написания «правильных» инструкций никогда не будет исчерпана. И сейчас во многих компаниях не понимают разницы между возможностями самообучения по инструкциям или книжным знаниям и «живого»  обучения умениям и навыкам мастерами своего дела.


Инструкция


Однажды, технический писатель, ваявший инструкции к радиоприборам, рекламные материалы, технологические документы и проч. для одной фирмы, перешел на работу в другую, где проектировали и создавали опытные образцы автомобилей с механической коробкой передач.
Приняли его радушно и предоставили, наверное, самое лучшее рабочее место с компьютером среди столов других сотрудников. На компьютере был установлен хитрый редактор текстов, который не требовал последующей верстки перед печатью, а сразу мог выдавать файл, стандартно структурированный для типографской печати. Технописатель был очень обрадован, т.к. это избавляло его от лишней рутины. 
Непосредственный руководитель был так же очень внимательным к его просьбам и выдал множество описаний очень сложного по конструкции автомобиля. Кроме того он предоставил отдельные короткие, часто рукописные инструкции по отдельным операциям. Например, такие:
1. Как залить бензин?
2. Как запустить двигатель?
3. Как включить фары?
4. Как переключать скорости?
5. Как давать задний ход?
6. Как поворачивать руль?
7. Как выключать сцепление?
8. Как выполнить мелкий ремонт?
и т.д.
Наверное, это были очень хорошие инструкции, написанные разными специалистами.
А затем руководитель сказал:
- Пожалуйста, ознакомьтесь со всеми этими бумагами и файлами. Даем месяц на их изучение. После этого мы ожидаем, что вы нам напишете хорошую инструкцию по вождению автомобиля и правилам его эксплуатации. И немного помолчав, добавил:
- Правда, мы не можем предоставить Вам возможность реально на нем поездить в целях как вашей, так и нашей безопасности, а так же из экономии денежных средств и по разным другим соображениям. Но, конечно, Вы можете сесть в автомобиль, покрутить руль, понажимать на педали, пощелкать переключателями и т.д. Но ездить, к сожалению, нельзя.

У технописателя был опыт, и он очень старался написать хорошую инструкцию по вождению автомобиля. Но, следует заметить, что ранее он никогда автомобилем не управлял…
И вот, что у него получилось (ниже я даю только основные пункты Инструкции, подробности опущены).


Инструкция по вождению и эксплуатации автомобиля.

1. Сядьте в автомобиль на сиденье водителя (см. рис…)
2. Нажмите на тормоз и переключите рычаг переключения скоростей на нейтральное положение. О том, как это сделать см. п. п. …
3. Включите зажигание (см. п. …) …
4. Нажмите на педаль сцепления (см. п. . .) и не отпускайте ее …
5. Переключите рычаг скоростей на первую скорость (см. п. …)
6 Постепенно нажимая на педаль газа, плавно отпускайте педаль сцепления. При этом Вы должны тронуться с места.
7. Если Вам надо ехать направо, то поверните руль вправо, если налево, то влево (см. …). Продолжайте движения в соответствии с Правилами Дорожного Движения (см. ….).
8. Если захотите остановиться, то поставьте рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и нажмите на тормоз.


Всем близко сидящим к технописателю сотрудникам, из тех, кто уже водил автомобиль, эта инструкция очень понравилась! Такая короткая и понятная!
Только один сотрудник не знал что сказать. Он так же, как и технический писатель, никогда не водил автомобиль, поэтому у него не было своего мнения. Но, услышав хорошие отзывы об инструкции, он решил ею воспользоваться до начала курсов вождения, поскольку недавно купил себе машину, и ему не терпелось начать ее водить.
В следующий субботний день он вышел с этой инструкцией к своей машине и стал выполнять ее пункт за пунктом.

1. Он сел на сиденье водителя
2. Нажал на тормоз и начал перемещать рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Почему-то он не давал себя легко переводить, поэтому пришлось применить усилие. Что-то щелкнуло и, наконец, рычаг встал в нейтральное положение.
3. Он вставил ключ в замок зажигания и попытался его провернуть. Но, ключ не проворачивался. Он его вытащил и снова вставил. Ключ все так же не хотел проворачиваться. Так продолжалось минут десять. Вконец отчаявшись, он обратился к водителю, который в это время проезжал мимо него на своей машине. Выслушав суть дела, водитель улыбнулся и сказал, что при повороте ключа зажигания нужно слегка покрутить  руль, т.к. замок запирает руль и может немного заклинить.
4. Решив предыдущую проблему, наш автолюбитель перешел к пункту 4. , т.е. нажал на педаль сцепления и стал ее удерживать.
5. Затем он, почему-то уже без проблем, перевел рычаг переключения скоростей на первую скорость.
- Разработался наконец. Машина-то новая, - пробормотал он удовлетворенно, - Постепенно все разработается!
6. Он стал понемногу нажимать на педаль газа и так же понемногу плавно отпускать педаль сцепления. По мере нажатия на педаль газа двигатель гудел все громче и громче. А затем, когда он уже отпустил педаль сцепления, машину вдруг дернуло, и двигатель заглох. Не совсем поняв, что произошло, наш автолюбитель снова решил завести машину и повторить все действия сначала. Результат был такой-же. Машину дергало, и она глохла. Решив, что он что-то сломал в двигателе, наш автолюбитель расстроился и пошел за помощью к соседу, тоже автолюбителю. Тот его спокойно выслушал и сказал:
- Наверное, ты забыл, что перед включением зажигания надо рычаг скоростей снова переставить на нейтралку, а чтобы тронуться с места надо прибавить газку.
Обрадованный автолюбитель чуть не вприпрыжку побежал к своей любимой машине и
сделал все, как посоветовал ему сосед. Двигатель завелся, и машина тронулась с места.
Тронуться-то она, тронулась. Но как! Рванула вперед словно на гонках. Тем не менее, машина была исправна, результат получен. Он уже ехал!
7. Проехав метров сто по дороге вокруг дома, он заметил впереди грузовик, стоявший на его пути у самой обочины. Чтобы его объехать, он стал брать руль влево. И только объезжая, он вдруг увидел встречный автомобиль. Первая мысль нашего водителя была: «Стоп! Назад!». Но, увы! Он пока не умел это делать! Инструкция-то была не полностью прочитана!
Посмотрев в зеркало заднего вида, он увидел, что за ним уже едут машины.
На мгновение он растерялся. На дороге было только две полосы. В инструкции не было про такую ситуацию ни слова! Почти что зажмурив глаза он дал газ, крутанул руль вправо и переехав бордюрный камень, стал объезжать по газону справа этот несчастный грузовик.
8. Его сердце билось так, словно было готово выскочить из груди, хотя скорость автомобиля не превышала скорости обычного пешехода. Он решил остановиться. Для этого ему надо было всего лишь поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и нажать на тормоз. Но на его беду, в десяти метрах перед машиной на дорогу выскочила собака. Не трудно понять, что наш автолюбитель со всей силы нажал на тормоз. Но, он забыл про рычаг переключения скоростей. Тормоза были отличными, скорость была маленькой и машина встала, как вкопанная. Ну, a двигатель конечно заглох.
Кое-как заведя любимицу, он подъехал к своему подъезду. Вылезая из нее, он с удовольствием подумал, что на следующей неделе начинаются водительские курсы. Сунув брелок сигнализации в карман, пальцами обнаружил какой-то смятый листок. Это была Инструкция по вождению и эксплуатации автомобиля.
Взглянув на нее с ненавистью, он стал медленно, с наслаждением рвать ее на куски. Затем вытянул руку, раскрыл ладонь и кусочки бумаги с обрывками фраз или слов вроде «…сядьте…», «…на педаль...»‚ «... не отпускайте ...», «... тормоз ...» и т.д., медленно кружась, стали приземляться в одной из небольших рытвин на газоне.
Поддев носком ботинка ком земли, он спихнул его в эту братскую могилу кусочков бумаги. Возможно и зря. Инструкция-то была правильной. 
Одно жаль - не на все случаи жизни.