Любимые женщины микробиолога

Евгений Садков
 Дилетантское изучение слоистых отложений на Корсачке невозможно без упоминания великого российского ученого С.Н. Виноградского. Конец девятнадцатого века ознаменован величайшим открытием хемосинтеза. Изучая питание бактерий, Сергей Николаевич приходит к выводу о ином, чем у фотосинтезирующих организмов, способе получения энергии. Именно благодаря этим видам миллиарды лет назад образовались многие полезные ископаемые.

 После публикации заметки "Отложения на Корсачке" рецензент из Израиля Любовь Павлова 3 заинтересовалась одной деталькой биографии Виноградского. Дело в том, это указано во всех источниках, Сергей Николаевич является ЕДИНСТВЕННЫМ эмигрантом-членом Российской академии наук. Моя собеседница задает вопрос, а осталось ли это звание у ученого при Сталине?

 Даже немного обидно, почему этот вопрос не возник у меня самого. Права пословица: ум хорошо, а два лучше. Тем более, что второй принадлежит лучшей половине человечества. Реально, даже википедийное знакомство с Виноградским поражает. Лично мне его судьба чем-то напоминает вехи жизни депутата Госдумы Российской империи В.В. Шульгина.  Но если Василий Викентьевич известен нам как политик, то Сергей Николаевич личность более многогранная. Это некий прообраз "неосуществленной" России, перебитой красным колесом революционных, а по факту более бесчеловечных событий.

Удивительно, но википедия подсовывает ещё один ошарашивающий факт из жизни великого микробиолога, заставляющий забыть о Сталине. Оказывается, у Виноградского была ЛЮБОВНИЦА! На всякий случай открываю вики на имя Ленина. Нет, чист вождь мирового пролетариата, никаких любовниц, только боевые подруги. А вот ученый, как сказал один киногерой, ходок.

 К сожалению википедия не объясняет, кто такая  Луиза Циллвегер.Только известно, что была в фиктивном браке за А.Н. Рубашкиным. Строчкой ниже:"Дочь — Зинаида Александровна Рубашкина (1906—после 1953) в замужестве Бергер". Так чья же это дочь?

 Да, повезло ученому с дамами. Законных, от жены -Зинаиды Александровны, четверо. Есть и ещё одна женщина, судя по фактам, спасшая Сергея Николаевича от неминуемой гибели. В январе двадцатого года его уговорила эмигрировать из России простая железнодорожная служащая Ксения Никитина. А причина была веская.

 С семнадцатого года ученый живет в Одессе. Здесь он сотрудничает с белогвардейской газетой. В одном из номеров появляется фельетон "Царство ревидов". Да, любил Сергей Николаевич внедрять новые термины. Ревиды, ни что иное, как революционные идиоты. Это типа, упомянутые в прошлом моем материале аноргоксиданты, но с учетом политической обстановки в России. Заметка имеет успех и Виноградский продолжает "журнализм". Он сосредотачивается на критическом анализе социально-политических событий в России. В статье "Революционная контрреволюция" он обозначает свое отношение к большевикам:

 "Из безумия и хищничества во всех видах исключительно и слагается революционный процесс-болезненное осложнение нормально совершающейся или даже  уже совершившейся эволюции. Здесь мы имеем дело с общими законами психологии или психопатологии масс. Умело используя их, якобинцы покорили Францию, большевики -Россию"

 По стилю эти строки напоминают "поствеховское" "Из глубины". Но какова смелость экспериментатора. Констатируя свершившийся факт захвата власти, он готов умереть за свои убеждения.  В судьбу вмешивается простая железнодорожная служащая. Да, есть женщины в русских селеньях. Как и в украинских, к которым, надеясь на мирную эволюцию социума, всю жизнь тяготел великий ученый. Даже в эмиграции он создал "эрзац-Городок", названный в память о родовом имении. Виноградский  готов вернуться на родину, но возраст не позволяет. Кстати, Шульгин вернулся и даже участвовал в судьбоносном съезде КПСС.

 Вернемся от женщин к вопросу о членстве в академии. Политическая активность Виноградского в "белогвардейской" России  ещё больше обостряет его. Как могли большевики просмотреть такое? Есть и ещё один факт, предшествующий присвоению Виноградскому звания. За год до этого В.И. Ленин предложил заметить смертную казнь активно выступающим против Советов ученым высылкой. Акция продолжалась до начала двадцать третьего года. По-любому, даже чудом останься живым, микробиолог попал бы не на "философский корабль", а места не столь отдаленные. А тут, на тебе, члены РАН голосуют единогласно.

 Как версия. Возможно, даже в условиях репрессий у большинства старых академиков сохранилось чувство собственного достоинства. Это вам не нынешний "диссернет", когда все продается и покупается. Это знак качества не только ученого, но в первую очередь -настоящего российского интеллигента. Конкретизирую. Учениками Виноградского были В. Л. Омелянский и  Д. К. Заболотный. Первый из них через несколько лет после своего учителя избирается член-корреспондентом РАН царской России. Осенью 1923 года Василий Леонидович становится академиком. Думаю, он и предложил кандидатуру своего учителя. Через два месяца Виноградский заочно из член-корреспондентов переходит в почетные члены.

 В отличие от член-корреспондентов в почетные члены РАН избираются как российские, так и иностранные ученые. Случай же Виноградского ещё более уникален. Как я понял, он до конца своих дней остался гражданином Российской империи, не принявшим власть Советов. И в этих условиях его коллеги единогласно принимают такое решение. Реально, не угасло еще гражданское мужество.

 А как же товарищ Сталин? Неужели, визируя списки обреченных, пропустил такой "косяк"? Или к тому времени в РАН ещё было недостаточно "стукачей"? Так или иначе, но феномен Виноградского благополучно пережил Вождя всех народов. А все почему? Много любимых и любящих женщин окружало великого микробиолога. И не так важен их статус. Главное -чувство искренности. А его так порой не хватает иным правителям и их окружению.

 На фото Сергей Николаевич с супругой-Зинаидой Александровной. Рядом три дочери и жена будущего нобелевского лауреата Ваксмана.