Кто бродит ночью по Тауэру?

Ирина Торпачева
Будете в Лондоне – не удивляйтесь, если буквально в центре, на Оксфорд-Стрит, встретите лису. Ее не пугают сверкающие витрины бутиков и прописанные в мегаполисе грозные российские олигархи…

Откуда в Лондоне лисы? Загадка! Очевидно, город наступил на окрестности, а окрестности в ответ наступили на город.. .

Великобритания – вообще страна сплошных загадок. Про то, что в ней тусуется самое большое количество привидений мира, известно, всем. Но всегда же хочется проверить лично! Чтобы познакомиться, к примеру, с несчастной Анной Болейн, коварно казненной любимым мужем Генрихом  ХIII, мы первым делом помчались в Тауэр. Веселый толстяк гид в красном парадном камзоле (между прочим, работают в Тауэре только бывшие офицеры!) сообщил нам, что плаха в этом замечательном месте не простаивала аж до конца вполне просвещенного 18 века, представляете?! Сейчас она хранится за бронированным стеклом в одном из самых старых зданий легендарной крепости вместе с прислоненным к ней топором, и я скажу, что эта парочка производит должное впечатление на многочисленных туристов.

Анну Болейн, которая любит прогуливаться по замку с собственной отрубленной головой в руках мы, к счастью или сожалению так и не встретили. Зато хорошенько рассмотрели «Ворота предателей», через которые ее привезли к месту заключения. Мутная вода рва, тяжелые ворота, знаменитые тауэрские черные вороны – мрачная картинка, надо сказать. Среди здешних привидений излишне умная жена кровавого Генриха Тюдора далеко не единственная. Стражники любят рассказывать, что по утрам из окошек, выходящих на площадь, где раньше совершались казни, любит выглядывать Иоанн II, а живущие в исторических зданиях сотрудники музея иногда слышат ночами потусторонний детский плач. Жуть! Словом, экскурсанты из разных стран мира, ходят по Тауэру с открытыми ртами.

Насмотревшись сериала «Тюдоры», мы мечтали о продолжении действия. А потому собрались и тихо-мирно, на поезде (в Лондоне  это крайне удобный и способ передвижения) двинули в Хэмптон-Корт, один из дворцов Генриха ХIII, который он коварно отнял у своего верного соратника кардинала Уолси. Просто сказал, мрачно глядя священнику в глаза: «Говорят, у вас дом богаче, чем у короля!». Умный Уолси тут же поклонился и заявил : «Так  я и строил его для Вашего Величества!» Кому ж хочется, чтобы тебя казнили за груду красиво уложенных, но все же камней?!
В Хэмптон-Корте крайне мало туристов из чужих стран: по безумно красивому парку, закрученному зеленому лабиринту и  королевским покоям бродят в основном свои, англичане. Дворец не «вылизан» современниками, как Виндзор или тот же Тауэр, и больше напоминает не музей, а жилой дворец. Кухня, потолки некоторых залов – все, как при Генрихе. Сохранилась даже молельня и обстановка комнаты, в которой король венчался с Анной Болейн. Прошедшие пять веков здесь чувствуешь каждой клеточкой своего тела. А в коридоре, по которому бежала просить о помиловании к повелителю несчастная Екатерина Говард – пятая супруга безжалостного Тюдора – почти у всех посетителей подкашиваются ноги. Проверила на себе – словно кто-то вешает гири на лодыжки. Особенно чувствительные дамы иногда падают тут в обморок. Но это и неудивительно – ведь Екатерина, вернее, ее призрак, до сих пор по уверениям служителей так и бегает по этому коридору. Но кто ж ее, изменницу, допустит до главы государства? Хотя он тоже тут: установленные в музее видеокамеры однажды даже засняли Генриха выходящим из дверей дворца. Фигура, одежда, рост – все соответствовало отошедшему в иной мир правителю… Простил бы уж, что ли, глупышку Екатерину!

Хотя местные историки те еще придумщики! Дарят, например, каждому посетителю проспекты, в которых нужно потереть только пальчиками картинку – и ты тут же слышишь запахи той эпохи. Горячий шоколад – м-м-м! Аромат камина – кажется, пахнет сосной… Пудра! Точно, пудра! А это что? Ужас: королевский туалет! Ну и амбре …

Вернувшись вечером в дом, где остановились у знакомых, мы просмотрели снимки, нащелканные в Хэмптон-Корте, на ноутбуке  в увеличенном виде и ахнули: на лестничной площадке, куда так рвалась Екатерина Говард , нас окружали многочисленные белые прозрачные шары и шарики. Фокусы оптики? Но ни на одной другой фотографии такого не было! Впрочем, если присмотреться… На кухне, над королевским очагом! Беднягу повара казнили за плохо приготовленное блюдо, а он до сих пор страдает муками совести?!

Ложась спать, мы, как дети, радовались прошедшему дню. И жалели, что  так классно и таинственно уже нигде и ни за что не будет. Но назавтра нас завезли в Стоунхэндж – то ли древнюю обсерваторию возрастом в 140 тысяч лет,  то ли громадную гробницу, то ли место ритуальных плясок друидов… Пятидесятитонные валуны там «пляшут» под охраной воронов , и плевать им и на нас, и на века, и на ломающие головы ученых – что это да к чему, и на сбивающий с ног любопытных постоянно свирепствующий ветер!

 А призрака мы все же увидели. В Королевской Опере. «The Phantom of the Opera» в очередной раз собрал полный зал поклонников, желающих увидеть, как именно упадет в нужный момент люстра и услышать живой голос человека в белой полумаске…