Самарочка. Чистый четверг. Бабушкины сказки

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2012/04/11/1507

Возможно потому, что у  меня никогда не было  дедушки, оба погибли на войне…  И бабушка была всего одна, вторая умерла,  мне не было и года…  Помню, очень хотелось кого-то свыше, наставника или духовного Отца.  А может,  потому что  бабушка, та единственная из положенных каждому бабушек и дедушек, была самой лучшей на свете бабушкой…     Понятия Бог, церковь и вера вошли в мою жизнь  её стараниями.

Никогда не было страха  перед  чем-то неизвестным, были уважение и послушание. Не было страха  перед  чем-то запретным,   в моей октябрятско-пионеро-комсомольской душе находилось место и идее и вере в Бога.
В нашей семье всё называлось  своими именами – «проводы  зимы» – Масленицей, «праздник русской берёзки»  – Троицей,  а Рождество и Пасху и тогда все с уважением именовали Рождеством Христовым  и  Светлым праздником Пасхи.

Добрая настоящая моя бабушка…   Господи благослови…    Без «Господи, благослови» или «Господи, помилуй» мы и шагу с бабулькой не делали. Тихо так, не напоказ. Но Бога и веру  в мою детскую душу бабулька поселила навсегда. Она умела непростые вещи объяснять просто и доходчиво. Боженька!  Я не знала, кто это, но бабулька говорила, что  Он живёт на небе и всё знает, всё видит, всем помогает.  И я верила бабульке. Потом  родилась и вера в Бога.

Отец…  Сам  из семьи  староверов, он свято относился  к вопросам веры и «царя в голове».  Истинный коммунист, а в вопросах духовности был непререкаем. Не нами установлено, не нам и свергать. Папа считал, Бог в душе и уме должен, именно должен быть. Как эталон меры – меры совести, меры ответственности, меры спроса с самого себя.

Вот так мы и жили – с верой и по совести, в дружбе и взаимопонимании. В красном углу – иконы, на теле – крестик, а в душе – вера. В Рождество  раздавали  гостинцы детям из больших семей. На Пасху  пекли куличи и красили яйца. На Радуницу  поминали  ушедших сродственников.

Пасха для нас  начиналась с Чистого четверга.  Мы с сестрёнкой  «облизывались и предвкушали», когда же будут  бабушкины куличи? А бабушка в четверг  устраивала  генеральную уборку. "Куличи хороши там, где чисто". Чисто по бабушкиному уразумению – и душой, и телом, и углами.

Я любила, да что там любила, мечтала, упрашивала, уговаривала родителей отпросить меня из школы и отвезти к бабушке на эти дни. Подружки удивлялись, узнают  -  из пионеров исключат. Меня? – в ответ удивлялась я. За доброе дело не исключат, я же еду помогать бабушке! Пионер должен помогать слабым и старым – убедительно аргументировала я,  потому что  была  в то время Председателем  Совета отряда.

Не дыша  от счастья,  я собиралась из  хрущёвки  в самарской пятиэтажке  в гости  к бабушке в старую,  дорогую  сердцу  Самару. Частный дом! Частный дом – другой мир, время без времени, детская романтика и приключения.   Печка, как из сказки, кот Тишка со сметаной на усах, бабулькины пироги-разносолы  или   бабулькины мантулики – это когда не до изысков, вязание  с непременными разговорами. А то, что туалет на улице,  за водой в колонку  на соседнюю улицу, дров натаскать по просьбе бабушки – это те самые  приключения и романтика.
Итак, тетрадки и учебники, сама не пойму зачем – всё равно не притронусь, но аккуратно сложены в сумку. Ура,  еду  к бабульке!

И вот оно, утро четверга. Просыпаюсь рано, хотя обычно сплю на бабушкиных перинах «до выперду».  Это как?  – спросите вы.  Как минимум до двенадцати.  И чтоб никто не будил, кроме солнышка. Но только не сегодня. Одним глазом подробно осматриваю территорию. В избе темно, ставни ещё закрыты. Только маленький лучик сквозь щёлочку в ставнях помогает разглядеть бабушкину  койку и её лицо. Спит – думаю я. Закрываю  глаз-разведчик  и мечтаю. Вот мы сегодня  с бабулькой то, а вот мы и это. Вдруг спохватываюсь, размечталась, так ведь и пропустить не долго. А я очень  хочу, чтобы, проснувшись бабулька  воскликнула: « ах, птичка моя ранняя, какая же ты у меня хлопотунья, и чтобы я без тебя делала…»   А я ей в ответ: «кто раньше встаёт, тому Бог подаёт. Вот такие пироги!»
Про пироги – наша любимая с бабулькой присказка. До сих пор люблю вспоминать и её и бабульку мою.

Открываю глаза, теперь уже смотрю в оба  –  спит. Значит,  не пропустила, значит всё хорошо. И вдруг замечаю, морщинки  у глаз и губ бабульки смеются.

- Бабулька, так не честно, опять ты перехитрила – обнимаю  любимое  лицо ладошками и тону в знаменитых бабулькиных ямочках, это означает, целую её в обе щёчки. Или она меня целует… Да уже и не важно.  На душе -  радость и умиротворение. Очень люблю это слово. Наше, родное, настоящее, потому что означает – счастье духа, души.

- С Чистым четвергом тебя, девочка! Первым делом очистим тело.

Частный дом без удобств и благ цивилизации и как  – удивитесь вы. Если бы вы были знакомы с моей бабушкой, нипочём не удивились! Именно бабулька научила меня уму-разуму. Как «принять ванну» в кружке воды.  Как быть самой нарядной  с одним единственным платьем в «шифанэре». И как устроить "пир горой", когда дома «шаром покати».

- Поутру первым делом   умыться,  да слова не забудь: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, всё чистым четвергом снимается. Аминь». 

Бегом  к рукомойнику! На  гвоздике – полотенце праздничное, специально только для этого дня. Потом бабушка постирает, нагладит, в тряпочку завернёт, в сундук уберёт. Говорю же, как в сказке! Господи, спасибо тебе, что всё это у меня было.

- Долго ты там? Поворачивайся … В церкву-то уж сегодня не пойду, завтра надоть обязательно  – с куличами, да крашенками.  Давай так, по домашнему помолимся.

Бабулька  аккуратно раздвигает занавесочки, скрывающие иконы от посторонних глаз, чиркает спичкой,  и масло в лампадке начинает светиться божественным светом. Сама встаёт на колени и меня тянет за подол платишка.  И мне «надоть»  – соображаю я и встаю рядом. Бабушка  говорит какие-то не понятные, но очень приятные мне слова. Стараясь подражать бабушке, в такт шевелю губами и мысленно говорю. С кем?  С Боженькой… Я рассказываю ему, как отлупила соседского мальчишку, потому что он обижает девочек. «Гад такой, пусть знает!»  И добавляю: «прости меня, Господи». Эти слова я не раз слышала от взрослых, и почему-то сейчас  именно они  кажутся  мне самыми уместными. Потом вспоминаю, что и мне есть в чём покаяться и попросить «прости меня, Господи!» для себя  -  разбила чашку  и не знаю, как признаться маме; стащила вчера у бабульки из вазочки конфетку, она бы и сама дала, а я зачем-то без спроса взяла или украла…
Краем глаза не забываю следить за бабулькиными движениями и старательно  повторяю поклоны, «Господи помилуй, Господи помилуй» и троекратно крещусь.

- Ну,  вот и дело – заканчивает бабушка молитву. Аминь. "Исповедь очищает, вода грязь смывает, а Четверг чистым будет».  Перекусим и за дела.

«За дела»  означает всё-всё убрать, перестирать, перегладить,  в углах тенито (паутину)  собрать, все дудоры вытряхнуть -  это перины-одеяла развесить и просушить на солнышке,  окна перемыть  –  а то совсем ослепли,  и много-много чего. И это при том, что в доме всё чисто, "аж глаз сияет от чистоты".

Таков обряд и традиции Чистого четверга.  В православной традиции принято встать до восхода солнца и искупаться: символически снять с себя все грехи и отойти от суеты мирской.

«Люди подметут полы, выстирают всё бельё, какое есть в доме». Чистый Четверг – это момент перехода из одного состояния в другое, от греховной бренной жизни к духовному очищению.

В этом и состоит главная особенность Великого Четверга. Обновление души и тела знаменует собой начало всех начал, без чего невозможно вступление вместе с Христом в новое, праведное Царство.  И сколько бы времени ни прошло, люди, в эти знаменательные дни, будут посещать церкви,  устраивать в домах и душе генеральные уборки, печь куличи и славить Пасху,  а архиереи будут совершать всё тот же обряд омовения ног находящимся под их покровительством двенадцати священникам.

А мы  с бабулькой тем временем продолжаем наводить  чистоту. «Помылись сами, помыть надо и всё в доме от стола до пола. Причём пол нужно мыть от двери».

- Углы, углы-то хорошо выметай! А под кроватью?  Не поленюсь, сама проверю. Да не обижайся, девонька, и меня так учили. А то муж рябой попадётся.

- Прям уж и рябой? – хохочу я, а сама уже лезу  второй раз под кровать, проверить, «взаправду ли» чисто я там вымыла.

- Олька, почему раздёвкой во двор бегаешь, - я и сейчас слышу заботливое незлобивое ворчание бабушки. Так хочется, чтобы кто-нибудь  отечески пожурил: «куда без башки пошла», это означает, без головного убора в плохую погоду.

Раз хочется, получай! «Не рябой, так пьяница! Суше полы вытирай, суше» -  озорно подтрунивает  бабушка.  Терплю! А куда деваться, сама напросилась. И нисколечко не жалею! 

- Какие ещё задания, дорогой мой командир?!
- Самые ответственные. Дудоры вешать будем.
- И что в этом сложного?
- Э, не скажи…  Увидит  Клавдия, это соседка, увидит наши перины, да ославит  на всю улицу: Ой, люди добрые! Да вы гляньте только,  чего делается, Нюрка дудоры свои поразвесила.

Какие такие «дудоры»? У бабушки всю жизнь постель – и перины, и подушки, и стёганки – всё своими руками. Красивое, как она любила говорить, «хоть на выставку».
И мы идём  выставлять «наши дудоры».  Выносим всё на солнышко  и аккуратно развешиваем на заднем заборе. 
«Чтобы не видно» - спрашиваю я. «Чтобы не дразнить» - отвечает бабулька.

- Дразни, не дразни, а почему эта Клавдия тебя всё равно  Нюркой зовёт? Все ласково и уважительно – Аннушкой, Анной Степановной. А она – Нюркой.

- Люди – разные, Бог – один. Только он и может судить. Вот и ты не суди. Не со зла она, а от жизни злой, не любили её.

- Разве так бывает – я даже подушку выронила из рук от удивления.

- Бывает, девочка. И такое бывает. Не всем везёт,  или Бог даёт,  как в нашем роду  –  все женщины  в нашем роду были любимы и любимыми.  И так от матери к дочери, а та своей дочери, и ты потом передашь  своей.

- Значит,  и я буду…  любимой – шёпотом, у меня даже дух замер от такого открытия, спрашиваю у бабушки.

- Куда ж ты денешься. Должна быть! Чтобы не прервалась цепочка.
  Заговорила меня.  А дел ещё невпроворот.

Наконец, все дела переделаны. Ан, нет! Главное и большое дело – куличи!
«Чистые (я так понимаю, бабушка имела ввиду «святые») дела и делают по чисту». Бабулька переодевается в чистое платье, и фартук с белой косынкой из заветного сундука уже на готове.

- Теперь не мешай, под руку не говори, нет тебя! Куличи ставить буду.

Я уходила с кухни в комнату,  вот и все «хоромы частные», садилась за мой любимый стол с резными ножками. На столе уже  постелена праздничная скатерть с бахромой и кистями.  Теми самыми кистями, из которых я вязала узлы, а бабушка потом их с трудом расплетала. 

И  бабушка «ставила куличи» - что означает,  замешивала тесто.

- Ты с кем сейчас разговаривала?  - не выдерживаю и нарушаю данную мне установку  «нет тебя».

- Ни с кем – коротко отвечает бабулька, намекая – не отвлекай.

- Я же слышала! Ты сейчас с кем-то разговаривала – упрямо допытываюсь я.

- Глупенькая моя, «разговаривала»  и «говорила» перепутала. С тестом я говорила.

- Оно что, живое?

- Живое, девочка моя, живое. Вот поэтому у одних куличи выходят, а у других хлеб с изюмом получается.
Бабулька троекратно крестит  квашню и покрывает сверху белым кухОнным полотенчиком.

Я вспоминаю  хлебозавод, на котором всю жизнь проработала замесщицей теста моя бабулька и благодарственные отзывы о ней:  «Нет и не  будет лучшей замесщицы! Столько лет она отдала заводу.  А в войну! - На всём экономили, а из её теста военный хлеб был лучше торта! Работали без отдыха, а Анна Степановна успевала носки и варежки для фронта вязать. Много раз на завод приходили благодарственные письма из военкоматов». И это моя бабулька.  Это моя Бабулька!

Вот тесто подошло, пора и по формам раскладывать. Пристально и в тоже время умоляюще смотрю на бабульку. Всего один кивок, но я понимаю, можно, ура, разрешила! Ура – потому что это настоящее действо, а казалось бы – всего-то разложить тесто по формам.

- Господи, благослови! И бабулька берёт из квашни первую порцию теста.

- Этот Иришкин. Из бабулькиных уст это звучит как «это номер первый»,  она  очень любила младшенькую внучку, мою дорогую сестрёнку Иринку.

- Этот Олежке.  Олег - мой двоюродный брат, светлая ему память.

- А это тебе, Бог любит троицу – подводила итог внукам бабулька. Сколько себя помню, мы ни разу не перепутали свои куличи, ни разу не заспорили, чей -  лучше. Они были одинаковыми и разными одновременно. И как ей удавалось?!

- Родителям твоим – на этот раз рука зачерпнула в два раза больше. 
Следующая формочка  опять размером с детскую. Это для маминой сестры.

- Поэтому и разные, - отвечает бабушка подозрительно хриплым голосом  то ли на мой незаданный вопрос, то ли на свою материнскую боль. «Твои отец с матерью – семья,   Галина наша  – брошенка».

- А вот и царь-кулич – нарочито громко объявляет бабулька, чтобы скрыть слёзы. Я на секунду вспоминаю «у нас все в роду любимые», но вслух не решаюсь,  «Галинина беда» всегда была закрытой темой в семье. «Наверное, потому, что у неё родился сын – думала я в детстве, кому же ей передавать это счастье».  Балда – говорила я себе, когда подросла, хорошо хоть вслух не  озвучивала, вот  стыда не оберёшься.

Царь-кулич  украшен сахарной головою и уже готов к путешествию в печь.

- Бабулька, твой кулич  где?

- А на што мне свой, я со всеми вместе хочу. Сам девятый.
Сам девятый - семья, а "царь-кулич" - семейный кулич, на всех.

Куличи в печи. Моя голова уже на боку.  А вокруг все говорят, говорят – печь своё, куличи про своё, бабулька  поочерёдно  то с печью, то с куличами.

Глаза какое-то время борются с моим желанием дождаться выхода куличей из печки,  а память убаюкивает – всё равно не сегодня, всё равно не сегодня. Со словами «до Пасхи цведовать нельзя» моя голова опускается на белоснежную подушку.  Счастье-то какое…

«Счастье-то какое, все до одного получились»  – последнее, что слышу я сквозь сон  в завершение Чистого четверга.

«Ночь на пятницу не спят, а молятся».  « Успела!»  – радостно крестилась бабулька и окропляла куличи святой водой. Господи, спаси и помилуй! Господи, спаси и помилуй!

Человек не может жить  без веры! Человеку не должно жить без веры…