Памяти архитекторов перестройки

Эмма Брамник-Вульфсон
Цитаты из жизни

Памяти А.Яковлева и Юрия Афанасьева,
прорабов горбачевской перестройки.
1985-1991.

В 2005 году в  Москве в возрасте, 81 год, умер   
                Александр Николаевич Яковлев. Главный, если не считать самого Горбачёва, архитектор перестройки- реформирования страны,пламенный демократ, а до того — крупный  советский функционер,
 В   сентябре-2015 в Москве на 82-м году жизни скончался
Юрий Николаевич  Афанасьев, один  из  прорабов перестройки, историк и политик, активный участник либерально-демократической оппозиции в СССР и России.



На снимке-участники торжественного вечера встречи с перестройщиками в  "Вернисаже".

Сидят слева направо: Маврик Вульфсон, Юрий Николаев, Александр Яковлев.

Стоят:всемирная знаменитость,национальное достояние республики Маэстро Раймонд  Паулс с музой, супругой  Ланой;Марина Костенецкая- писательница, журналист , президент  клуба бывших народных депутатов Латвии Независимость; Янис Петерс-один из основателей движения    Атмода- за восстановление независимости Латвии, дипломат, экс-посол Латвии в России.
Рига,2001.

===========================================

«Если бы не запал балтийцев…»

 Главные ордена Латвии-перестройщикам

17 ноября 2001 года. Ведущие идеологи перестройки Александр Яковлев и Юрий Афанасьев приглашены в Ригу, где президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вручила им  самые  высокие латвийские награды — ордена Трех Звезд.

После торжества в президентском замке в культурном центре «Вернисаж» прошла неофициальная часть встречи единомышленников.

Дорогие наши друзья! Награды, которые сегодня вам вручены, — благодарность Латвии за помощь и поддержку в нашей борьбе за независимость тогда, 1989-м, в Кремле.   
Мы, бывшие народные депутаты СССР от Латвии — члены клуба “Neatkariba “ («Независимость»), благодарим вас за все, что вы сделали тогда для нас, стран Балтии. И сегодня за вас стоя пьем шампанское! Спасибо!» — этим тостом встречу открыл один из лидеров национального пробуждения латышей Янис Петерс. (Ps. По представлению клуба  Neatkariba и произошло  награждение горбачевских перестройщиков).
 

«Покажите мне этот документ…»
Мини-интервью из "Вернисажа"

Александр Николаевич Яковлев — доктор исторических наук, академик, с 1985 года -зав.отделом пропаганды ЦК КПСС, а с 1987 года -член политбюро, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Способствовал либерализации советской прессы, публикации запрещенной литературы, закрытых материалов.  И в итоге в 1991-м  А. Яковлев исключен из партии «за действия, противоречащие Уставу КПСС и направленные на раскол партии». Президент международного фонда «Демократия».

==============================

-Александр Николаевич,у меня  к Вам такой  вопрос:  Как удалось победить на съезде  в Кремле в 1989-м ?Ведь тогда   решалась судьба еще могучего монстра — СССР.
               
— Вспоминая события тех декабрьских дней я, порой,  сам удивляюсь, как нам тогда все удалось сделать, по существу решить судьбу всей страны.
     Ещё в 1985 году  я предложил Горбачёву план изменений в стране, однако он ответил, что пока «рано». Тогда  он ещё не думал, что «с советским строем пора кончать». Но  чтобы  преодолевать сильное сопротивление части партийного аппарата, нам порой приходилось  и отступать, и лукавить. Особенно на первых порах перестройки ..пришлось частично лгать, лицемерить, лукавить — другого пути не было. Я и  сам грешен — лукавил не раз. Мы должны были  так поступать —необходимо было  сломать тоталитарную коммунистическую партию. И произошло это мирным путем.
               
       Нам удалось сделать такое, что некоторым народам стоило больших кровопролитий, морей крови. Франция, к примеру, 200 лет шла к решению подобной проблемы, когда Франция ,наконец, сказала Алжиру “Good-bye!” и перестала быть колониальной державой.

Сегодня многие обижаются — что-то сделано не так, как было задумано. Но с  тех пор не прошло еще и 15 лет. Тогда я возглавлял комиссию по расследованию существования секретных протоколов к пакту Молотова—Риббентропа от 23 августа 1939 года. Но даже я и сам не в нужной степени понимал всю сложность и сущность той проблемы, ее историческую необходимость, важность тех документов, которые на полвека изменили судьбы народов не только стран Прибалтики, которые  из-за них превратились в советские республики. В августе 1939-го в Кремле перекроили по-литическую карту Европы. Развязали руки Гитлеру для начала Второй мировой войны, которая унесла миллионы жизней.

Мы, россияне, до того съезда мало знали, что происходит в Латвии, Литве, Эстонии, на Украине: кто там требует независимости — то ли это смутьяны какие, то ли это желание народов. Наша комиссии не знала, как это возможно дать эту независимость, чем это можно обосновать, как документировать такое решение.

Мне лично понять все это помогла работа с членами нашей комиссии, горячие споры и дискуссии при подготовке доклада. Балтийцы были настроены весьма и весьма  радикально. Противников же такого решения — тех, кто сидел в зале заседаний съезда — более двух тысяч депутатов, за исключением депутатов Межрегиональной группы и небольшой группы разумных депутатов. Кконечно,их  очень  настораживало желание советских республик отделиться и выйти из СССР. Они  считали это унижением для державы. И нужно было подготовить такой реальный документ, который бы разбил ту цепь и хотя бы  пробил дорожку к новому. Я пытался убедить комиссию, что чем радикальнее будет доклад, тем мы все  дальше будем от цели. Так оно и случилось — на первом голосовании наш проект забаллотировали. «За» было хоть и много, но не большинство.

После “горячего” заседания депутаты съезда разошлись, а мы, члены комиссии, в расстройстве остались в зале и чувствовали себя неприкаянными. А что делать мне?Что делать — выходить снова на трибуну или подавать в отставку?  Учитывая все исторические коллизии прибалтийских государств и консерватизм множества депутатов, выходить на трибуну с особым мнением?


Утро вечера мудренее

…Почти всю ночь мы, единомышленники, бродили по кремлевскому двору, вокруг Кремля, снова спорили, убеждали друг друга. Расставаясь, я сказал: “Утро вечера мудренее”.

Тогда и пригодился документ, который мне до заседаний вручил
Анатолий Гаврилович Ковалев — первый заместитель министра инстранных  дел СССР..Когда он мне его принес, я своим глазам не поверил — то был «Протокол передачи документов в архив». И среди множества документов, кажется, под номером шесть — секретные протоколы к пакту Молотова—Риббентропа! То есть документальное обозначение того самого исторического документа 1939-го, в котором и было все дело. Существование которого   М. Горбачев категорически отрицал и говорил:
“Покажите мне этот документ, и я за него проголосую!” (Возможно, что он и сам не понял когда-то, передавая те протоколы в архив?)

…Когда я наутро зачитал этот документ с трибуны съезда, большинство депутатов уже не могло нас не поддержать.
Так тогда и решился вопрос о независимости государств Балтии. Но если бы не запал балтийцев, до такого, возможно, дорога была бы еще очень и очень долгой.

ххх

 В 2000-х годах  вышли  из печати  мемуары  «Сумерки» А.Яковлева , которые   стали очень  востребованными теми,  кто способен на покаяние.В 2003-м вышло  уже их третье издание.

 Когда мемуары пишет обычный человек, это интересно его родным и близким. Мемуары  же политика, да еще высшего уровня,
интересны всем. « Сумерки» -это монументальный  аналитический  труд. Жестокая,безжалостная  и к себе, великая правда.

===================
В марте 2007 года в Риге прошла презентация мемуаров А. Н. Яковлева «Сумерки» на латышском языке.

«Не уверена, что если бы не Александр Яковлев, Съезд народных депутатов в Московском Кремле в 1989-м  признал бы существовавшими секретные протоколы между СССР и нацистской Германией. Без этого едва ли наши мужественные смельчаки в Риге 4 мая 1990 года провозгласили бы независимость Латвии», — реплика на  обложке книги   Марины Костенецкой, писательницы, журналиста, народного депутата  съезда от Латвии  в Кремле в 1989-м.
========================

Обмен мемуарами  в "Вернисаже"

-С  большим интересом прочту Вашу книгу,  уважаемый Маврик  Германович.  Благодарствую!-ответил Александр Николаевич  М. Вульфсону, знакомясь с его   мемуарами " Карты на стол".

Свои мемуары «Сумерки» Александр Яковлев прислал
 М.Вульфсону  по электронной почте.
========================Ниже фрагменты из их переписки:

Многоуважаемый Александр Николаевич!
Вступая в Новый год, обычно все мы задумываемся о прошлом и будущем.

В эти дни я особенно часто вспоминаю памятный 1989-й. Думаю о Вас и с волнением вспоминаю нашу судьбоносную работу в Кремле под Вашим председательством — в комиссии съезда Народных депутатов СССР по оценке секретных протоколов пакта Молотова—Риббентропа. Ведь тогда, по существу, решались судьбы миллионов людей.

С особой теплотой и благодарностью вспоминаю Вашу принципиальность и честную позицию, что от тогда еще секретаря ЦК КПСС потребовало очень большого мужества и смелости. Спасибо за выдержку и стойкость! Без поддержки прорабов перестройки и всех российских демократов, трудно было бы странам Балтии тогда победить и начать восстанавливать свою независимость. И путь к распаду СССР был бы значительно длиннее.

По молодости лет, мне ведь 7 января с. г. исполнилось только 85 (!),  вместе с моей супругой,  постоянным соавтором, журналисткой Эммой Брамник, задумали мы нашу  новую уже девятую, книгу-сборник о нашем времени, свершениях, заботах, возможно, и ошибках… Хотелось бы, чтобы наши  будущие  соавторы рассказали о себе, о тех, кто помог выстоять и стать теми, кем мы стали сегодня; о том, чего достигли и о чем мечтаем.
Книгу хотелось бы назвать: «О тех и том, чего нельзя забыть. Годы. Встречи. Судьбы».
Приглашаю Вас к соавторству. Буду очень благодарен, если Вы поддержите нашу идею и пришлете свой материал.

С нетерпением буду ждать Вашего ответа.
С почтением и любовью
Ваш Маврик Вульфсон,
профессор Академии художеств Латвии.
Рига, март 2003года.
=========================================================
Уважаемый проф. Вульфсон!
Благодарю Вас за Ваше письмо от 6 апреля.
По Вашей просьбе сообщаю наш e-mail-адрес...
Высылаю вам в приложении текст третьего издания моих мемуаров, которые должны выйти из печати в скором времени.

С уважением и дружеским приветом Александр Яковлев.

* **
Рига, 10 апреля 2003 года.
Глубокоуважаемый Александр Николаевич!
Дорогой мой друг-единомышленник!
С большим волнением читаю Вашу исповедь! Считаю, что это исторический документ, один из величайших в нашу смутную эпоху.
Полностью поддерживаю Вас: в каждой строчке — смелость и — самое важное — порой страшная, жестокая, но ве-ликая правда. Это вызов глубоко укоренившейся лжи и лице-мерию! Очень востребован теми, кто способен на покаяние.
В моих глазах Вы — первопроходец. Так тонко, искренно и безжалостно даже к самому себе еще никто не выступал. К сожалению, все это актуально для всего бывшего Союза, в том числе и для нашего края. Мне тоже очень знакомо то, как беснуются наши враги, потерявшие привычную, удобную почву под ногами. Я по-белому завидую Вашей искренности и смелости. И мне тоже сейчас пишут люди: «Задайте им жару! Тем, кто все разрушил, ничего не создав! Пусть они покаются…»
Мне бы так хотелось «впечатать» всю Вашу книгу в ту, над которой работаю. Но, к сожалению, пока не можем набрать средств и на тонкую. Однако, надеюсь на лучшее.

Буду с нетерпением ждать Ваших рекомендаций — какие разделы Вы советуете и разрешаете подготовить к печати в моем сборнике.Эти рекомендации хотелось бы получить по возможности скорее, чтобы немедленно начать переводить на латышский, немецкий и английский.
 Вы и Ваш вызов очень нужны людям сегодня!

Вся моя семья желает Вам здоровья и сил на долгие-долгие лета!
Моя любовь и признательность — с Вами.

Всегда к Вашим услугам Маврик Вульфсон.

***
Дорогой Маврик!
Я весьма благодарен Вам за столь высокую оценку моей книги.
Заверяю , что был бы рад опубликованию ее в Латвии. Что касается Вашего  сборника, то готов на включение в него моей книги полностью, хотя понимаю все трудности.
Однако оставляю выбор частей из нее полностью на Ваш суд. Что выберете и напечатаете, тому и будет мое благословение. Большое спасибо Вам.

С дружеским приветом и добрыми пожеланиями
А. Яковлев.

===================================================

Первые в жизни ордена оппозиционера —
прибалтийские



"Вернисаж". Юрий Николаевич и  Маврик Германович. 
Единомышленникам  есть  что  вспомнить, что обсудить...
Рига, 2011.
 =================

Юрий Афанасьев о смелости, возможности говорить правду
 и о наградах.

Юрий Николаевич Афанасьев — академик, доктор исторических наук, автор более 400 научных книг, статей, один из основателей Российского государственного гуманитарного университета,экс-народный депутат СССР от Российской Федерации, сопредседатель движения «Демократическая Россия»,он входил в  Межрегиональную депутатскую группу .   «Я должен это сказать» ,-заявил Юрий Афанасьев на  первом Съезде народных депутатов СССР в Кремле: «Уважаемое прислушивающееся  большинство,  и Вы, Михаил Сергеевич, то ли прислушивающийся к нему, то ли  умело на него воздействующий.Мы все  могли бы жить , как  жили, и дальше.Но мы - народные депутаты, и  просто обязаны сделать все что можем, чтобы   изменить страну и помочь народу жить  в цивилизованном государстве...».  И он представил съезду  свои соображения...Убежденный оппозиционер, после расстрела здания Верховного Совета России , считая те события борьбой кланов за власть,    Ю. Афанасьев прекратил свою политическую деятельность.==================-Вы спрашиваете меня о наградах? Так вот орден Трех звезд Латвии — мой второй орден за всю жизнь. Первый — литовский орден Великого князя Гедиминаса, и нет у меня ни одного ордена отечественного…Но сначала о Яковлеве. Хочу подчеркнуть, что Александр Яковлев очень пострадал за то, что тогда, на съезде, сказал правду о секретных протоколах. Для этого нужна была большая смелость. Ведь раньше правду писали и говорили главным образом только диссиденты и эмигранты. И порой даже резче, жестче, но чаще из-за границы… Александр Яковлев говорит правду до сих пор. Поэтому он входит в тройку самых ненавистных персон для тех, кто не хочет никаких преобразований в России, кто против того, чтобы в ней действовали нормы западных демократий и гражданские права», — рассказал Юрий Николаевич. И продолжил:«Недавно мы провели так называемые философские чтения, в которых участвовали самые ведущие журналисты, такие как Киселев, Доренко, издания “Новое время”, “Новая газета”,“Независимая газета”и др.И все в один голос говорили не только о том, что все жестче становится цензура, но и о еще более страшном — самоцензуре, т.е. о том, что теперь пишущие журналисты сами себе устанавливают пределы возможного. А это еще пострашнее, чем голос сверху. Особенно трудно говорить правду, когда ее никто не хочет слышать и слушать.Хотя я и пессимист, все же еще надеюсь на просветление общества в мире. Надеюсь, что и Россия все-таки не скатится к старым временам. И пусть с большими шатаниями, пробуксовками она все-таки будет развиваться в правильном, демократическом направлении. Но, чтобы это произошло, всем нам вместе и особенно каждому человеку придется испытать себя на способность говорить правду.Еще чуть о себе и наградах. По молодости лет в войне я не участвовал, но много работал в комсомоле, участвовал почти во всех « великих строй-   ках коммунизма» Сибири — Балаково, Дивногорск, Ачинский  алюминиевый завод… А тогда был такой порядок — по завершении каждой стройки вручались ордена. Тогда, подписывая списки, я свое имя вычеркивал. Я принципиально против любых орденов и наград, которые просто раздавали, потому я и  избегал их. А сегодня мог бы иметь минимум восемь больших наград.Словом, если я до своих 67 лет продержался, то теперь уж сам Бог велел мне блюсти чистоту своей марки».* **О свободолюбивом движении народов Балтии -как запале для исторических изменений в России. О том, что если бы не прорабы перестройки, если бы  не помощь и поддержка российских демократов, дорога к независимости и Латвии, и Литвы, и Эстонии, а также к распаду СССР была бы действительно еще довольно долгой»-снова и снова  об этом  говорили, это вспоминали   участники встречи в «Вернисаже».

Интервью Эммы Брамник-Вульфсон.  Все снимки  автора.
 Опубликовано в газете «Суббота», ноябрь -2001.
==============================

Уважаемому Академику Юрию Афанасьеву

Дорогой Юрий Николаевич!
Огромное спасибо за поддержку моей идеи (в ответ на приглашение М. Вульфсона участвовать в его книге Ю. Н. Афанасьев прислал фрагмент из своей книги «Опасная Россия: Традиции самовластья сегодня». — Э. Б.). Уверен, что Ваша часть станет одной из самых сильных и эмоциональных в из-дании.Читаем с большим интересом и волнением. Но и с горечью и болью за Россию. Обычно правда приносит боль, особенно когда она беспощадна. Но без нее Россия не воспрянет. Возможно, что сближение с США отразится на внутренних проблемах. Хотя полагаю, что теперь уже появились первые трещины.Да, это хорошо, что у Вас авторитет в широких кругах интеллигенции.Прочитал и Ваши статьи с 1988—1989 годов. И с особым удовольствием — тогда ведь многое сбылось А это так редко!Обнимаю Вас.

Ваш Маврик Вульфсон с сердечным приветом и от всей моей семьи.
Рига,2002 год.
====================