зарисовка
Было это давно, в конце 19 – начале 20 веков. Нижнее течение р. Хопёр, станица Безымяновская, хутор Бешеный.
Обычно перед троицей казаки на сходе решали вопрос о сенокосе за Степановой балкой – косить или продать хохлам? Как правило, из года в год под одобрительное и единодушное «Любо!» решали продать; косить и лень, и троица на носу - три дня праздник, а выпить надо. Решалось дело быстро, всякому охота выпить и, когда старшой из хохлов, кряхтя, вынимал засаленный гоман и отсчитывал кредитки, вперёд вылезал дьяк и начинал канючить
-- Господа казаки, храм божий пришел в ветхость, пора бы уж и новый строить. Станица вона как разрослася и хуторов сколько, а церквушка маленькая. На престольный праздник, а бо на светло-Христово Воскресение так набьется люду – поклониться нельзя, прямо головой въедешь впереди молящемуся, а, как то баба, и того хуже.
Га…га…га… неслось по сходу.
-- Ты, святой отец, видать, частенько въезжаешь, на голове-то вон волосьев совсем нету.
У дьяка, действительно, было не очень густо волос, но он удачно переплетал их слева-направо и наоборот, так что было похоже, что голова покрыта редкой рыболовной сетью.
Дьяк терпеливо ждал, когда перестанут гагакать и продолжал.
-- Вот ржёте, как кобели пьяные, а того не видите, что вокруг храма божьего огорожа совсем развалилась, на паперти козы пасутся, а сам храм на что похож? На отхожее место, прости Господи мою душу грешную.
И вновь, переждав ржание, продолжал
-- А в самом храме? Зайти страмно. Господь Бог у алтаря совсем облупился, место рождения Христа потрескалось, с матери божьей у правых ворот одёжа совсем свалилась. Грех, казаки, всё пропить, надо и о душе подумать.
Думы о душе действовали безотказно, и суммы от пропойных денег выделялись с радостью невеликой, но со строгим наказом – о делах церкви доложить сходу на спас. На сходе перед спасом дьяк докладывал.
-- Богомаз* бродячий попался пьяница и в церкви только нагадил. Святого Савваофа покрыл матом** да слабо, дев непорочных всех перепортил, только и сделал, что над всеми святыми поставил крест.
От такого радения церковь приходила в упадок и в один из жарких июльских дней вспыхнула свечкой.
*богомаз – иконописец (ударение ставить на предпоследний, а не
на последний слог)
** - матовым лаком
Чернышов П.И. 1977г.