Мореходы древних морей

Минойской цивилизация в период своего существования превосходила по своему развитию все существующие на тот момент культуры и цивилизации. Это была прорывная цивилизация не мене значимая, чем Шумерская и Египетская.

В Энциклопедии Кольера есть описание Минойской цивилизация — относящейся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э., 4700 - 3400 лет назад.

МИНОЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции. Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции. Это узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, довольно плодородной почвой и превосходными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега. Здесь-то, зародившись около 4000 лет назад, развилась, расцвела и угасла цивилизация, известная ныне под названием минойской.

Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

 Минойские ремесленники производили не только массовую продукцию, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений, они строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.

Археологическое открытие минойской цивилизации состоялось лишь в 1900г., несмотря на то, что греческие мифы и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В гомеровской Илиаде на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший в городе Кноссе за несколько поколений до Троянской войны. Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, который, превратившись в белого быка, похитил её и доставил на Крит. В ту эпоху Минос был самым могущественным государем. Он принудил Афины регулярно платить ему дань, присылая юношей и девушек, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра. Афины освободились от этой повинности после того, как герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны. Миносу служил хитроумный мастер Дедал, который построил лабиринт, куда попался Минотавр. В 19 в. немногие серьезные ученые верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был поэтом, а не историком, и считалось, что большие города, войны и герои - всецело плод их воображения. Однако Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873г. он обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876г. повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен. Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900г. Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.

Возникновение минойской цивилизации. Первыми обитателями Крита, которые оставили по себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000г. до н.э. Неолитические поселенцы применяли тесла и топоры из шлифованного камня и изготавливали красиво отполированную и украшенную керамику. Они выращивали пшеницу и разводили коров, свиней и овец. Деревни появились до 2500г. до н.э., и жившие здесь люди занимались торговлей (как по морю, так и по суше) со своими соседями, которые научили их пользоваться бронзой, вероятно, около 2500г. до н.э. Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Многие учёные продолжают следовать Эвансу и называют этот период ранним минойским, датируя его приблизительно с 3000 по 2000 до н.э.

Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли около 1950г. до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о "минойцах" лишь после 1950г. до н.э., насчёт же так называемой ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской. Но как произошла эта городская революция в 1950г. до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация получила импульс от пришельцев извне - могущественных народов-мореплавателей, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях.
Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма, известного как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях. Известно, что вплоть до 18 в. учёные соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами - по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах. Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря.

 Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвлённые культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вёл с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии. Личные имена минойских текстов происходят со всего Ближнего Востока. Среди обнаруживаемых здесь распространенных западносемитских имен - Da-we-da (Давид) и Gu-pa-nu (Гупан); имя Гупан встречается также в текстах из Угарита. Финикийская богиня Тинит появляется как Ti-ni-ta. Северо-западный семитский бог Ям(му) пишется здесь как Ya-mu. По крайней мере два имени, обнаруженных на табличках линейного письма А, Da-ku-se-nй и Su-ki-ri-te-se-ya, - хурритские, т.е. принадлежат несемитскому народу, который занимал видное место на всем Ближнем Востоке, от Малой Азии до Египта, на протяжении II тысячелетия до н.э. Встречаются также и египетские имена, такие, как Ne-tu-ri-Re (что означает "Солнце божественно").

Минойское искусство обнаруживает тесные связи с Египтом: на некоторых фресках изображаются египетский тростник и кошки египетской породы.

Минойская религия была близко связана с Ханааном. В отличие от греческого Зевса, критский Зевс рождается и умирает подобно Ваалу (Белу) ханаанеев. Было принято считать, что очаровательная богиня с поднятыми разведенными в стороны руками и обнаженной грудью, одетая в юбку с оборками, возглавляла на минойском Крите местный пантеон.

До расшифровки линейного письма А такие истолкования, как правило, не вызывали возражений. Однако был упущен из виду чрезвычайно важный результат археологических раскопок. В дворцовых святилищах совершенно нет культовых статуй; более того, здесь нет даже пьедестала, на который могла бы быть поставлена такая статуя.

На протяжении своей славной истории минойцы в полной мере изведали как взлеты, так и падения. За пределами бассейна Эгейского моря известно 11 принадлежавших им колоний, широко раскинувшихся по восточному и центральному Средиземноморью. В ходе раскопок были обнаружены их дворцы в восточной части Крита - в Кноссе, Фесте, Маллии и Закро. Минойские находки (включая также и тексты), сделанные возле Ханиа, дают основания предполагать, что был дворец и на западе. Относящиеся к минойской цивилизации объекты были обнаружены и на других островах южного Эгейского моря, прежде всего на Фере, Мелосе, Кифере, Кеосе и Родосе. Наибольшее значение имеют раскопки, которые проводятся на Фере.
В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э. середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город. Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры. Чрезвычайно примечательны фрески на Фере. Особенно заслуживает внимания изображение судов, где представлены как увеселительная морская прогулка знати, так и военный корабль в пылу сражения. Судя по надписям, из которых мы черпаем сведения о жизни Крита, представляется сомнительным, что обширная минойская "империя" управлялась из единого центра. Куда более правдоподобно предположение, что минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс, Маллия и Фест. Мы знаем имена нескольких царей, самым известным из которых был Минос. Это имя носили, по крайней мере, два царя, и возможно, что слово "минос" сделалось общим обозначением правителя. Хотя центром минойской цивилизации был Крит, эта культура распространилась на многие острова и прибрежные области Эгейского моря и Средиземного моря в целом, а также по крайней мере на одну удаленную от моря область за Иорданом. Мощная культура мореплавателей не поддаётся точной локализации: свидетельства археологии, а в некоторых случаях и письменные источники, обнаруживаемые в весьма отдаленных краях, говорят об отношениях, которые поддерживали минойцы с областями Греции, Малой Азии, Кипром, Сирией, Палестиной, Египтом, Вавилоном и другими странами. Большая часть графических изображений минойцев, обнаруженных вне сферы минойской цивилизации, сосредоточена в Египте. Так, на росписях в гробнице Сенмута, архитектора и доверенного лица царицы Хатшепсут (правила ок. 1503-1482 до н.э.), изображены минойцы, приносящие дары. Минойцы вели активную торговлю, их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом - керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото. У минойских торговых кораблей были, как правило, высокий нос, низкая корма и выступающий назад киль. В движение их приводили сидящие в два ряда гребцы и парус. Успехи минойцев в области военного дела не ограничивались флотом. Долгое время критяне славились как искусные лучники и пращники. Их составной лук был так хорошо известен, что в текстах из Угарита говорится, что его изготовил бог Котар-ва-Хасис на Крите.

 Судя по изобразительному искусству самих минойцев, они были изящными и жизнерадостными людьми. Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Красавицы брюнетки изображались со вздёрнутыми носами.

Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике.

Женщины носили длинные и пёстрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными руки и грудь.

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.

Земледельцы, обитавшие в сельской местности, выращивали пшеницу и ячмень, а также оливки, миндаль и виноград.

Кроме того, они вырабатывали шерсть и лён для производства тканей. В городах имелись утонченные мастера, резчики по драгоценным камням и по слоновой кости, живописцы, златокузнецы, изготовители каменных ваз и кубков. Популярны были танцы и занятия атлетикой, например кулачным боем.

Главным видом спорта были прыжки через быка. Молодой мужчина или женщина становился перед нападающим быком и хватал его за рога; когда бык взмахивал головой, прыгун делал сальто через рога, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.

Наиболее полную картину жизни минойского Крита дали археологические раскопки, проведённые в Гурнии, городе в восточной части Крита. Здесь обнаружены дворец, площадь для общественных мероприятий, святилище, а также характерный лабиринт домов, возведенных из бутового камня и сырцового кирпича.

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu (произносится "йа-ша-ша-ла-муу"), имя которого означает "Тот, Кто Дает Благополучие". Ему посвящены, по крайней мере, шесть минойских культовых объектов - каменных столов для возлияния и т.п. Наиболее широко известное минойское божество - это богиня, обыкновенно изображаемая в юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причём тело её и руки нередко обвивают змеи. Её статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита. Иногда минойские художники изображали её стоящей на горе в окружении животных.

Имя Дагона, упоминаемое в Библии в качестве бога филистимлян, появляется на минойских табличках в форме Da-gu-na. Это тоже широко почитаемое семитское божество: угаритские мифы называют его отцом бога плодородия Ваала. Некоторые верования, распространенные на минойском Крите, просуществовали вплоть до античности. Гесиод и другие греческие поэты упоминают о мифах, в которых говорится, что бог Зевс не только родился на Крите, но там же умер и погребён. История об узурпации Зевсом власти своего отца Кроноса является почти точной параллелью мифу о хурритском боге бури Тешубе, который точно таким же образом смещает своего отца Кумарби. Гесиод связывает это событие с Критом, и его рассказ включает много неприглядных подробностей оригинала, не оставляя никаких сомнений относительно источника позднейшего мифа. Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе - священным деревьям, источникам и каменным столбам. В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьёв, но в первую очередь в святилищах на вершинах.

Важную роль в минойской религии играл бык. В греческих мифах, связанных с Критом, события часто разворачиваются вокруг быка, как в случае похищения Зевсом Европы или в легенде о Минотавре. Минойские алтари и крыши святилищ нередко имели рогообразные выступы, которые, возможно, происходили от рогов священного быка и обыкновенно назывались рогами посвящения. Даже минойские прыжки через быка имели, помимо атлетической, еще и религиозную сторону.
Искусство. Минойское искусство - наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. На рельефном изображении вазы из Агиа-Триады мы видим шествие земледельцев на празднике урожая. Типично минойская деталь на этой вазе - изображение сваленного с ног хмелем гуляки, который уткнулся в землю и спит.

Минойские фрески неизменно поражают свежестью и естественностью. Юноши и девушки беззаботно перепрыгивают через рога бросающихся на них быков; скачет по скалам критский козел; дельфины и летучие рыбки скользят по волнам.

Важной художественной условностью, введенной минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Этот прием, столь успешно позволяющий изобразить стремительность движения, распространился отсюда в Египет, Персию, Сибирь, Китай и Японию. Минойцы использовали также статичные узоры - зигзаги, перекрестную штриховку и другие линейные средства, известные по ближневосточной расписной керамике.

Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и на керамике, изготовлявшейся на гончарном круге. То, что минойцы зачастую раскрашивали мужчин в красный цвет, а женщин - в жёлтый, не было лишь условностью. Следуя широко распространенному в древности обычаю, минойские мужчины в церемониальных целях раскрашивали свои тела красным, а женщины подкрашивались жёлтой краской.

Именно такими изображены люди на саркофаге из Агиа-Триады, где они несут телят и другие дары и играют на лирах по случаю похорон царевича. Кроме того, минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические орудия и ювелирные изделия, продолжая таким образом туземные ремесленные традиции, которые предшествовали расцвету минойской цивилизации.

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.

Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощёными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом. Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Такой "накопительный" принцип строительства сделался характерным, вероятно, ещё с позднего неолита, когда на Крите появились первые деревни. Минойские здания имели несколько этажей в высоту (такими они и сохранились на Фере) и плоские крыши. Дворцы могли быть возведены из тесаного камня, но нижние этажи обычных домов, как правило, строили из необработанного камня. Для верхних этажей использовался кирпич-сырец, иногда даже при возведении дворца. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями. Среди минойских дворцов самый знаменитый - Кносский (Дворец царя Миноса).

Первоначальный облик дворца угадывается по тому виду, который дворец приобрел в 1700г. до н.э., когда его разрушило землетрясение или ряд землетрясений, а затем он был восстановлен. Дворец, возведенный вокруг большого прямоугольного открытого двора, был почти квадратным в плане, каждая сторона имела в длину 150 м. Залы и парадные покои располагались, по крайней мере двумя этажами выше двора. Красивая и величественная, образованная многими маршами лестница, построенная после первого разрушения дворца, вела от этих покоев вниз в открытый дворик, по бокам которого были возведены два ряда довольно коротких колонн, плавно сужавшихся от широкой вершины к узкому основанию. Световой колодец в этом дворике является типично минойским решением проблемы освещения большого числа внутренних помещений. Проложенная от дворца мощёная дорога была по виадуку из громадных каменных глыб переброшена через глубокий овраг и соединялась с большой пересекавшей остров дорогой, которая вела из Кносса в Фест.

В Тронном зале возвышается уникальный в своем роде трон из гипса, по бокам от которого - фрески, изображающие грифонов. Деревянный трон стоял когда-то и в находившемся в жилой части дворца Зале двойных топоров (названном так потому, что на камнях его светового колодца обнаружена метка каменщика - топор с двумя лезвиями). Фактически это был глубокий портик, выходивший фасадом на восток. Узкий проход ведет из него в небольшую изящно отделанную комнату, называемую Мегарон царицы, с двумя световыми колодцами - с западной и восточной стороны. Рядом с ней имелся небольшой бассейн для омовений, а по длинному коридору можно было попасть в туалетную комнату: сюда были подведены водопровод и канализация.

МЕГАРОН ЦАРИЦЫ украшают цветные фрески с изображением играющих дельфинов.
Землетрясения, разрушившие Кносский дворец, не причинили значительного ущерба дворцу в Маллии, и потому его перестройка была куда менее существенной. Фестский дворец, который был возведен в период с 1900г. по 1830г. до н.э., был так поврежден землетрясениями в 1700г. до н.э., что к его восстановлению даже не приступали, он был просто заброшен, а неподалеку, в Агиа-Триаде, построили новый дворец.

Наиболее раннее критское письмо - пиктограммы, как правило, на глиняных табличках, датируемые временем приблизительно до 2000г. до н.э. Эти пиктограммы принято называть критскими иероглифами. По-видимому, они в основном местного происхождения, хотя некоторые символы аналогичны египетским. Особенное и единственное в своём роде пиктографическое письмо, надо полагать более позднего типа, мы находим на т.н. Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Расшифровка в будущем связанного с этими пиктограммами линейного письма заставляет надеяться на разрешение загадки диска.

На смену иероглифам пришло линейное письмо, разработанное на их основе, в Кноссе это произошло около 1700г. до н.э., в Фесте несколько ранее. Это письмо, которое называют линейным письмом А, всё ещё сохраняет следы своего пиктографического происхождения; оно встречается на ряде глиняных табличек, относящихся ко времени с 1750г. по 1400г. до н.э. Около 1450г. до н.э. в Кноссе наряду с линейным письмом А стало употребляться и линейное письмо Б. Тексты, написанные линейным письмом Б, были обнаружены также в континентальной Греции, и это навело многих учёных на мысль, что этой письменности соответствовала какая-то форма греческого языка. Темы, которым посвящены минойские тексты, написанные как на глиняных табличках, так и на каменных культовых объектах, - в основном хозяйство и религия. Около 20 культовых объектов происходят из разных мест, разбросанных по центральному и восточному Криту. Более 200 хозяйственных табличек, преимущественно расписки в получении и описи, были найдены в нескольких местах в восточной половине острова. Далеко превосходит все прочие коллекция табличек из Агиа-Триады - 150 хозяйственных и административных глиняных документов.

В какой-то момент после 1900г. до н.э. из области Балкан или, быть может, из более отдаленных регионов на востоке в континентальную Грецию вторглись грекоязычные народы. Распространившись от Македонии до Пелопоннеса, они основали множество городов, таких, как Пилос, Тиринф, Фивы и Микены. Этих греков, которых Гомер называет ахейцами, принято теперь называть микенцами. Воинственные микенцы были поначалу сравнительно мало цивилизованы, но приблизительно начиная с 1600г. до н.э. они вступили в разнообразные связи с минойцами, в результате чего их культура на континенте претерпела разительные изменения. Период с 1550г. по 1050г. до н.э. на Крите некоторые учёные называют позднеминойским. Около 1400г. до н.э. микенцы овладели Кноссом, и начиная с этого момента Крит был родиной объединённой минойско-микенской культуры. С этой датой и последующими двумя или тремя столетиями у нас прежде всего ассоциируется линейное письмо Б: микенские греки приспособили критскую письменность к собственному языку. Между 1375и 1350 г. г. до н.э. могущество минойцев было подорвано. Извержение на Фере покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем вулканических отложений, что сделало почву бесплодной. Извержение вызвало также опустошительную приливную волну, натворившую немало бед не только на близком Крите, но и во всем восточном Средиземноморье. Другим фактором, внесшим лепту в упадок минойцев, был постоянный приток микенцев с континента. Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла около 1200г. до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло около1200г. до н.э., когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. "Тёмных веков", который длился свыше 300 лет. Каковы бы ни были детали, представляется, что крах минойской и микенской культур спровоцировал ряд массовых миграций т.н. "народов моря", которые сокрушили хеттскую державу в Малой Азии, угрожали Египту и изменили ход истории на Ближнем Востоке. Одна из наиболее важных среди этих миграций - переселение двух эгейских народов, известных в истории как филистимляне и даниты, которые угрожали дельте Нила в правление фараона Рамсеса III (ок. 1194-1162г. до н.э.). В конце концов египтяне отразили это нападение, после чего эти народы отправились на северо-восток, чтобы поселиться на южном берегу Палестины (слово это - производное от "Филистии"). Филистимляне постоянно воевали с еврейскими племенами, однако даниты откололись от них и двинулись в глубину континента, впоследствии они объединились с евреями, образовав колено Дана. Филистимляне и даниты, в прошлом союзники, стали закоренелыми врагами. Самсон, величайший герой данитов в борьбе против филистимлян, появляется в Библии в качестве одного из "судей" израилевых. У минойской истории весьма любопытное послесловие. В двух городах восточного Крита, Прес и Дрер, уцелели очаги минойских семитов, которые жили с бок о бок греческими соседями. Две различных в лингвистическом отношении общины в том и другом городе оставили надписи. Учёные присвоили негреческому языку подобающее имя: "этеокритский", что означает "подлинно (или изначально) критский". Те и другие надписи составлены с помощью одних и тех же знакомых букв греческого алфавита. Среди надписей из Дрера имеются две этеокритско-греческих билингвы. Этеокритские тексты датируются периодом около 600-300 до н.э. Ещё во времена Римской империи было широко известно, что старый негреческий язык на Крите - это семитский язык. В литературной мистификации, относящейся к 4 в. н.э., записках о Троянской войне Диктиса Критского, якобы спутника критского царя Идоменея, утверждается, что их оригинал, написанный "финикийскими буквами", был найден пастухами в могиле Диктиса вблизи Кносса. Таков последний дошедший до нас обломок минойской цивилизации.

Американские генетики разыскали корни древней минойской цивилизации

ВАШИНГТОН, РИА Федерал Пресс. Группа генетиков из американского университета при содействии греческих учёных доказала, что некогда существовавшая на острове Крит минойская цивилизация имела европейские корни, а не африканские, как раньше считалось.

Из останков людей, тысячи лет назад, населявших Крит, учёные выделили фрагменты митохондриальной ДНК, чтобы сопоставить их последовательности с мтДНК еще 135 различных этнических групп. Таким образом была воссоздана картина миграции прародителей минойцев, пишет «Lenta.Ru».

Генетический материал натолкнул учёных на мысль о том, что остров Крит первоначально заселили во времена неолита, то есть около 9000 лет назад, причем ближайшие родственники первых колонистов — современные греки и жители поселений на плато Лассити на современном Крите.

Минойская цивилизация является одной из первых цивилизаций Европы. Минойцы построили легендарный лабиринт Минотавра и создали письменность, которую лингвисты до сих пор не смогли дешифровать. Цивилизация на Крите пришла в упадок за полтора тысячелетия до нашей эры, после извержения вулкана на острове Санторин в 1640г. до н.э. огромное цунами высотой 20м, обрушилось на о. Крит, горы пепла на  о. Сантарини,  30 метровый слой засыпал город. И в итоге, как считается, была уничтожена дорийцами.

Древнейшая цивилизация Европы, минойская культура Крита, пережившая расцвет и падение 5-3,5 тысячи лет назад, возникла в результате колонизации острова европейцами в конце каменного века, а не переселения "беженцев" из Египта или Ливии, как считалось ранее

В последующие годы учёные открыли на территории дворцов Кносса следы таинственной цивилизации, сочетавшей в себе как признаки культур Египта и Ливии, так и народов Балкан и Анатолии. Это породило разногласия среди археологов, разделившихся на сторонников "европейской" и "африканской" версий.

Группа палеогенетиков под руководством Георгия Стаматояннопулоса (George Stamatoyannopoulos) из университета штата Вашингтон в Сиэтле (США) поставила "африканский" вариант происхождения минойцев под сомнение, сравнив фрагменты генома древних жителей Крита с их предполагаемыми прародителями. Авторы статьи смогли извлечь обрывки ДНК из костей минойцев, обитавших в центральной и южной части Крита. Проанализировав их структуру, авторы статьи смогли восстановить митохондриальную ДНК - часть генома, которая содержится в энергетических станциях клетки - митохондриях. Они передаются от матери к её детям без изменений, что позволяет отслеживать родственные связи между отдельными людьми и народами по мутациям в мтДНК.

По словам учёных, ни один из жителей Крита не принадлежал к гаплогруппе L, к которой относились древние египтяне и ливийцы, а также другие народы северной Африки. В большинстве случаев минойцы относились к уникальным гаплогруппам, тогда как мтДНК других была похожа на аналогичные фрагменты генома жителей Балкан и Малой Азии (Анатолии). По всей видимости, первая цивилизация Европы возникла в результате заселения Крита переселенцами с севера, а не "беженцами" из Египта или Ливии, заключают авторы статьи, опубликованной в Nature Communications.

Подключённые генетические расстояния показаны в 55 современных евразийских популяциях западных областей и общей сложности 42 образцов неолита LBK (А) и одного из захоронения Derenburg с территории Германии (B). Чёрные точки обозначают местоположение современных популяций, используемых в анализе. Раскраска показывает степень сходства модемов местного населения с неолитом выборочной совокупности: короткие расстояния (наибольшее сходство) отмечены тёмно-зелёным и длинные дистанции (большие различия) оранжевым, более слабых цветов и между крайностями. Обратите внимание, что зелёные интервалы масштабируются с генетическими значениями -  расстояния 0,02, с более крупными интервалами по отношению к "оранжевой" части шкалы. DOI.

В современном населении Европы гаплогруппы U4, U5 суммарно составляют около 10%, H — примерно 35%, T — 5%, K — 5-8%. При этом U4 и U5 почти не встречаются на Ближнем Востоке (хотя и присутствуют в Индии), тяготея к восточным областям Европы и к Западной Сибири. Гаплогруппы T, K, H встречаются и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Малой Азии.

Говоря коротко, три источника данных — антропология, археология и генетика — независимо друг от друга постепенно сходятся в том, что население современной Европы сформировано как минимум двумя крупными группами населения: жившими здесь с эпохи палеолита охотниками и пришедшими из Малой Азии земледельцами. Причём генетика подтверждает это и по маркёрам мтДНК, и по Y-ДНК.


Рецензии