Спящая красавица или о вреде сказок

Ирина Мартусевич
А давайте - ка я вам прямо сейчас и докажу, что нет на свете для взрослого человека ничего вреднее, чем привычка слушать или смотреть сказки. Не верите? Ну тогда следите за мыслью.

Уж так сложилось испокон веков: для того, чтобы  положительно повлиять на развитие своего ребёнка и при этом безболезненно усыпить его, нужно  изобразить из себя сказочника, взять в руки пропыленный фолиант, доставшийся по наследству от предков или купленный в ближайшей книжной лавке, и  начать смачно декламировать. Дети - благодарные критики, они не в силах отличить хорошего сказочника от плохого, да и само действие сказки, прочитанной на ночь, воспринимается ими несколько размазано. Главное, чтобы персонажи были поярче, да концовка жизнеутверждающая - послушал, проникся и заснул с улыбкой на лице, плавно перейдя из сказки в мечты полусна - полуяви.

Первой зарегистрированной попыткой изобрести печатную сказку для взрослых стали писатели. С появлением книг, а в особенности романов, человек вторгся в незнакомую область собственной психики и тем самым запустил необратимый процесс того, чего никогда до сих пор в природе не было, а именно процесс становления и развития сказок для взрослых.

Само собой понятно, что сказки для взрослых не могли существовать в том же виде, что и для детской аудитории. Контингент - то не тот. В него оказались включены и мужчины с их переизбытком адреналина, которым хотелось крови и тела, и вообще всего побольше. И женщины, для которых любая история должна быть сдобрена толикой чувств, слёз и переживаний.

Производители сказок для взрослых усилили свою активность, они стали разрабатывать многочисленные жанры, углубляясь и извращаясь в силу своей фантазии и способностей. Из мужских сказок откристаллизовалась публицистика и в частности новостные сказки. Само собой, так как они были ориентированы изначально на мужчин, то реализма в них было поболее, что, однако, не мешало создателям  иногда привирать, пускать диких уток в плавание или вообще писать проплаченную и заведомую ложь.

Ах, да, с момента появления сказок для взрослых в виде публицистики в мире появилась первая мафиозная структура -  ею стали те, кто заказывал сказочные новости. Как, - спросите вы, - могло такое вообще случиться? Да очень просто. Первым мафиозо по сути стал человек, имеющий достаточно денег и совести, чтобы оплатить первую утку, принёсшую ему золотые яйца .Новостная сказка была создана, народ прочитал и поверил.

Почему - то к новостным сказкам у людей особое доверие. Видимо, всё, что печатается чёрным по белому и на листах простынного размера воспринимается сказко - читателями, как некие царские указы. Но ведь в сказки верить нельзя, это знают даже дети, которые впервые сталкиваются с трагедией неприхода Деда Мороза и жестоко переживают нешуточное разочарование.

Итак, массы поверили, сплочённо поднялись и совершили некие конкретные действия, которые и были запланированы заказчиком, и тот смог быстро и безболезненно извлечь из ситуации свою пользу. Это и перевернуло историю сказок - до сих пор в процессе принимали участие только двое: автор и рассказчик. Теперь же к ним прибавился новый персонаж - назовём его манипулятором.  Он или сам разрабатывал режиссуру сказки, или сообщал писателям идею, а те формировали из неё достоверную историю для взрослых.

Следующим этапом развития индустрии сказко - сочинительства  стали театр, телевидения и кино. С помощью телевидения и для авторов, и для манипуляторов появилось множество возможностей нести сказки в массы. Теперь увлекательные истории и завораживающие новости транслировались беспрерывно, подчиняя себе всё больше взрослого населения. Люди, которые раньше жили в реале, вдруг впали в параноидальную зависимость от сказочников. Они уже практически жить не могли без этой правдивой лжи -  они начинали день со сказок  и заканчивали ими же. Некоторые даже жили только ради этого: так, например, одинокие женщины уже с утра радовались приходу их любимого вечернего сериала, чтобы повздыхать и поплакать над несчастьями и счастьем других, раз уж своего нет в наличии.

И тут произошёл последний удар сказочной индустрии - в нашу жизнь вошли компьютеры, оплетённые паутиной всемирной сети и непрекращающимся насилием виртуала в любое время дня и ночи. Что же случилось? - Спросите вы.- Что же в этом такого ужасного?

Да ничего, просто приходится сделать вывод, что для человечества с приходом сказок для взрослых прогресс превратился в эдакое синусоидальное впадение в детство. Мы не только сделали смыслом всей нашей жизни чтение и смотрение сказок, трагедия состоит в том, что мы верим в них и даже играем, мы поступаем так, как хочется кукловодам, и проживаем большую часть нашей жизни вне реальности.

Вас это нисколько не пугает? А меня - очень. Моя кожа покрывается мурашками каждый раз, когда по говорящему ящику транслируются очередные новостные сказки,  как всегда кто - то из проплаченных ведущих советует подтянуть пояса и ещё лет двадцать подождать, а впавшие в детство слушатели радостно кивают, будто уже видят это счастливое будущее перед собой, будто жить и ждать собираются бесконечно, будто они бессмертны и получат новую жизнь  в благодарность за ожидание. А потом они глядят на часы, побыстрее перенастраивают транслирующий ящик на сказочный сериал и углубляются в чужую жизнь, чужие победы, чужие страдания. Конечно, почему бы  и нет? Ведь жизнь наверняка подождёт, а вот сказочник и сказка ждать не могут.