Кино, которого не было 8

Юрий Стома
.В урожайном для нее вл всех льглщнгтях 1967 году Нина Усатова снялась в четрыех фильмах и родила сына Колю.

Сибирский характер помог преодолеть все преграды на пути к театральному образованию, к сцене, к киноэкрану. Напористость, самодисциплина, муравейное трудолюбие.

В «Холодном лете пятьдесят третьего» Усатова потрясающе, фантастически достоверно роль деревенской полудурочки, глухонемой стряпухи, состоящей при смотрителе крошечного речного причала.

Отделенная навсегда своей инвалидностью от мира нормальных людей, глухонемая стряпуха живет в первобытном мире простых инстинктов и примитивного быта. Единственная радость и надежда для стряпухи --- толстоватая и простоватая дочь-подросток, которую мать-инвалид защищает от дикого внешнего мира с его подлостями и дикостями.

Звериный материнский инстинкт подсказывает стряпухе, как защитить дочь, спряиав ее на складе от амнистированных после смерти Сталина уголовных подонков.  Она в таком же юном возрасте прижила ребеночка с каким-нибудь сельским начальником, которому по пьяной лавочке вдруг приспичило удовлетворить свой основной инстинкт.

И вот не спасла и не уберегла. Не добитый бандит задушил дочку Шуру, избавившись от ненужного свидетеля.

Как гениально «просто» создает все подробности материнской трагедии…

Выбросьте эту сюжетную линию из «Холодного лета» и останется очень крепко рассказанный «истерн». По счастью, режиссер Прошкин сумел подняться выше чисто приключенческого сюжета.
И очень жаль, что сценарист Эдгар Дубровский  не реализовал возможность создать великий сценарий для великого фильма.

Потому что, сохранив ту же канву, модно было рассказать эту историю с точки зрения именно с точки зрения глухонемой деревенской аборигенки, несчастной и отверженной матери-одиночки.

Нина Николаевна Усатова, с ее талантом и душевным опытом,  вполне  смогла бы реализовать такую сверхзадачу.