В Израиль с любовью

Юлия Златкина
Моей дорогой тётушке

     Когда затеянный в марте ремонт квартиры затянулся до лета и приобрёл масштабы стихийного бедствия, я поняла, что нужно эвакуировать население. Населением был мой четырнадцатилетний сын. Неожиданно принимающей страной оказался Израиль, а принимающей стороной - моя тётушка там проживающая. Вместе с приглашением я получила информацию о медузах в море, которые непременно должны появиться в июле и пожелание получить в подарок пару веников. Из первого следовало, что приглашение действительно до июля, а из второго - что не всё так просто на Святой Земле. Дабы не посрамить Отечество, я полдня пробегала в поисках веников, достойных пересечь границу и еще полдня — чтобы скрыть эту  парочку от глаз вылетающих и прилетающих пассажиров.

     Когда мы приехали в аэропорт, у стойки регистрации уже выстроилась очередь, состоящая в основном из бывших соотечественников и небольшого количества туристов. Первых от вторых отличала уверенность в завтрашнем дне. С вениками были одни мы, хотя не исключено, что кто-то из этих людей в совершенстве владел мастерством упаковки. Так или иначе минут через двадцать я отдала своего мальчика сопровождающему, помахала рукой и, глубоко вздохнув, поплелась в пыльную квартиру, размышляя, что с удовольствием прикинулась бы сейчас одним из веников. В расчётное время прибытия позвонила тётушка и сообщила, что прилетел весь рейс, кроме Вани. От неожиданности я села, но сказала, что надо ждать. В это время Ваня на плохом французском пытался объяснить пограничникам, владеющим в совершенстве ивритом, кому в этой стране понадобились два веника из России. Я не знаю, как они договорились, но Ваню с вениками выдали заплаканной тётушке минут через сорок, когда весь рейс не только прилетел, но и получил багаж. Видимо, столько времени понадобилось пограничникам, чтобы убедиться, что веники не взрывоопасны.

     Вечером по скайпу тётушка констатировала, что ребёнок безнадёжно худой и наутро Ваньку ждали макароны по-флотски, два вида салата и чай со сладостями. Но это было не самое страшное... Самое страшное случилось на следующий день. Оказалось, что мой сын не читал Солженицына! Я попыталась  утешить тётушку тем, что многих русских классиков Ваня тоже не почтил своим вниманием. В защиту Ваньки я, правда, робко добавила, что он неплохо разбирается в мобильных устройствах и компьютерах, и в случае чего мог бы...Тётушка, ясное дело, заклеймила меня позором, однако через неделю недорогое, но очень функциональное мобильное устройство было подарено на день рождения моему обожаемому братику.

     Мы с Вовкой всегда нежно любили друг другу как брат и сестра со всеми вытекающими последствиями. Последствия вытекали и смешные, и грустные и, как водится, самые разные. В конце концов, мы были не виноваты, что Вовка родился на двадцать дней раньше, и мне, как младшей,  всегда доставалось чуточку больше  любви. Тем более, что это обстоятельство с лихвой компенсировалось тётушкой, которая всегда была остра на язык. Все тётушкины остроты я простила ей лет десять назад, когда мы с Вовкой выпивали на моей кухне приготовленную и переданную заботливой тётушкой «песаховку»- водку, настоянную на красном перце, укропе и чесноке, закусывая жареной картошкой с лисичками. Правда, тем же вечером тётушка позвонила и передала мне  привет, сказав, что лисички следовало потушить, и что так они вкуснее. Из этого я заключила, что милая тётушка здорова, и Вовка повёз в Израиль целый пакет лисичек для тушения. Вовка до сих пор не женат...Правда, мне тоже похвастаться нечем. Когда-то у тётушки созрел план фиктивно нас поженить и отправить в Германию. План в общих чертах был одобрен моей мамой. Тогда я язвительно напомнила им, что не умею готовить лисички. На самом деле у меня просто был другой план, выслушав который, моя мама, всегда уравновешенная и интеллигентная, молча покрутила пальцем у виска. Со временем оказалось, что мама, как всегда, была права, и тётушкин план был намного лучше. По крайней мере, в Германии я отпустила бы Вовку жениться по-настоящему, да и сама может так не засиделась бы. А то, что я засиделась это был факт. Женщине в сорок уже неприлично быть одной. Да и ни к чему. К этому времени она вырастила детей,  научилась готовить,  забивать гвозди и останавливать по несколько скачущих коней в день. И мужчина ей нужен исключительно для наслаждения жизнью. То есть, для компании.

     Тем временем Ванька равномерно толстел, по вечерам купался в море,  свободном пока от медуз, и одновременно с местным колоритом постигал тонкости родственных уз. В шабат он был вывезен на природу и представлен друзьям семейства. Всё шло хорошо, пока к шашлыкам не подали салат. Как положено, тарелка с салатом пришла к Ваньке первому-гость. И тут гость лоханулся и смачно погрузил ложку в  самую середину тарелки! На самом деле я полагаю, что в середине тарелки лежала сама ложка, а вытащить её моему мальчику было просто лениво, тем более, что ложка уже сама почти зачерпнула салат. Тётушка зажмурилась от стыда и вечером меня ждала лекция по правилам этикета. Понятно, что моё напоминание о том, как подростками мы с Вовкой любили есть руками, Ваньке не помогло. Вовка был где-то рядом, но матери не возражал. Я его понимала - не в Германии.

Еще дня через два тётушка прошлась по теме «искусство и культура конца XIX века», и Ваня запросился домой. Стена плача, куда они отправились на третьей неделе пребывания, стала для него буквально наглядным пособием. На фотографиях из Иерусалима в Ванькиных глазах, всегда живых и весёлых, застыла вековая еврейская печаль. Было очевидно, что помимо Солженицына, правил этикета и обзора искусства конца XIX века, я забыла рассказать ему главное-историю нашей семьи, и теперь Ваня больше всего мечтал, чтобы медузы приплыли раньше июля.