4. Росписи одного семинара. Что есть GEF?

Владимир Лагутов
4. День второй семинара Мирового банка - Что такое GEF?

На второй день барьер языковой был снят и появились два синхрониста, после чего сразу пошла более продуктивная работа. Долго искали и объясняли суть политики GEF - финансовый механизм для реализации международных Конвенций
в виде совместных усилий для партнеров: самого GEF, его агентств и Представителей в странах вместе с ведомствами и Правительствами. И это предполагается как инвестиции в будущее, а не затраты.
  Есть и очень заразительный пример Белоруссии, а которой есть уникальное ведомство охраны природы, и без всякой иронии. Все стремились к формуле экополитики для устойчивого развития, но помимо высоких слов не были видны механизмы. Никак экономика не хотела быть служанкой, а только столбовой дворянкой.

   Народ рассадили по столам, каждая страна отдельно. Всего десять столов. РФ достался стол на пару с Туркменистаном, откуда было трое, а от РФ один, да и то от замордованного общества. В конце дня появилась дама от зама министра МПР РФ.
   Выступления стран были похожи, за редким исключением. Например, МПР Белоруссии, которое пожаловалась, что мало GEF им давал грошей и они все потратили до копеечки, не разворовали, так как знали, что хотели, и имели свое софинансирование. Всего с 1996 года было реализовано 126 проектов на десяток миллионов долларов. Особо надо отметить эффективность вложений: в Белоруссии по цели 100% вложений пошло и без сомнений, на Окраине в лучшие
годы до 30% и неопределенность имеет место быть,  а вот оценка по РФ даже 10% на пользу вызывает большие сомнения.

   В зале работают и координаторы всех природоохранных Конвенций ООН. А после вчерашних выступлений с оценкой деятельности ПРООН в странах и особо РФ ниже плинтуса, было несколько удивительно слышать об эффективной работе
этой же службы в Белоруссии на 34 млн долларов с 1993 года. Но после увиденного своими глазами зеленого лесного пиршества верилось, что они создают зеленую экономику и имеют План действий на 2016-2020 годы против
деградации. И ведь верую им, ибо не воры...

   Помимо ПРООН, были МСОП, Конвенция международных вод, бюро независимой оценки проектов от GEF, ФАО, Конвенции по опустыниванию и другие агентства под крышей Мирового банка. В основном отчитывались и представлялись чиновники из ведомств МПР разных стран.

   За неимением оного от РФ пришлось выступать мне. Естественно, не по бумажке, но по трем пунктам:
- аномалии явления Белоруссии на постсоветском пространстве Евразии по причине кадрового вопроса,
- экономическом механизме GEF, скрытом от общественного участия и воздействия в некоторых странах,
- особо о несоответствии экологических постулатов GEF в ее заявленной миссии, и проводимой ею экологической политике, которой нет, но которая должна строиться на экологическом приоритете - например, и абсолютно
единственном, бассейновом экологическом праве устойчивого развития.
   Ну, а начал с уникальности текущего времени - времени заката цивилизации, вызовов времени и точке невозврата. Конечно, опять повторилась старая картина с явлением народу руководства МПР РФ, либо оно, либо общество независимых экспертов в моем лице, как и при принятии Конвенции Орхуса. И это уже нехорошая традиция.
   И решение многих экологических проблем современности зависит от главного - скорости принятия новых правил игры, их создания в виде бассейнового экологического права.
   Почему Белоруссия с делом идет в мировое сообщество по охране природы, а РФ при том процессе лишь состоящее, так как мы, как всегда, выпали из процесса. Более того, зона, во всех смыслах, забвения и нарастающего угасания природы. Повторяются все беды Конвенции Архуса во всем...

   Итак, что такое GEF? Инструмент охраны природы после РИО-92, когда был найден какой-то компромисс в виде желания устойчивого развития с принуждением богатых стран поделиться с неразвитыми. На что ушло более миллиарда долларов изначально. На 14 развитых стран, поначалу пришлось 14 недоразвитых и 2 страны с переходной экономикой. На первые проекты помимо грантов давали еще и 10% льготного финансирования на подготовку.
   Поначалу все начиналось с экологического отдела Всемирного Банка с агентствами ПРООН и ЮНЕП, по решениям доноров, плюс Китай. Теперь уже фонд самостоятельный и принем куча агентств типа ФАО, ЮНИДО, МСОП, WWF-Америка,
а также Конвенции по тематике, континентальные и региональные представительства.
   Из услышанного за два дня стала складываться интересная картина отсутствия энтузиазма у МПР РФ, которое исполняет распоряжения Правительства РФ, которое совершенно не заинтересовано в получении подконтрольных не ему
денег, пусть даже и своих сданных в GEF, и полученных обратно в виде грантов на проекты. Их нельзя безнаказанно воровать и это возмутительно. А раз нельзя, то нечего и получать. Вот оттого это вся, считай малодоступная
информация внутри РФ, и если бы не сайт самого GEF, то не узнали бы и масштабы разгильдяйства Министерства при охране природы. А ведь организаторы честно сказали, что уровень контроля расходования средств достаточно высок
и при попытках деньги расходовать не по цели или каких еще странностях они их просто отзывают назад. И ныне фонд располагает 4,5 млрд долларов на разные проекты, и что парадоксально - 600 млн долларов не востребованы, а
могли бы работать...    Например на цели биоразнообразия выделяли 1,296 млрд долларов, почти столько же им велели спустить на климатическую тематику -1,260 млдр. Кстати, к чести наших независимых НПОшников они четко стоят на позициях что это есть очередная афера и мошенничество. Армяне четко заявили, что климакс климата есть не экологический, а политический процесс. Горжусь гражданской позицией своих коллег, сами дошли до понимания отсутствия сути климакса климата. Были и региональные приоритеты, а вот по международным водам не было участия стран. Вода то и живность в ней выше государственных предрассудков. На землю 430 млн, и т.п. мелкотемье. Кому и сколько дать решает конференция стран. Размер доли каждой страны исчисляется по формуле, да еще корректируется + и - 10% с участием ВВП и индекса результативности. Из всего этого выплывало, что цели GEF это не есть Устойчивое Развитие, а нечто близкое...
 
   Исполнительный орган GEF его секретариат. Потолок для денег на грант не более суммы выделяемой на страну, мол, можно много маленьких, а можно и один большой... но не больше разрешенного. За ним следуют его же агентства в странах, которые и реализуют наблюдение над проектами, за что берут комиссию от 4 до 9,5% стоимости гранта. Да и выплата не сразу всей суммы (до нескольких миллионов долларов) а 40 и 60% поэтапно. Ну, кому у нас нужны
такие хлопоты из чиновья? Да еще могут и отменить, и отобрать обратно... После проверки через год и полтора.

    Итак, имеем дело не только с традиционной десятиной на кормление агентств единоутробных, но и постоянную надзирающую машину за выполнением проекта. Если с первым, как с обязательным откатом, наши чиновники согласны,
то вот со вторым не уживаются, потому и пугаются всякой активности с GEFом.

    Разбирая механизмы масштабности проектов и их рассмотрения с утверждением, уперлись в главный элемент - письмо одобрения от Правительства страны и местного представителя GEF. А кто же у нас есть такой координатор по проектам для GEF, о котором знают только посвященные? Им оказался ранее Министр МПР РФ С.Е.Донской, а ныне его зам Ринат Гизатуллин. С чем всех и поздравляю.

  Вот так и подошел к позиции, что знаю, что и как делать для воплощения целей GEF. И наша задача вооружить их практическим механизмом, т.е. с экологическим императивом. Имя этому механизму Глобальное зеленое управление.

  Были и совершенно дикие для нас, но любимые для них выходки в виде гендерности проекта. Оказывается, на эффективность любого проекта надлежит смотреть через его гендерность, т.е. половую щель. До подобного извращения мы еще не докатились, потому как все наши делегации были возмущены по тихому, но помалкивали. Хотя коллеги с Кавказа уже стали требовать равенства для мужчин на полном серьезе, без слез на глазах, но в образе.

  Наслушавшись бредней про гендерную состоятельность проектов, даже попытался развить этот блуд с пользой. Свое очередное выступление начал с послания от чуть ли не родственников и современников динозавров, что нет никакой Конвенции по рыбе на международной ниве и нет ни одного ведомства внутри стран, что привело к ее тотальному уничтожению.    Что осетры и лососи как проходные виды живут вне государственных границ от гор до коралловых рифов морей, и являются вершиной экосистем, ее биоиндикатором, под которым ходят все остальные водные и наземные виды живого. И из-за того, что рыба не может ни писать, ни читать, ни говорить, мы получили мертвые
моря от Аральского до Каспия и Азова. Утрачены все промысловые виды и на грани гибели уже генофонд. В попытках спасти этот уникальный вид было даже предложение переименовать русского осетра в еврейского, чтобы обеспечить
некую протекцию для одноименной родни в банках, чтобы было что-то полезное. Но как рассматривали отдельно рыбу и воду, так и рассматривают по сей день и никакой  экосистемности и духом нет как в самих ведомствах, так и
международных институтах. Тематика международных вод на увязана со стратегией и располагает всего 56 млн. долларов. Глядя на лоскутность и некомплексность политики Всемирного банка можно смело говорить и о
несостоятельности в целом политики в области климакса климата, которая основана на инновационных технологиях и их демонстрации. И это пример принципиально неверного подхода и постановки задачи. Нужен совершенно иной,
бассейновый подход со стороны деформации гидрографа гидростроительством и тепловым заражением как главными деформаторами кругооборота воды в бассейнах рек.

    В своем вопросе к специалистам GEF по поводу Климакса климата прозвучало, что это не более чем спиритический сеанс самовнушения из другого мира - абсолютно политического, и никак не связанного с экологией. И чтобы вылечить эту болезнь и людей, живущих по берегам рек от этой рукотворной и хитроумной напасти, надо перейти к бассейновым правилам игры и тогда будет понятно, что это - климат, всего лишь реальность, данная нам в ощущениях.

  Народ вокруг уже стал понимать величие сказанного в шутливом виде, поскольку отличался наличием ума и сообразительности, что выразилось в обвинении упертости моей персоны:
Сначала - рыба, рыба, рыба...
Потом - реки, бассейны, бассейны...
Теперь - рыба в бассейнах рек...
И не надо нам Вашей бассейновой рыбой с рыбзаводов второй степени свежести.
Как-то так стало всем понятным процесс совершествования на пути к устойчивому развитию.

  По рыбе, как населению водного мира,  надо отметить, что как и в Правительстве РФ, так и в ООН и GEF, она ничья, хотя и есть Конвенция по мигрирующим видам рыб


Итоги второго дня:
4.1   Странная лесенка их механизма, сначала деньги, потом приоритет их дележки, в третьих политическое влияние, и только последнее качество проекта. Как-то не камильфо.
4.2  Генеральный биоиндиактор и абсолютный приоритет экосистемности есть вода и осетр в ней как абориген и никуда отсюда не деться.
4.3  Единственное обьединяющее все оторванные части от рыночно-мирового Франкенштейна, т.е. воду, продукты и энергию это бассейновые правила игры. И в этом состоит наша помощь ползающему на коленях разносортности и мелкотемья GEFу, тогда он поимеет целостностную политику, когда Конвенции буду применяться к каждом бассейну реки
4.4  Прорисовалась картина действий, что GEF работает только с Правительством каждой страны и РФ в том числе.
4.5  Но нарисовавалась и другая картина нашего отечественного тугоумия и хитрованства в виде мнения Росрыболовства, без поддержки которого ничего  толкового от GEF  не получится, либо разгона ведомства как класса, т.е. приведения его к численности утраченного рыбного стада.
4.6  В третьих, отношения РФ и GEF - из-за санкций сильно испорчены, до команды сидеть сверху от лиц принимающих решения. Кто это персонально, еще подлежит установлению и опознанию
4.7  Были и явные недостатки и перегибы, например: Хрень с климаксом климата и суперхрень с гендерным балансом Хотя надо признаться, что и тут Батька Лукашенка всех объегорил и от МПР были практически одни лесные феи