Тайсан

Игорь Афонский
*** Побережье Китая. Идем ночью, и можно наблюдать, как свет вытворяет странные вещи. Поток от лопастей винта освещается кормовым фонарем, но очевидно планктоны заставляют светиться это движение иначе. Легкая волна выводится настоящим сумрачным сиянием.
Фотоаппарат тут нужен навороченный, а камера на телефоне оказалась бесполезной. Прохлады давно нет, условий тоже никаких. Как тут жить? Не понимаю. Можно покинуть борт после этого рейса, сразу попросить замену, а можно терпеть целый год, скажем ради любви к искусству.
Невероятная картина. Несколько десятков миль по Янцзы великой реке Китая. Это сплошная промышленная зона. Сначала считал, что смотреть не на что.
Сплошной поток судов, при чем в обе стороны. То есть приходят и уходят. Суда разные, всем хватило времени и место для погрузки или выгрузки. Тут повторяю сплошной поток, такое одно целое движение. Скорость редко кто сбрасывает, если только кто – то должен развернуться, отшвартоваться, тогда остальные ждут. Приходится ждать.  Поставили на пирс, который далеко выведен в воду от берега. Тут тоже очень большие отливы и приливы.   По два – четыре метра порой. Пирс очень длинный, и самое главнее – он оборудованный подъемными механизмами, то есть кранами.  Пирс стоит на сваях, тут все учтено. Каждые семьсот метров имеется отдельная дорога, ведущая к берегу. Берег это вообще закрытое каменное место. Такой пирс тянется на несколько сот километров, наверное. Пропускная способность такой конструкции очень высокая, тут суда не задерживаются. Это мы стояли лишние десять часов, чтобы дать экипажу полноценно отдохнуть. Правда, я еще не знал, что в воскресение тут выходной, и нам торопиться было некуда.
 Нас быстро выгрузили, а потом мы ушли. Да, перед этим мы успели вымыть трюм од продукцию.
***Пришли в точку, тут взяли лоцмана, с которым пройдем шесть часов по реке Янцзы,  потом будет швартовка, где распеленаем груз. Когда немного остынет в машинном отделении, то будем заниматься обслуживанием.
Что будем делать? Не знаю точно. Нужно проверить систему охлаждения, это значить вскрыть кингстоны, их осмотреть и почистить. Потом фильтра топливной и масленой систем, это нужно делать регулярно. Попутно, есть другие работы. Вот ждем новые насосы для топливной системы, но это все потом. Следует проверить работу аварийного пожарного насоса, капризный механизм, в сырости "клинит", без воды не работает, а там точно воды нет, он очень высоко находится. Такие вещи, как красить и мыть в машинном отделении, это пока не выйдет, следует втянуться в общую работу, а эффективное показательное оформление, это все потом.
Но это не факт, что все это будет. Просто Тайсан, это середина пути, после чего начинается путь домой, пусть не сразу, но обратная дорога в Приморье.
Река, по которой нужно пройти, столь широка, что теряешься на ней среди остальной плывущей братии. Многочисленные открытые самоходные баржи, они здесь в таком климате своевременные. Не нужно громоздких кранов, механизмов закрытия крышек. Так от дождя накроют палубу брезентом, или дешевым синтетическим заменителем. Снега у них точно не будет, климат такой. А остальные осадки пожарным насосом скатят.
Кажется, что их не просто много, но больше половины на этой реке. Это я про баржи. Остальные, такие, как мы, или больше, чем мы, то есть без ограничений. 
Пилоты, это лоцманы, то есть проводники по реке и вообще везде, где связано с судоходством. Тут их было сразу двое. Потом они поменялись с другой командой пилотов. Получается, что пять – шесть часов они с нами были, пока не прибыли другие. Веселые парни, двое по стоимости одного. Случайно проверил интернет, у этих парней свой «вай фай», но пароль я у них постеснялся попросить.
Мы стоим, ждем груз, тратим на это топливо, время, деньги, и это уже становится не выгодно экономически. Но так можно потерять клиента, и он уйдет к своим, к китайцам. Впрочем, китайцам, наверное, уже не выгодно, поэтому мы в убыток будем работать сами.
Мы держимся лишь за счет того, что возим свое. Я невольно отождествляю себя с крупной судоходной компанией, просто так легче все  обосновать, то есть самому понять. Им, конкурентам, тяжело вклиниться в наш российский бизнес, во первых, потому что наша бюрократия нас бережет.
Представьте, что будет, когда китайский торговый флот просто займет весь рынок контрактов в России.
А это они могут. Для такой цели достаточно построить пару десятков новых судов, которые будут отвечать всем современным требованиям регистра.
А потом поставить условие, что покупать на российской территории за определенную цену, то есть «самовывоз». Это вполне приемлемо, тот, кто получает деньги не будет нести ответственность за транспорт, на этой разнице он немного выиграет, а деньги получит быстрее. Но проиграет судоходная компания, если  ей официально «борта» не прикрыть.
Сейчас в Китае все иначе. У них сейчас рабочая сила – самая квалифицированная, с обязательным знанием английского языка, кстати, международного пока. И самая не дорогая пока. Я точно не знаю, но не думаю, что их специалисты в контрактах получают больше наших моряков. Но у нас нет сильного профсоюза, который бы добился повышения зарплат до нормальных окладов, но и у них, у китайцев, оклады пока не растут. У них так же, как у нас, если международный контракт в крупной фирме, то оклады высокие, а если нет, то оклад средний.
Зато их жизненный уровень  уже растет, а это значить, что и оклады будут расти. Еще они набирают со стороны тех, кому можно платить меньше, то есть жителей Филиппин и  Малайзии.
Короче, мы скоро все потеряем, потому что они найдут способ заменить наши судоходные компании. Это легко, границы для сделок прозрачны, логистика – сейчас очень сложная наука, можно все рассчитать. Уже сегодня наш и «ненаш» флот ходит под удобным флагом, а бизнесменам остается только предложить  свои услуги, дать более заманчивые расценки, сломать конкурента на его территории более дешевым  проектом.
***Китай давно всех переплюнул, флот самый большой в мире. Столько судов, я думаю, уже нет ни у кого на свете. Скоро они всех вытеснят, потому что это им выгодно. Им нужны все контракты, без исключения. Они найдут для любого груза судно, не найдут, так быстро построят. Не будет сегодня, завтра точно будет. Найдется дешевле. Они перекупят чужое, чтобы не ушел ни один контракт, который потом будет выгоден, потому что он будет.
***Нам, то есть российским компаниям, кроме металлолома, леса, газа и нефти вывозить нечего. Это, или сырье, или полезные ископаемые, которые продают направо и налево.
Вот в Китае все давно иначе. Складывается впечатление, что там давно все только покупают, что там много строят, вкладывают деньги, а не воруют. Там создают рабочие места, а не пытаются, как у нас за счет проданной нефти и газа поддержать падение рубля.
А строить, выпускать самим продукцию для самих себя и самое главное – на продажу, это для нашей экономики – это роскошь. Потому что у нас все дорого, и жилые дома строить и остальное производство налаживать.
 Сегодня воскресение, выходной день на этой реке. И все суда стоят со вчерашнего дня. Я думал, что это не должно касаться судоходства, где каждый рабочий день на вес золота, но видимо, что правила не просто очень обязательны для всех, но и самое главное – они мудры. 
Как строят мосты?
До следующего места швартовки часов двадцать вниз по реке. Это все сплошная промышленная зона. Можно наблюдать, как строят мосты на этой реке. Наверное, сначала идут сваи. Потом наращивают железобетонный каркас, и заливают цементом. Все это происходит в воде, можно убедиться, когда смотришь на эти почти готовые к употреблению опоры. Сегодня это опоры, а завтра, то есть через месяц тут уже будет стоять мост.
 Вот проходим мимо такой еще не готовой опоры, смотрим, как они воду откачивают огромные потоки воды, беспрерывно. 
 Это уже высокая конструкция, из которой откачивают воду в нескольких местах, практически все время, без остановки мощными насосами.
То есть, они что – то сделали, скажем, под водой, и просто откачивают воду, чтобы бетон встал.
Повторяю, это  круто выглядит, круче Великой китайской стены будет.