Дыхание маршрутки

Анна Рыжкова
                Всем пассажирам посвящается...

        Выжить в этом вонючем смоге выхлопных газов, кажется, совсем не возможным. Даже ароматические свечи в мар­шрутном такси не спасают. От вечных сигналов машин болит голова, а дымка над городом угнетает по самые гланды. Глаза слезятся от пыли и гари, когда выходишь к дороге, где грязь врезается в кожу любимых ботинок. Под ногтями в считанные минуты скапливаются микробы, от чего руки начинают пахнуть нафталином, словно ты целый день переби­рал дедушкин драндулет.
       К ручкам общественного транспорта прикасаться противно: все они пропитаны потом неизвестных людей. Брезгли­вость, что появляется от подобной мелочи, незамедлительно проникает в сознание, создавая барьер в голове – влажные салфетки в сумке уже не спасут пропахшие чьей-то грязью пальцы.
       В салоне душно. В шестнадцати местный пазик набивается много народу, и ты по счастливой случайности успева­ешь занять козырное место сзади. Пусть тебе теперь и придётся сидеть лицом к лицу с чудаковатым незнакомцем, но это всё же лучше, чем стоять как селёдка в бочке, подпитываемая ароматами пассажиров.
       С грохотом ты помещаешься на сиденье, потрёпанное временем, и проваливаешься в выбившийся поролон. Чертыхаешься. Про себя, но чертыхаешься. На автомате просишь прощения у всех, кому насту­пил на ноги, потому что водитель такси как старый Эрни* трогается со всех сил, и ты пытаешься хоть как-то совладать с ручками от сумки. С нервами открываешь замок. Сквозь ворох вещей, визиток и кредиток на­ходишь заветные восемнадцать рублей и самым вежливым тоном, на который только способен, просишь передать за проезд. При этом не забываешь добавить «пожалуйста», хотя заранее знаешь, что на тебя косо посмотрят.
       Спустя минуту выдыхаешь. Выпускаешь из лёгких углекислый газ, которым дышит уже вся маршрутка, потому что на этих квадратных метрах кислорода точно совсем не осталось. Оглядываешься по сторонам. Замечаешь перед собой сонную девушку. Она, как ни в чём не бывало, сидит на помятом кресле и спит, облокотившись о соседнюю спинку. Её нисколько не заботят пыльные чехлы на обивке. Она привыкла к таким бездарным путешествиям.
       Переводишь взгляд на окно. Пытаешься всмотреться в городской пейзаж, но вместо него замечаешь лишь грязь на стёклах, которую не удосужился протереть водитель. От нечего делать начинаешь мысленно соединять серые точки на окне. Рисуешь взглядом неровные линии, потому что застывшие капли расположены в хаотичном порядке, и, в конце концов, получаешь желаемый результат – снежинку, распластавшуюся по всему стеклу. Хмыкаешь. Понимаешь, что по­тихоньку начинаешь сходить сума. Кто же в здравом уме и трезвой памяти станет воображать бессмыслицу из природной краски?
       Пытаешься вжаться в кресло. Стискиваешь руки, ужимаясь в плечах до состояния Дюймовочки, и пропускаешь га­баритного пассажира, ползущего с самого конца салона. Он нервно пыхтит, держа свой чемодан на весу. Наступает всем на ноги, бросая нелепые извинения. Пролетает в миллиметре от тебя, задевая краями рубашки, и оставляет за со­бой гадкий привкус сандала.
       Морщишься. Задерживаешь дыхание, пока этот человек находится рядом. Хватаешься всеми руками за сумку, чтоб он случайно не сорвал её своими действиями, и молишь Бога о том, чтоб эта поездка поскорее закончилась.
       – На следующей! – слышишь, как грохочет его голос.
       Водитель резко тормозит. Пассажиры тут же складываются в кучку. Недовольно пищат. Мужчина с удовлетворённым видом достигает двери и, толкая её от себя, вываливается наружу. В пазик сразу же влетает прохладный воздух – жи­вительный кислород, бодрящий застывшие клетки. Настолько необходимый, что ты открываешь рот, лишь бы насладить­ся этим глотком подольше.
       – Не толпитесь возле двери! – слышишь вызубренную фразу с переднего кресла, за что в ответ незамедлительно прилетают колкие замечания от замученных людей.
       Улыбаешься. Понимаешь весь этот цирк – без него никуда! Водители, наверное, думают, что их шумахерское вожде­ние доставляет радость простым обывателем города. Иначе, зачем же ещё садятся к ним в такси? Уж явно, не чтоб жи­выми доехать до пункта назначения.
       Закатываешь глаза. Сквозь всё то же грязное стекло замечаешь – проехал половину пути. Радуешься как ребёнок, потому что скоро весь этот ад кончится. От счастливых эмоций, заполонивших душу, начинаешь оглядывать пассажир­ский состав. Пытаешься найти хоть одного человека, с которым можно разделить внезапную радость, как замечаешь его. С отсутствующим видом он сидит чуть левее тебя и смотрит в окно. Открываешь глаза шире. Мимолётное счастье ку­да-то улетучивается, в место чего появляется волнение. Под ложечкой начинает сосать. Одним взмахом стараешься при­вести сбившуюся от духоты причёску в порядок, но понимаешь, что за мгновение сделать это невозможно. Поэтому прос­то расслабляешься и не подаёшь вида, хоть и красавчик с противоположной стороны сумел ввести тебя в замешательство.
       Пользуясь случаем, пока он не видит, разглядываешь его лицо. В глаза сразу бросается шрам. Ещё свежий он обра­щает на себя слишком много внимания – красноватой полоской тянется вниз от виска и пропадает где-то под ухом. Вдоль скулы пробегает щетина: совсем негустая, забытая бритвой с утра. Ты точно это знаешь, потому что брат твой но­сит такую же. Нос слегка крючковатый – немного опущенный на конце, – но ровный, без всяких горбинок. Губы тонкие. Не пухлые, скорее. Они мирно сомкнуты между собой, а их уголки смотрят точно в стороны, от чего не понятно, радует­ся парень или грустит. Но твоё внимание приковывают вовсе не они. Глаза. Невероятно синие глаза с тёмной радужкой по кругу. Глубокие, словно море, они завораживают своей задумчивостью. Как будто перед ним находится не окно, а картина, которую он изучает внимательно.
       Вздыхаешь. Слишком громко, потому что парень поворачивается на тебя. Он смотрит с любопытством, пытаясь по­нять, чем же так заинтересовал юную девушку, но спустя мгновение улыбается. Смущаешься. Вспыхиваешь краской, и хочешь было потянуться за зеркалом, но не решаешься – боишься разорвать зрительный контакт. Вместо этого улыба­ешься в ответ и хватаешься за свою сумочку сильней, словно она спасательный круг от неловкости.
       Водитель тормозит. Маршрутное такси сбавляет ход. По салону пробегает нервный шёпоток, просящий ветер дуть чуть сильнее, но уже через минуту автомобиль снова набирает обороты. Только как всегда резко, поэтому красавчик напротив подаётся вперёд. Смотришь, как он ухывтывается пальцами за краешек сидения и цепляешься за обивку сво­его. Молчишь. Обдумываешь в голове тысячу фраз, но так и не находишь нужную. Поэтому просто продолжаешь смот­реть, восхищаясь синими, как море, глазами.
       – На следующей! – слышишь его низкий голос.
       «Чёрт возьми!»: думаешь про себя. Бросаешь мимолётный взгляд на окно. Через пару остановок выходить и тебе, значит, можно и заранее вывалиться из этой маршрутки. С довольным видом готовишь ноги в боевую позу, хочешь встать, как замечаешь, что девушка, всё это время спящая рядом, открывает глаза. Сонными пальцами она берёт его за руку, вопросительно изучая взглядом, и утягивает за собой, когда получает одобрительный ответ.
       Заметно грустнеешь. В мгновение понимаешь, что больше никогда не увидишь его, как чувствуешь – в руку прилета­ет записка. Вертишь головой в разные стороны и в паре лиц от себя замечаешь - незнакомец подмигивает тебе, кивая на руки. С волнением разворачиваешь бумажку. Боишься прочитать и слова, потому что всё это кажется тебе не реаль­ным. Ещё раз смотришь ему в след. Двери за ним закрываются, а он успевает ещё раз улыбнуться.
       Маршрутка трогается. Опускаешь взгляд на листок: «Меня зовут Вася. А тебя?».

 _________________________________________________
* Старый Эрни – имеется ввиду водитель автобуса "Ночной рыцарь" из фильма "Гарри Поттер и Узник Азкабана".