Осмысление лекций Быкова. Ахматова

Николай Москвитин
1) Вилка между трагичной Ахматовой и властностью. Королевственность и хрупкость.

Трансформация королевственности в хрупкость может произойти в момент ослабления связей в душе, их меньшей целостности, а это и есть так, потому что Ахматова не была вполне целомудренна

2) Ахматова с ранних своих стихов пишет с позицией обречённой. Это не голос победителя или голос победителя, который жертвует собой.

Ахматова озирается по сторонам, кто её может задавить. Но она стараткльно приближает этот момент. Т.е. Смерть и Ахматова идут навстрчу. Где же здесь акмеизм? В Идеологии, в Принципе, но не в практике.

3) Народ—богоносец. Ахматова вторая приняла образ раздавленность женщины.

Это означает, что Ахматова не может подняться над толпой, она не порок, она воспевает жизнь как самоценность.

4) Лирический герой, как и у Некрасова, обнаруживает признание своих плохих особенности.

Это смирение, а по первой заповеди блаженства, таковых есть царство небесное.  Но чистой сердцем и миротворицей Ахматова быть не может (вследствие блудного греха(, отсюда семейные дрязги. Гонения же на Ахматову имели политическую, а не религиозную окраску.

5) У Ахматовой это органически входит в  метод.

Такой герой соблюдает, быть может, первые пять заповедей блаженства, а все остальные нарушает. Но это золотая середина, даже точнее--связано с золотым сечением (3/5+e), где e меньше двух сотых.

6) Любое страдание воспринимается как норма.

Это пожалуё и соответствует реальности. Другое дело, что здесь не указана степень, указано--любое. Это, видимо, значит, что есть Христова смерть, есть Самое жуткое Страдание и всё остальное будет поэтому нормой.

7) Самолюбование—известный минус.

Это всё равно как рисование себе зеркала в воображении. Для каждого человека его картина мира состоит из образов объектов и зеркал.

8) Почему Ахматова акмеистка. У Блока была предвзятая позиция. Алгебра вместо гармонии.

Да, Ахматова акмеистка. Уже говорилось о её принципе пожить в волю. Она созерцает, но не Природу, не Философскую Истину, а Страсть, при этом она изучает как бы Алгебру Страсти. у меня тоже--я ищу законы, но не про страсть.

9) Иногда у Ахматовой в первом четверостишии сказано всё, а второе и третье уже лишние. Ахматова лаконична.

Такой случай был у Юлии Друниной. но Ахматова не жертвует поэтическим материалом, ей важно напрячь читателя, чтобы ему настолько надоело, что он что-то новое из её творчества прочтёт с ещё большим интересом, чем начало первого.

10) Розанов. Усадебная проза, французской усадебной поэзии, Бодлер. Есть и кокетство, открытость, бесстыдство, внимание к непристойности. Самая открытость—это наибольшая защищённость.

Открывать, конечно, не то, что тело, даже душу нельзя. в этом смысле Ахматова идёт вразрез с Тютчевским молчи,скрывайся и таи" и даже усиливает это неприятие.


11) В 21-ом веке не прокатит самоуничижение, подобное Ахматовскому, а в 20-ом-то...

В 20-ом идея Величия соседствовала с идеей Презрения, это две стороны одной медали. Сейчас уже хуже--не Величие, а Довольство. Модерн смениося постмодерном, и, естественно, принципы первого не соцетаются с принципами второго.

12) Поэма без героя—карнавал, на которого надвигается катастрофа; это Блоковское ощущение.

Было несколько карнавалов композиторов. Но этот карнавал содертъжит не баснописные типы, а политические типы.

13) Таинственность—последняя защита лирического «я».

других жанров пока не открыто. Мистика--последний в списке из 7 по видам лирики. Кроме того, таинственность--это "я на грани", естественно, точка не может быть одновременно и за гранью, и на грани, именно поэтому так сказано.

14) Явно талантливых стихов о войне, кроме «Поэма без героя», у Ахматовой не было.

талантливые стихи о войне на вряд лм могли получиться у автора Бесстыдной Поэзии. Но дело в том, что эта поэзия--больше исповедь, чем эпатаж. Но на войне искренность плохо проходит. Как раз с эпатажем первое вероятнее--вспомните Маяковского.

15) Ахматова пишет, как будто перед мужчиной, а надо как перед Богом (Блок).

Естественно, Бог--не мужчина, но сын Божий имеет двойную природу, в которую входит мужская. поэтому, видимо, наряду с Исповедальностью не хватало Созерцательности, а Блоку наряду с Созерцательностью не хватало Исповедальности.