Дерзость

Валерий Русаловский
         Желание писателей, освещающих героическую тематику, угодить властям, как правило, искажает суть происходящих событий. Даже излагая факты, делаются выводы, противоречащие им. Парадокс! Но это так.
         Больно не потому, что стыдно читать такие вещи, а потому, что на самом деле есть множество людей, достойных того, чтобы об их подвигах  знали все и гордились ими.
         Важна ещё одна деталь, которую надо понять: геройство и бахвальство - это разные поступки и ставить их в один ряд нельзя.

                ДЕРЗОСТЬ

Не секрет, что к написанию той или другой вещи движет случай. Как - то на днях по телевидению я услышал пафосный репортаж столичной  журналистки. Надрывая голосовые связки, она вещала о том, как российский истребитель вплотную подошёл к американскому военному самолёту, продемонстрировав ему своё превосходство, что вызвало растерянность и испуг американского пилота!?
На первый взгляд звучит патриотично, но в тоже время и зловеще. Молодой журналистке надо бы знать, что бравада всегда приводит к катастрофе, а бряцание оружием к войне. Поэтому лучше воздержатся от пропаганды таких случаев. Имидж страны от этого не пострадает, а её слушатели не будут жить в страхе, а будут радоваться жизни и мирному небу над головой.

                *     *     *

Исследуя геройские подвиги в минувшей войне, я сделал для себя главный вывод: совершить такое деяние могли лишь люди сильные духом и твёрдой жизненной позицией. Казалось бы, что такими качествами обладают многие из наших соотечественников. Но вот есть ещё одна деталь, которая возможно остаётся вне поля зрения.

Эти люди были не только не из робкого десятка, а вызывающе смелыми, даже более того - дерзкими. По-другому просто было нельзя. Надо было опередить встречный выстрел. И хотя война уже давно закончилась,  дерзновенность в характере военных лётчиков осталась.

В эпоху развитого социализма противостояние двух систем вылилось в холодную войну. Тогда страны ограничивались лишь идеологическими диверсиями, запугивая друг друга. Огневого контакта между армиями противоборствующих сторон, конечно, не могло быть, так как в памяти ещё оставались суровые годы совместной борьбы с фашизмом.

Тем не менее, локальные провокации со стороны самолётов НАТО у границ СССР имели место. Советские лётчики тоже отвечали на эти выходки своей дерзостью, правда, не всегда удачно. Основные визуальные контакты пилотов противоборствующих сторон происходили в нейтральных зонах у госграниц, или вдали от них, но всё это выглядело не более чем бахвальство, нежели угрозы. Более того, боевое оружие в отдельных случаях на самолётах  вообще отсутствовало.

По этому поводу хотелось бы остановиться на известной истории, которой уже давно дана оценка и звучит она примерно так: командир советского ракетоносца решил факт обнаружения противника сделать демонстративным. Разведка для экипажа обошлась ценой их жизни.

Надо ли восхищаться этим? Всегда ли нужно рисковать там, где этот риск не оправдан да, собственно, и не нужен. И что это на самом деле означает: геройство или бахвальство? Но вот незадача. Всё можно учесть и всюду внести поправки. Но роковую случайность предопределить нельзя. Она всегда будет на шаг впереди тебя. Поэтому лучше отступить и всё начать сначала, испытывать постоянно судьбу нельзя. Бог не простит и покарает.

Теперь напомню о самой истории, которая, на мой взгляд, немного искажена и выглядит достаточно пафосно. В мае 1968 года в Норвежском море выполняли задачу по разведке кораблей военно-морских сил США два ракетоносца «Ту-16» Северного  флота. Экипажи  советских машин состояли из шести человек каждый. Без исключения все они имели хорошую подготовку и были признаны классными специалистами, имеющими богатый опыт воздушной разведки.

Сам командир эскадрильи, выполняющий роль «ведущего» имел солидный налёт на данном самолёте и был мастером своего дела. «Ведомый»  также был подготовлен для выполнения сложных задач. Подходя к зоне контроля натовских военно-воздушных сил, «тушки» стали сопровождаться двумя истребителями альянса.

Через какое-то время истребители, выполнив свою задачу, ушли обратно на базу.
В это время ракетоносцы, оставшись, по сути, без надлежащего   контроля вышли в назначенный квадрат и обнаружили там противолодочный авианосец США «Эссекс» с группой кораблей боевого охранения. Для морской авиации СССР обнаружить и сопровождать такие цели было обычным делом. Американцы тоже особо не страдали от такого соседства и продолжали выполнять свои задачи.

Ну, а сами лётчики всегда обменивались дружелюбными жестами из кабин, а порою мешали друг другу проводить фотографирования своих кораблей и авианосцев, в особенности. Делалось это просто: один самолёт подлетал под брюхо другого, закрывая, таким образом, объективы фотокамер. Затея, конечно, была рисковая, но летчики таким образом, демонстрировали своё боевое мастерство, вызывая восхищение друг у друга.

В тот светлый майский день всё было иначе. Обнаружив караван кораблей и авианосец, командир пары «Ту-16» принял решение снизиться на малые высоты и провести демонстративный облёт авианосца «Эссекс». «Ведомый» в это время, оторвавшись, продолжал полёт на высоте патрулирования, не снижаясь, а вскоре и вовсе потерял из виду своего «ведущего». Таким образом, оба ракетоносца без взаимного прикрытия становились более уязвимыми.

«Ведущий» в одночасье одержимый страстью, оставляя за собой пенящиеся буруны на поверхности моря, заходил на авианосец на предельно малой высоте с правого борта практически на уровне палубы. Американцы с интересом и опаской прямо с палубы корабля наблюдали за действиями советского аса.

Хотя им было не привыкать, так как ракетоносцы постоянно проводили их облеты демонстрируя своё мастерство, но этот случай был особо рисковый. Пугала высота и курс «Ту-16». Кроме всего прочего должны были начаться полёты палубной авиации с американского корабля, а это грозило катастрофой.

Все уже знали, что поравнявшись с авианосцем и отработав по нему из фотопулемётов, ракетоносец уйдёт вправо с набором высоты. Так было всегда, но на этот раз командир «тушки» увлёкся и, заложив крутой вираж вправо, высоту, «вероятно», оставил прежней. Таким образом, правое крыло самолёта стало крениться к воде и в какой-то момент зацепило её. Самолёт задрал хвост, клюнул носом в набегающие волны и в считанные секунды исчез, оставив чёрные клубы дыма от горящего на воде керосина.

Так звучит основная версия гибели советского ракетоносца, частично запечатлённая фотокамерой американского оператора с авианосца. Действительно ли это так!? Суть в том, что самого маневра и падения самолёта, камера не запечатлела, и это не случайно. Следовательно, можно «предположить», что ракетоносец был сбит средствами противовоздушной обороны авианосца или кораблей охранения. Но это только гипотеза!

Правда в данном случае аргумент «проклятые янки» звучит неубедительно и преждевременно, так как опасность для авианосца была вполне очевидной, но об этом негде не упоминается. Более того, практика сокрытия проступков и преступлений в вооружённых силах СССР имела место на всех уровнях, что в конечном счёте разъедало армию изнутри, пагубно сказываясь на состоянии дисциплины, в том числе и в военно-воздушных силах.

Несомненно, что командование морской авиации поставило разведчикам вполне конкретную задачу: обнаружить цель, сообщить координаты и вести наблюдение. Более того, ко всему прочему, как благословение: неукоснительно соблюдать все инструкции по безопасности полётов. И, конечно же, не провоцировать своими действиями противоположную  сторону. Но там, в море, вдали от начальствующего ока можно было и порезвиться, забыв про все эти наставления.

Для того, чтобы оценить ситуацию в полном объёме, необходимо
проанализировать действия другой стороны, тогда картина проявится полностью, что даст возможность сделать объективный вывод. В данном случае речь идёт о соединении американских кораблей, в составе которых находился противолодочный авианосец «Эссекс».

Несомненно, что командование ударной группы боевых кораблей  военно-морских сил США в Норвежском море знало о вылете на разведку советских «Ту-16». Первичная информация о них поступила от береговых средств слежения НАТО, а уже потом обновлялась непосредственно от авиации и боевых судов стран участниц блока, находящихся непосредственно в море. Информация о воздушной обстановке так же поставлялась от новейших навигационных систем, комплексов дальнего слежения и радиоперехвата.

Миф о том, что появление низколетящего советского ракетоносца под самым носом авианосца стало неожиданностью для американцев и повергло их в трепет, не более чем выдумка, девальвированная в пропагандистский трюк. На самом же деле. При подходе советских разведчиков к зоне обнаружения радиолокационных средств соединения американских кораблей, они из пассивного режима их сопровождения, сразу перешли на активный режим. То есть, уже видели их своими глазами, имеется в виду - отслеживали своими радарами.

Возможностей корабельных средств было достаточно, чтобы одновременно наблюдать оба самолёта, в том числе и того, который шёл на предельно малых высотах курсом прямо на авианосец. Действия советского разведчика в данном случае носили явно провокационный характер, более того непосредственно угрожали столкновением с самим авианосцем. Гадать: было ли на его борту оружие или нет, уже не имело ни какого смысла. Семидесятитонная махина, залитая керосином, сама могла служить опасным оружием для авианосца.

Сохранить живучесть и остаться на плаву для капитана «Эссекса» означало - сохранить сам корабль водоизмещением в 34 тысячи тонн. Жизни своего экипажа в количестве 3240 человек. Девяносто самолётов различных типов, размещённых на палубе и погребных отсеках. Сотни тонн горючего, боеприпасов и бомб, в том числе и с ядерными зарядами. Одним словом, подумать было над чем, в связи со складывающейся тревожной обстановкой.

Полёт ракетоносца наблюдали в локаторном режиме все корабли группы, постоянно определяя его высоту, курс и скорость. При  экстраполяции маршрута всё указывало на возможность столкновения разведчика с авианосцем. Его же действия  расценивались не как иначе, как внезапная атака, а в лучшем случае, как крайне опасный экстремальный полёт.

Следует «предположить», что капитан авианосца вынужден был действовать без промедления. Скорее всего, им были сделаны предупредительные выстрелы из зенитных пушек в сторону «Ту-16». Когда предупреждение не возымело действия, был поставлен заградительный огонь, а затем и прицельный, по самому самолёту. Нельзя исключать и того,  что он был обстрелян уже после пролёта авианосца, на самом развороте. Это могло быть сделано для того, чтобы предотвратить очередной заход на корабль, исключив, таким образом, повторную угрозу для него.

Превратить ракетоносец в кучу металлолома за несколько секунд не представляло для «Эссекса» никакого труда, так как на нём находилось в готовности к открытию огня: двенадцать 127-мм зенитных орудий, одиннадцать счетверённых 40-мм артиллерийских установок и сорок четыре зенитных пушек калибра 20-мм. Всего: сто скорострельных стволов различных калибров. Применять ракетные комплексы авианосца в данной ситуации было нецелесообразно.

Не вызывает сомнения тот факт, что вся работа по паре «Ту-16» от момента их обнаружения и до гибели «ведущего», а также выхода из зоны «ведомого», тщательно документировалась. Все эти материалы под грифом «секретно» и ныне где - то хранится в архивах Пентагона.

Словно по заказу вся обстановка того дня способствовала сокрытию такой акции. Основные улики вместе с «чёрными ящиками» ушли  на недосягаемую глубину и по сей день лежат на морском дне. Единственный возможный свидетель драмы - это экипаж «ведомого» «Ту-16». Но он  имитировал  отвлекающий полёт и крушения своего «ведущего» не видел, а по сути, занимался пустым делом, выполняя его приказ.

Тем не менее, урок был дан: преступать опасную черту не позволено никому. Играть с авианосцем так нельзя, слишком дорогая игрушка. Ну, а бодаться с твердолобыми коммунистами американцы посчитали себе дороже, так как Советы признавали всегда лишь свою правоту. Более того, видели в своих соперниках только врагов. Но время заставит и их сесть за стол переговоров, чтобы выработать единые правила для боевых кораблей и самолетов в море.

Так в 1972 году появится Соглашение между Правительствами СССР и  США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. В статье №4 этого Соглашения есть такие строки (привожу их выборочно):
«Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолётам и кораблям другой Стороны. Не допускать: имитации атак, путем имитации применения оружия по любым кораблям».

Дополнить здесь совершенно нечего. Всё верно, более того написано кровью. Скорее всего, за основу был взят именно наш случай. В этой связи ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что геройство - это не только риск, но и точный расчёт, предопределённый  целесообразностью этих действий. Ну, а вот тот, дерзкий поступок экипажа «Ту-16» сродни бахвальству, нежели геройству. Результат этих действий плачевен: потеря машины,  экипажа и, в конечной степени, престижа государства.

Следует отметить и другой факт. В активной охоте за американскими авианосцами были и курьёзы. Так проводя ночную разведку корабельных соединений в северных широтах, экипаж разведчика «Ту-16» в радиолокационном режиме обнаружил крупную цель и идентифицировал её как авианосец. На самом же деле это был отдельный остров с торчащим массивным гребнем скалы. В результате захода на мнимый корабль ракетоносец  столкнулся с  горой, и экипаж погиб.

                *     *     *

По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в ходе лётных происшествий было потеряно 145 самолётов «Ту-16» в результате чего погибло 709 человек.
Не слишком ли высокая цена конструкторского гения Туполева!? Здесь речь идёт лишь об одном типе разработанного и произведённого им самолёта, а их у него было спроектировано свыше 100 типов, 70 из которых строились серийно. Может надо было строить их поменьше, но понадёжнее?

К сожалению, было такое время, когда «сырую» машину могли вытолкнуть  в небо к красной дате или партийному юбилею. Именно тогда превалировал принцип надувания щёк: «Мы самые, самые в мире!», что также не соответствовало действительности. Но, а вот: «за ценой не постоим» - это чистая правда. 
Здесь надо отдать должное военным лётчикам. Несмотря на большие потери, они рвались в небо, чтобы учить летать самолёты. Им вечная память и слава, а также низкий поклон от всех нас.

Нынешнему поколению военных пилотов хочется пожелать только одно: проявлять осторожность и благоразумие в небе, потому что их всегда ждут на земле живыми и здоровыми.