А ловушка ли?

Геннадий Крылов
Оставаясь долгие годы холостяком, он постепенно терял контакты со знакомыми. Одиночество развело его с ними и отдалило. Жизнь казалась такой разрушенной, что он никого не хотел видеть. Даже если случайно и встречался с кем-то из них, то старался как можно быстрее расстаться, чтобы не выслушивать их советов и утешений. Так длилось несколько лет, он сам загонял себя в тупик, из которого, ему казалось, уже никогда не выбраться.

В один из душных июльских дней Игорь после работы пошел на озеро, находившееся на окраине города, забрел по дороге в кафе и увидел там молодую женщину. Ей было около тридцати. Небольшого роста, со вкусом и хорошо одета: изящно сидевший, строгого покроя костюм подчеркивал ее серьезность. Пышные волосы были собраны на голове в красивый узел. Заинтересованный Игорь проследил, куда сядет незнакомка с вазочкой мороженого и сразу же подошел к ее столику.

– Не возражаете, если я сяду? – спросил он.

– Не возражаю, – не глядя на него, ответила та.

Взяв себе тоже мороженого, Игорь незаметно рассматривал заинтересовавшую его незнакомку.

Вскоре между ними начался разговор, во время которого они оба пытались быстрее составить представление друг о друге. Во время этого разговора Игорь понял, что незнакомка образованная женщина, много читавшая и много повидавшая в жизни.

В этот день разговор длился недолго, но Игорь уговорил Наташу, так звали незнакомку, встретиться в этом же кафе завтра.

На следующий день они встретились и как давние знакомые, сообщили друг другу о своей жизни. Наташа рассказала, как потеряла своего мужа и как все эти годы ее утешают сотрудники библиотеки, в которой она работает. В этот вечер Игорь обнаружил в Наташе что-то новое. Он услышал, как ее глубоко волнует непорядочность отдельных людей. И это отзывалось в нем так, будто говорил это он, а не Наташа. Возможно, поэтому он вдруг обнаружил, что Наташа та единственная женщина, с которой он может говорить на разные темы. Правда иногда в разговоре он замечал ее категоричность и настойчивость. Однако Игоря это не насторожило. Он видел, как она всегда старалась быть приветливой с ним. Более того, понимал, что собственные ее выводы и взгляды неординарны и отличаются от других: в них он замечал понимание того, что было недоступно остальным.

После каждой встречи Наташа ему нравилась все сильнее и сильнее. В ее страстном интересе к жизни было что-то вдохновенное. Она боролась за жизнь, за дерзания, за все новое в любом деле. Ей нравились люди, одаренные творчески, и она гордилась ими так, будто была наравне с ними. В союзе женщины и мужчины главной она признавала духовную близость. Любовь же связывала с романтикой, счастьем и помощью друг другу. Во время разговоров на эти темы Игорь соглашался с ней и тем не менее вскоре обнаружил, что Наташа, несмотря на свою сдержанность, страстная женщина.

Со временем она открывалась ему все больше. Однажды вечером после ужина она рассказала историю своей жизни. Обыкновенная семья. Отец, мать, сестра и она жили в небольшом сибирском городке. Из ее рассказа Игорь узнал, что учась в школе, Наташа много читала книг и мечтала работать в библиотеке. Ей нравилось выступать на читательских конференциях. После окончания школы она отправилась в самостоятельную жизнь. Окончила библиотечный техникум. Затем работала в небольшом городе Крайнего Севера. В один из обычных рабочих дней в библиотеке появился молодой человек, который пришел, чтобы записаться и взять что-то из Куприна. Молодой человек был красивым и словоохотливым. Он рассказал, что работает инженером в строительном управлении и вечерами скучает. К тому времени у Наташи уже было немало поклонников, но молодой инженер показался ей лучшим из всех. Вскоре они поженились. Вот тогда-то Наташа и решила этого инженера прибрать к рукам по-настоящему. Как говорится, скрутить в бараний рог. Все началось с мелких, но настойчивых требований, которые должен был выполнять ее муж вопреки сложившемуся у него образу жизни. То носки не там положил. То отказалась ехать в отпуск с ним на юг и заявила, что поедет только к своим. И когда муж предложил, чтобы она выбирала, с кем будет жить: с ним или со своей матерью, она ответила то, чего он от нее никак не ожидал. Пришлось уступить, и больше о выборе, с кем жить, муж никогда не говорил. Однако скандалы стали возникать все чаще и чаще.

Вскоре родился сын, который, когда подрос, стал защищать отца, а тот всегда баловал сына и покупал то, что ему хотелось. Неожиданно строительное управление перевели в соседний район на строительство завода по обработке минеральных удобрений. Должность и зарплату мужу повысили, но Наташа тогда категорически отказалась переезжать с ним. Она не хотела оставлять свою работу в библиотеке. А возможно, были и другие причины, о которых никто не знал.

Оказавшись один, без семьи, которую он хотел лучше обеспечить материально, муж Наташи вечерами сильно переживал. Да и сослуживцы по работе неоднократно заявляли, что с таким мужем, как он, любая жена бы поехала на край света. От таких разговоров он расстраивался еще сильнее и даже задумывался, а не попал ли после женитьбы в ловушку. Такое состояние отражалось и на работе. Все чаще он стал допускать грубость с рабочими. Был невнимательным. Приезжая иногда к жене и привозя ей деньги, муж замечал, что он ее интересует лишь как донор. А это еще больше отражалось на его состоянии. Возвращался после таких поездок он расстроенным.

Однажды на работе с ним произошел несчастный случай. С крана, который поднимал на третий этаж железобетонные плиты, сорвалась плохо закрепленная плита. Тогда погибли он и двое стоявших рядом с ним рабочих.

После смерти мужа Наташа сильно переживала. Она понимала свою ошибку и вину. Ее переживания даже трогали ее знакомых и родных. Основным утешением в жизни тогда был сын, которому она отдавала всю свою любовь.

Оставшись без мужа, Наташа тем не менее не сломалась. Она умела показать себя, заставляя других восхищаться ею. При любом разговоре она как бы извинялась перед слушающими ее, что столько знает и превосходит их. Эта подчеркнутая скромность сказывалась и в манере одеваться, и в ее тоне. Это многим нравилось.

Позже Игорь часто убеждался, как действовало на него и окружающих ее людей обаяние Наташи. Она поражала не только своими знаниями. В ней было то непередаваемое, чего страшатся и чему завидуют женщины. Даже находя в ней недостатки, они восхищались ею, прощая ее категоричность, ее упрямство и ее тщеславие.

Однако эти и другие недостатки характера Игорь в первые дни их знакомства не замечал. А возможно, не хотел их замечать. Он искренне восхищался всем, что было связано с ней. Особенно умением сохранять свою свежесть. Она ненавидела старость и тех пожилых людей, которые делали ей замечания. Нелестно она отзывалась и о тех, кто был выше ее по служебному положению.

 Отношения Игоря и Наташи развивались так быстро, что вскоре их дружба переросла в гражданский брак. Оба они были рады прервавшемуся одиночеству. Особенно этому был рад Игорь. Он видел, что нравится ей. Видел, как она смотрела на него томным, многообещающим взглядом.

Вскоре свои отношения они оформили в загсе. Однако после появления отметки об этом в паспортах, как то незаметно их отношения стали меняться. Игорь долго не мог разобраться в причинах этого. Тем более она быстро меняла свое поведение и после очередных вспышек заглаживала их прежней доброжелательностью, проявляя те же нежные и пылкие чувства.

Особенно возмущали Игоря ее неуместные возражения и поучения. Все чаще на высказывания мужа она отвечала так, что это вызывало у Игоря очередную обиду. И тем не менее Игорь в какой-то степени оправдывал ее. Ему казалось, что все это происходит от того, что она прошла в своей жизни мимо неплохих, представлявшихся ей возможностей. Ее возмущали преуспевающие люди, которые, по ее мнению, не обладали ни талантом, ни умом и ни порядочностью. Особенно люди на руководящих должностях, которые были лишены моральных устоев. Видимо, в своей жизни она пережила немало горького, несправедливого отношения к себе. Поэтому она надеялась только на себя, хотя и нуждалась в прочной защите и поддержке. Безмерное самомнение нередко заставляло ее считать себя самой умной и на работе, и в семье. Она любила категорично спорить, и командовать. На работе Наташа дружила только с теми, кто не возражал ей, соглашался с ее рассуждениями и во всем уступал. Видимо, это сформировалось в ее характере за годы самостоятельной жизни. Она познала самостоятельность в шестнадцать лет, когда уехала от матери. Отразилась на ее характере и потеря первого мужа, которого она часто вспоминала, и в потере которого винила себя.

Особенно трудно было разобраться Игорю в ее внутренних противоречиях. Осуждая за что-то других, она поступала так же и сама. Быть может, эта категоричная невосприимчивость к сложившимся условиям жизни, а так же к советам ее близких, и заставляло Наташу проявлять упрямство. Заставляло, как правило, общаться лишь с теми, кто был ниже ее по развитию и положению, чтобы показать им себя в выгодном свете.

Все эти и другие недостатки раздражали Игоря. Не выдержав, он однажды предложил ей пожить отдельно друг от друга. В ответ на это Наташа, поглядев задумчиво и с некоторым замешательством, заявила:

– Не будь таким занудой. Все женщины, как правило, имеют свои причуды. Ты просто не понимаешь женщин, поэтому и обижаешься по пустякам.

В общем, разговора тогда не получилось, хотя он собирался много высказать ей. Может быть, именно тогда Игорь и пришел к выводу о том, что не все то золото, что сначала так ярко блестит. А придя к такому выводу, стал вспоминать и другие черты характера Наташи. Особенно его настораживали ее высказывания о тех, кого она ненавидела. А ненавидела она всех, кто в чем-то осуждал ее. И это у нее получалось здорово. Она ненавидела администрацию библиотеки, в которой работала много лет. Ненавидела проверяющих ее работу. Ненавидела и «новых русских», которые не интересовались книгами. При этом ненависть ее проявлялась со страшной силой. Ненавидела она так, что Игорю даже казалось, что от этого она находилась, как под воздействием допинга. Ненависть будто подпитывала ее и придавала активности в осуждении этих людей. Наташа не умела прощать своим обидчикам, а этого не понимал Игорь. Поэтому ему все чаще приходилось испытывать гнетущее беспокойство и тревогу. В такие дни он приходил в отчаяние при мысли о том, а не попал ли он в ловушку, и постоянно держал себя настороже, не понимая, с какой стороны ему ожидать очередного скандала с женой. Требовался какой-то выход, какая-то особая линия поведения, чтобы восстановить то, что было до регистрации брака. От этих мыслей он взвинчивался еще сильнее, и ему казалось, что нервы вот-вот приведут к непоправимому. Так сильно они были натянуты, приводя прежде всего его к непримиримым противоречиям с самим собой.

Конечно, осуждая жену, Игорь и сочувствовал ей. Более того, он даже мучился, что не всегда помогает ей выбраться из того психологического состояния, в котором она оказывалась. Он понимал, что оба они по мелочам и по глупости загоняют себя в ловушку, из которой с каждым разом сложнее выбираться. Видел, что чем обиднее обида, тем крепче держит она их. И тогда приходили какие-то выводы о несовместимости.

Ранимые и обидчивые Игорь и Наташа все чаще стали думать о том, на что по-хорошему просто не надо было обращать внимание. Период притирания двух людей, соединивших свои судьбы по своей доброй воле, оказался очень сложным. Но они понимали главное в семейных отношениях, которое было выше перечисленных мелочей. Выше упрямства, настроений и капризов. Они учились вырываться из прошлого в настоящее. Природа, создав людей такими, какие они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей. Не ловушкой, как иногда считал Игорь, а именно семьей, в которой и муж, и жена ответственны за ее благополучие. Это и было главным.


; Рис. Вл. Любарова