Отложения на Корсачке

Евгений Садков
 К счастью, на Корсачке, кроме  залежей мусора, присутствует и нечто не только интересное, но и более древнее. При расчистке одной из ям, кроме Евангелия обнаружены слоистые отложения. Здесь они располагаются под двадцатисантиметровым слоем почвы. Попутно отмечу, что выше ям, в парковой зоне Корсачки почва намного беднее. Это говорит о более интенсивном почвообразовании на стыке поймы реки Зеленая и самого плоскогорья.

 Сами отложения представляют собой чередующиеся пластины грязно-бурого цвета. Как годичные кольца на стволах деревьев, они свидетельствуют о некой периодичности процесса их образования. Но если у растений хронология опирается на десятилетия, то здесь явно на миллионы и миллиарды лет. Некие процессы,то активизирующиеся, то затухающие под действием глобальных перемен. Возможно регулятором процесса был температурный фактор или концентрация исходного вещества.

 По внешнему виду отложения напоминают железистые с небольшим вкраплением карбонатов. Содержание железа определим в лаборатории, а пока несколько предположений о самом месторождении. Возможно, оно связано с деятельностью древних бактерий или архей.

 Можно сравнить эти отложения с полосчатыми железными рудами в Австралии. Изучая их, ученые пришли к выводу, что половина железа в формации образовалось в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Они жили на Земле около двух с половиной миллиардов лет назад. Один из исследователей -Кларк Джонс уточняет, что они дышали железом, как мы кислородом. Чуть коряво, но суть близка.

 Более точно об этом процессе рассказал наш соотечественник С.Н. Виноградский. Именно он в конце девятнадцатого века открывает процесс хемосинтеза. До этого открытия считалось, что автотрофными организмами являются только фотосинтезирующие растения и бактерии. Сергей Николаевич блистательно доказал существования и параллельного процесса, когда энергия получается и за счет окисления сероводорода. Сейчас этот процесс более подробно изучается в биогеоценозах "черных курильщиков".

 После 1917 года Сергей Николаевич эмигрирует из России. В Белграде он пишет книгу "Железобактерии как аноргоксиданты". Возможно, что и на Корсачке мы имеем дело со следами этих замечательных организмов, которые в отличие от современных аборигенов, формировали историю Земли. Поэтому присмотримся к ним более внимательно.

 Виноградский делает революционный вклад в систематику биологических видов живущих и живших на Земле. Он первым выделяет большую группу хемосинтезирующих организмов, названных им аноргоксидантами. Коснусь немного этимологии общего понятия, введенного Сергеем Николаевичем. Оттолкнемся от оксидантов. Это упрощенно поставщики кислорода, в конечном счете-энергии для синтеза. Смею предположить, что ученый назвал не вполне привычным для нас словом аналогичные (ан) органические (орг) поставщики энергии и соответствующие организмы.

 Наиболее детально он изучил  железобактерии. Именно деятельность этих организмов и привела к появлению на Земле подобных отложений. В первичной атмосфере Земли отсутствовал биогенный кислород. Первые организмы, окисляя сероводород и двухвалентное железо, получали необходимую им энергию. Дальнейшая эволюция приводит к появлению фотосинтезирующих организмов и базовом значении энергии Солнца для жизни на планете. И большая часть энергоресурсов, используемых человечеством сейчас, образовалась за счет деятельности фототрофов.

 А вот упомянутые здесь хемотрофы образовали залежи других полезных ископаемых, к которым и относятся слоистые отложения в основании Корсачки. Но чтобы это доказать, надо провести химический анализ находок.

 Но и в конце этого материала зададимся неизбежным вопросом. А так ли важен для Земли разум, если он приводит только к отложению слоев мусора и убийству природы? На днях с трибуны ООН прозвучали слова об экологии. Но что значит для всей Земли слово? Пустой звук, менее значимый, чем деятельность одной железобактерии? Или все же значит? В этой связи примечательна судьба не правителя, но мыслителя. В 1923 году Виноградский избирается почетным членом Российской академии наук. Это единственный случай в её истории избрания эмигранта. Даже советская власть признала вклад Сергея Николаевича в науку. Увы, позже были "шараги" и почитание "вклада" Лысенко. Ну а ныне, как мы видим, процветает диссернет, аналогичный мусору аборигенов Корсачки.

                Продолжение следует.