Дворник

Натела Дашнели
     Некоторое время тому назад мне пришлось переехать в новый дом, расположенный в центре города. Район был мне знаком - там жили многие мои друзья и сослуживцы, поэтому т.н адаптация -акклиматизация проходила безболезненно. Кажде утро по дороге на работу встречались одни и те же лица. Мы приветствовали друг друга, как старые знакомые, и разбегались по своим делам. И каждое утро я с нескрываемым удовольствием отмечала для себя, что двор, в котором  стоял мой дом, всегда убран особо тщательно и даже помыт! Частенько встречался и сам дворник - пожилой, интеллигентного вида мужчина, так не похожий на привычного всем замызганного и неопрятного забулдыгу с грязной метлой. Пробегая мимо, я привычно здоровалась с ним,как со всеми соседями, но однажды он заставил меня примсотреться к нему пристальней. Беседуя с кем-то из соседей, он вдруг произнес цитату из " Писем Плиния-младшего", чьим творчеством я в то время была увлечена и много читала:

         - Уважаемый мой! Мудрый человек должен подчиниться разумному, а не неизбежному! Запомните это!- говорил он пожилому мужчине.

     Стоп! Признайтесь честно: много ли представителей этой профессии встречали вы в своей жизни, которые бы вот так запросто цитировали классиков, да еще каких?! Это было для меня шоком и,разумеется, не могло не привлечь внимания. Теперь уже я стала пристально  присматриваться к нему поняв, что он не простой дворник, а человек весьма эрудированный и, безусловно, интеллигент. Я стала искать повод для более близкого знакомства. Заметила за ним и другую странность. Он не только подметал и убирал мусор, он еще и кажде утро (!) вытирал тряпкой все 6 скамеек у нас во дворе и даже детские качели на площадке! Это было невероятно по нашим меркам!

     Как-то утром я стояла на балконе, выходящем во двор, и курила. Вдруг из руки у меня выпала зажигалка и упала прямо перед носом дворника! Он поднял ее и посмотрел наверх.

          - Я сейчас спущусь! - крикнула я и услышала в ответ:

         - Не беспокойтесь, я поднимусь.

     Мы встретились на площадке и он, поздоровавшись, протянул мне мое "огниво". Это был хороший повод для знакомства с необычным человеком и я, поблагодарив его, спросила:

          - Скажите, а Вы что больше любите - чай или кофе?

     От неожиданности он удивленно взглянул на меня и улыбнулся:

          - И чай ,и кофе...

          - Замечательно! - обрадовалась я. - У меня отличный тайландский чай есть и кофе из Кении - подруга привезла. Приглашаю!

          - Спасибо большое! Давненько не пил хорошего чаю, но мне надо еще поработать...

          - Да, я понимаю. Жду Вас после работы. Этаж Вы знаете, а дверь - белая, направо от лифта, - выложила я свои "приметы".

     Он стал медленно спускаться по лестнице, проигнорировав лифт. Меня охватило непонятное волнение. Я быстро привела себя в порядок и стала накрывать на стол. Минут через 40 раздался звонок и я бросилась открывать. На пороге стоял наш дворник в отлично пошитом, но старом, черном костюме, белой сорочке и галстуке! В руках он держал коробку.

          - Надеюсь, не побрезгуете? Я тут в кондитерскую зашел...- Он потянул коробку.

          - Спасибо! Проходите.

Он тщательно вытер ноги и половик и, осторожно ступая, вошел.

          - Я не представился, прошу прощения. Энтони Диллард.

Я назвала свое имя. Он улыбнулся:

          - Я знаю Ваше имя. Нам полагается знать всех жильцов.

          - Нам - это кому? Обычно полиции полагается знать всё про всех, а Вы же...- я запнулась.

          - Вы хотели сказать "дворник"? Продолжайте.

Смутившись, я решила сменить тему и пригласила его в комнату. Через 10 минут мы уже пили ароматный тайландский чай и ели его пирожное.

          - Очень признателен Вас за приглашение! - тепло произнес он, аккуратно промокнув губы салфеткой. - Давно не сиживал за столом со скатертью...

     "Пора наччать!" - подумала я. - "Подходящий момент!"

          - Может, еще чашку? - я была сама любезность.

          - Если Вас не затруднит, я бы выпил кофе...чуть позже. Можно?

Я засуетилась:

          - Разумеется, конечно! Вы как любите - с молоком или без?

          - Все равно.

          - Извините, в таком случае оставлю Вас ненадолго - пойду кофе заваривать. А Вы пока поскучайте тут  без меня, хорошо?

     Когда я вернулась, Энтони стоял и рассматривал висевшие на стене фотографии.Заслышав мои шаги, он резко обернулся. Его было не узнать!

          - Скажите,мэм, это на снимке - кто?

          - А это я! Мама любила меня фотографировать в детстве.

Он снова повернулся к снимкам.

          - А эта женщина в купальнике, рядом с Вами? Она Вам кем-то приходится?

          - Это и есть моя мама, Синтия.

Энтони вдруг сел за стол и принялся рыться в бумажнике. Извлек бережно обернутые прозрачной пленкой три небольшие фотокарточки, разложил их на столе и произнес:

          - А это - моя семья, которую я давно потерял по молоодости и по глупости... Взгляните.

На меня смотрела моя мама Синтия  и я сама в трехлетнем возрасте на пляже... Шок от увиденного был настолько сильным, что я рухнула на стул! Это было слишком! "Он что - рехнулся? Откуда у него эти снимки?" Внезапно меня пронзила мысль: "Неужели это мой отец?! Не может быть! Собственно, почему же - не может быть? Нет, надо успокоиться и прийти в себя!" - скомандовала я себе. Верить в свою догадку категорически не хотелось! Мы оба молчали. Пауза затянулась. Старик тоже был взволнован, но ,в отличие от  меня,более выдержан. После того,как он  предложил  взглянуть на свои пожелтевшие от времени черно-белые снимки,он не проронил ни звука. Чтобы как-то выбраться из создавшегося тупика, мне нужно было время. Я склонилась над снимками еще ниже, пытаясь оттянуть время. Наконец, я решилась:

          - А Вы,Энтони, уверены, что это - Ваша ( при этом я сделала упор на слове "Ваша") семья? Откуда у Вас эти снимки? Кто Вы?

         - Эти снимки присылала мне Синтия во Вьетнам. Я воевал там. Потом попал в плен - отсидел пять лет. Когда вернулся, стал ее разыскивать, но узнать только, что она с ребенком вместе уехала из Ричмонда. Никто не знал - куда. Я продолжил поиски и выяснил, что она сменила фамилию, но на какую - узнать не удалось... Мне надо было работать. Я устроился в Нацтональную библиотеку при Пентагоне, женился. У меня есть сын, Мэрвил, но мы с некоторых пор не общаемся...- Он помолчал, видимо раздумывая, стоит ли продолжать дальше. После непродолжительной паузы продолжил. - Мэрвил увлекся азартными играми, наркотиками... Он вогнал в гроб мать, разорил меня, обобрав до нитки. Дом ушел с молотка в счет уплаты долгов, но Мэрвил умудрился влезть в новые... А я остался на старости лет на улице - без дома, без семьи... Знаете,- он впервые взглянул на меня,- я был хорошим отцом. Помня о Синтии и дочери, мне хотелось дать сыну все то, что я не додал им... Я всегда помнил, что и сам был молод и совершал ошибки...Увы... - он умолк.

     Я тоже сидела молча. Кофе остыл, пирожные подсохли. Старик встал из-за стола и вышел на балкон. Воспоминания сразу состарили его. Я посмотрела вслед, на его сутулую спину, на  человека, который был отцом какого-то подлеца Мэрвила и, возможно, моим тоже... Это открытие пугало! Принимать дворника за своего отца мне, откровенно говоря, не хотелось! Однако факты говорили о другом.

     Во-первых, мою мать действительно звали Синтия.

     Во-вторых, я действительно родилась и до 6-ти лет прожила в Ричмонде.

     В третьих, когда я пошла в школу, у меня была другая фамилия. И, наконец, в-четвертых, на всех снимках действительно были мы с мамой!

Тут я вспомнила вдруг, что мама объяснила как-то, что отец мой погиб во Вьетнаме.

Совпадений было слишком много! С раздробленная годами мозаика сложилась наконец! Нравилось мне или нет, но в данный конкретный момент на моем балконе стоял старый и невезучий человек, которого я могла либо признать своим отцом, либо отвергнуть. Я не решалась. Догоревшая дотла сигарета обожгла мне пальцы и вывела из оцепенения. Я медленно встала из-за стола и вышла на балкон.

     Энтони стоял, облокотившись одной рукой о перила, а другой утирал струившиеся по щекам слезы... Я молча подошла к нему сзади и обняла его за плечи, ткнувшись головой в сутулую спину. Он вдруг резко повернулся и крепко меня обнял.

          - Я думал, так и умру, не дождавшись этого дня...дочка!

     Сумерки спускались на город медленно. На балконе четвертого этажа еще долго стояли в обнимку двое. Их силуэты постепенно размывались в темноте, но они ничего не замечали. Они нашли, наконец, друг друга после стольких лет и теперь только смерть одного из них могла разлучить этот союз двух поколений. И тогда уже - навсегда!