Кованец

Федор Головин
  -  Присядь, покурим! – Обратился ко мне сосед по верстаку, где мы готовили тару для экспортной продукции нашего завода.

   - Саша, ты же знаешь, что я не курю.

   - Курить не кури, а отдохнуть присядь! Длинные перекуры лентяи да бездельники устраивают, а мы не из той породы, маленькая передышка в работе всегда нужна. Производительность не пострадает, наоборот, отдача больше будет. Монотонный труд парализует соображаловку. Отдохни!

    Непривыкший к перекурам и пустой болтовне я уступил просьбе товарища. Шабуров присел на скамеечку, глядя куда-то на стену, достал папиросу и, не прикуривая, с папиросой в зубах  обратился с вопросом:

   - Ты не подскажешь, как прикурить от гвоздя?

   - Знаю древние способы добывания огня, но от гвоздя, такого не помню.

   - Придется тебя научить! – Сашины слова принял за шутку, ожидая подвоха, но этого не случилось.

   - От современных гвоздей не прикуришь, огня не разведешь, а вон, в стене сохранился кованец, - Он указал на старинный гвоздь чудом сохранившийся в нашей столярке. – от него я и прикурю!

   С интересом наблюдаю за его действиями, думая, как он будет прикуривать от гвоздя в стенке?

   Неугомонный сосед  с трудом вытащил из стенки старинный гвоздь и одобрительно крякнул:

   - Вот этот годится! Учись, молодой! – Обратился ко мне после одобрения добычи. Он положил на верстак топор, взял в руку молоток, в другую гвоздь, еще раз полюбовался стариной и прислонив к обуху топора стал наносить частые непрерывные удары по шляпке гвоздя, одновременно поворачивая его на девяносто градусов. От ударов  шляпка быстро деформировалась, синий цвет побежалости быстро сменился ярко-красным, затем  - светло-желтым. Удары прекратились, Саша коснулся раскаленным от ударов кованцем кончика  папиросы и с удовольствием сделал первую затяжку. Удовлетворенный артистическим показом  мастерства по необычному  добыванию огонька, разговор перевел на жизненные ситуации испытанные в недалеком прошлом.

     Какая-то искорка неудовлетворенности от этого необычного перекура осталась в моей душе. Причина неприятного осадка в том, что ради минутного удовлетворения дурной привычки Саша испортил результат труда древнего мастера, который ценился очень дорого.

    На днях рассказал своему другу о советском гвозде. На ЧТЗ прибыл всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин, проходя по территории вместе с директором завода и его администрацией, он неожиданно нагибается и поднимает с земли обычный гвоздь. Директор обращается к Калинину, чтоб он бросил свою находку, зачем она ему, на что Михаил Иванович ответил:

   - Ты хозяин, а не гость! Береги на стройке каждый гвоздь!

   Директор покраснел как рак, а после отъезда высокого гостя принял меры по сбережению строительных материалов.

   Сегодня мой друг вновь в гостях и с удивлением сообщает, что мой рассказ о гвозде вчера смотрел  на канале телевидения, на что я ответил:

    - Значит, есть еще люди в нашей стране, что пытаются направить правителей всех уровней к сбережению  ресурсов Родины, а  не к бесконтрольному растранжириванию и стяжательству ради собственной наживы. Вопрос в том, как нам выковать таких руководителей, чтоб никто не смог дать им  «по шляпке»?

   Ныне ресурсы Родины рассеиваются как дым от той папиросы.