Гектор Мало. Без семьи

Антон Шишкодремов
 "Будь внимателен, мой мальчик, будь послушен. Исполняй добросовестно свои обязанности. В жизни это залог успеха!" Г.Мало "Без семьи"

Прекрасный фильм 1984 года и детское восприятие делали суждения по поводу этого шедевра детской литературы однозначными. Жуткая трагедия и надрыв повествования приписывались не только времени, но и горькой судьбе бедного сироты, о чем красноречиво говорит даже название произведения. Но Франция того времени глазами Виктора Гюго или Гектора Мало очень отличается от той же самой Франции Оноре де Бальзака или Эмиля Золя (и, хотя дань реализму была уплачена автором своему учителю-Бальзаку сполна, разность восприятий не позволила их воссоединить). А если поставить себя на место Гюстава Флобера или Ги де Мопассана, то это уже будет какая-то третья страна.

История мальчика Реми, когда-то так поразившая мое воображение, являет собою эталон педагогического мастерства (с поправкой на 19 век), дичайший морализм и вдалбливание истин в детские головы, ежели вообще таковое могло существовать в детской литературе того времени. Задумавшись, пришел к выводу, что не могу вспомнить более ранних аналогов. Наичистейший и наиправильнейший образ мальчика, его учителя Виталиса - воплощение справедливости и благородства, смиренный и кроткий Маттиа, добрейшая (а потому и богатая) госпожа Миллиган с блаженно-больным сыном Артуром. Полный набор религиозных догм.

Даже как-то верится в методы воспитания учителя Виталиса, уверяющего, что он, обучая собак и обезьяну, "ни разу не повысил голос". Очень достойная теория на фоне того, что дрессировщики в основном животных бьют и морят голодом (это сейчас, а что же было в 19 веке). Пса Зербино наказывают "за воровство", непослушание и т.д. - сие невероятно, учитывая тот факт, что животные живут по существу впроголодь. Читать все это очень тяжело, ибо именно издевательства над невинными детьми и животными возмущают больше всего. Тем более, такие ангелоподобные образы детей и в книге, и в фильме. Наш фильм, кстати, очень удачен, музыкален и выигрывает на фоне одноименного французского, где Виталиса играет Пьер Решар (что может быть более нелепым). Само собой - существует и японский мульт. В настоящее время опасно даже рецензии писать - японцы тут же напишут свой вариант.

Все очень впечатляет - несокрушимая вера мальчика в кровные узы подкреплена постоянным его священными отношениями с другими людьми. Постоянно находятся толпы взрослых, готовые о нем заботиться и его опекать. Верится с трудом, ибо буквально здесь же Гектор Мало рисует довольно правдивую картину французских ужасов того времени, сразу возникает вопрос - почему именно Реми везде и всегда всеобщий любимец, но и ответ дается сразу же. Дело в его тонкой, чуткой и чистой душе. Тем более - верится с трудом, но очень трогательно. Произведение пресыщено мифическими событиями, столь необходимыми детям, сомнительных персонажей нет - все четко поделено на своих и чужих. "Без семьи" имеет даже не педагогический эффект, а целый эффектище. Разумеется, сам я нашел корень всех проблем в личных качествах мальчика, ибо он биоробот правил и традиций. Как и его учитель, который, как это ни странно, иногда совершает разумные реалистичные поступки - например, не оставляет мальчика у богатой дамы в качестве слуги (это непедагогично), а тащит его по морозу босиком через всю Францию. А еще самоотверженно показывает свою любовь к ребенку, попав из-за него в тюрьму на два месяца. Очень трогательно, ибо ребенок остается на улице один. Но что поделаешь - ради любви к морали можно и мальчиком пожертвовать.

Если перевернуть "Без семьи" и написать произведение наоборот - в нынешнее время, отторгая нравственность, семейные ценности и прочее, то получится один из романов Мишеля Уэльбека. Для чистоты эксперимента следовало бы взять, правда, не Францию, а Испанию. Или любую другую страну, где французов терпеть не могут. Лев Толстой ненавидел англичан, а французов, насколько помню, недолюбливал Салтыков-Щедрин. Мне же не совсем пришелся по вкусу мощнейший эмоциональный посыл "Без семьи", который никак не пересекается с разумом, что при общей реалистичности произведения имеет некий кривой резонанс. Есть версия, что сила эмоций детского произведения должна пробивать защиту детей, которые воспринимают все менее разумно. Может быть и так, но я очень рад, что зачитывался Гектором Мало именно в детстве, ибо это мешает мне даже сейчас, перечитав "Без семьи", написать стандартный стебный отзыв.


p.s. Очень рекомендуется детям, включая и фильм. Плюс избранному контингенту взрослых.

p.p.s. Оказалось, что за границей можно изменить своему ангелоподобному поведению. Вероятно, это есть выражение истинного патриотизма. Можно, например, убежать от старого и неповоротливого полицейского. Да и вообще, потому, как Мало описывает Лондон, видно, что он не питает к нему добрых чувств. Справедливость не только в том, чтобы гладить своего кота - нужно еще и периодически пинать соседского.