Мощи

Изабар Гежб
-------------------------
В ветхозаветные времена благодать Божия проявлялась и чрез мощи. Известно, «…что, когда погребали одного человека, то… погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:21). Что воскресило человека: кости или Божия благодать?

Сектант: Конечно, Божия благодать!

Православный: Правильно. Благодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил». Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). Известно о Христе, что «…просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись»


Источник: ---------------------
"Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано...";
"...чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись".
Непонятное соседство смыслов, разве Христос - мощи? Прикасавшиеся к Христу исцелялись верою... как понятно из текста НЗ, не будь веры, не было бы и исцеления. Тот кто коснулся костей Елисея при падении исцелился (ожил) не верою! Он был в бессознании; он был - мертв.
Это смысловое соседство (духовно) "напрягает".
 Почему же ожил человек брошенный в гроб Елисеев?
Написано "его бросили", значит тело этого погребаемого, который был мертв, соприкоснулось с (трупом) Елисеевым при ударе. И... если Елисей (был) пророк, соответственно, он имел духовный достаток при жизни, который неведом (обычному) человеку. Здесь речь не о мощах (Елисея), мощи, это фактически кости, а Елисей еще не был прахом в самом прямом значении слова. Он только-только умер... и брошенный на него труп - ожил.
Что здесь доносит до умов Библия, какую суть? Что произошло при соприкосновении тел? Был ли Елисей - действительно мертв на тот момент? Мы этого не знаем. Есть понятие комы. А теперь представим, что при соприкосновении тел, при ударе, сознание ("мертвое") Елисея всколыхнулось; и он шевельнулся в своей коме - из нее. Это <передалось> умершему, что был брошен в его гроб. Таким образом (святой) пророк передал - Духом - последнюю искру жизни. С другой стороны надо понять, что пролежавший в могиле год (как сказано в этом месте Библии про Елисея) вряд ли подпадает под определение "только-только" умер... и тем не менее, Библия подводит к такому смыслу при внимательном взвешивании (этого) смысла. То есть, воскресили не сами мощи, а дух, что (еще) обитал в костях; еще с другой стороны следует задуматься на сколько этот умерший, которого бросили в гроб, был, собственно, умерший. Потому что история знает случаи, когда человека считали мертвым, а он оживал сам собой. Все эти моменты следует учитывать.


Теперь о мощах.
http://mordikov.fatal.ru/moshi.html
Очень много надуманного и заблуждений.
То, что мощи могут исцелять, не есть некий <фантастический> феномен ("святой природы"); все может оказаться гораздо проще: сохранившаяся - в более менее благоприятных условиях - органика, при соприкосновении с ней вызывает в человеке <мозговой микроспазм>... это вполне естественно и нормально (такой спазм), потому что соприкосновение происходит в определенном психо-эмоциональном состоянии, что обостряет восприимчивость, особенно подсознательно. Открывается - самопроизвольно - внутренний <канал сверхсвязи>, что можно понять приблизительно как взаимосвязь потенциала жизни с процессами развития. Обнажается некий скрытый (генетического порядка) ресурс, который и производит начальную стадию <исцеления>... дальнейшее зависит от самого человека. И если данный исцелившийся не... планирует в ближайшие пять лет зачать ребенка, то (социально-актуализированных) вопросов нет. Но если собирается, то он - скорее всего - передаст ребенку деструктивный потенциал "метаполя" внутренней инверсии жизненно значимых потоков (саморазвития). Иными словами, передаст ребенку вероятность тяжелого заболевания или же - просто - функциональной нестабильности организма; человек будет по жизни ущемлен (физиологически), а в последствии передаст этот деструктивный квазифактор потомству.

(Там где "о мощах" - по ссылке):
--
В VIII веке Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: "Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него".
--
"Причтен к мертвым" - да; но Христос - воскрес.
"Не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него".
Воскреснув, Христос явил не "благодать мертвой плоти", а победу Духа; и - что же дальше?
Человек, почитающий мощи, благоговейно мечтающий коснуться их...
ИМЕЕТ НАДЕЖДУ ВОСКРЕСЕНИЯ?
Или "надежду воскресения имеет ...(имел)... этот - почивший - <святой>?
Нет ли путаницы? По логике, почитающий мощи так же должен иметь надежду воскресения. Но в силу сложной психосознательной работы на погруженном уровне восприятий, этот человек, мечтающий прикоснуться к мощам (святого), на самом деле противоречит в самом себе базовому смыслу Писания, которое говорит о (Отце, Сыне) и Святом Духе...
Которое говорит словами Христа о мертвых и их погребении.
Интересные мысли по этому поводу имеются здесь:
(Статья приводится полностью; под знаком ">" комментарии, ">>" - конец комментария).
--
Когда Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает так на прямой призыв последовать за Христом). Так и видишь эту картину: только что умер отец, сегодня-завтра его похоронят, и ученик хочет отдать ему последний долг сыновней любви в окружении скорбящих родных… но Христос отказывает ему в этом, да еще и называет мертвецами всю его родню! Как-то совсем не по-доброму звучит.

Это место всегда вызывало много споров и порождало много толкований. Обычно проповедники и богословы стремились как бы оправдать Христа: мол, так Он в резкой форме объяснял, что даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Христом. Ну, а что касается мертвецов, они обычно понимаются как духовно мертвые люди, от которых все равно ждать нечего, так пусть, по крайней мере, озаботятся похоронами. Но боюсь, что такое толкование может только подогреть ревность неофита, который почитает себя уже духовно совершенным, а всех своих близких – мертвецами, и относится к ним соответственно. Не так вел Себя Христос, он с заботой и любовью принимал всех, не исключая самых «бездуховных» мытарей и блудниц.

Во-первых, совершенно не обязательно, что отец ученика к тому моменту уже умер. Возможно, выражение «прежде похоронить отца» означало «прожить с ним, сколько ему еще осталось, и так исполнить свой сыновний долг». Мол, сейчас у меня еще есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, то приду к Учителю. Конечно же, у него не было никакой возможности так поступить: земное служение Христа длилось очень недолго, и ученик должен был решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас или остаться с семьей. О том, что любовь ко Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например, Мф 10:37).


> Интересно то, что под Богом людьми понимается некая "сверхчувственная сила", что стоит НАД мирозданием.
Но давайте представим ситуацию: война. И сын не хочет идти отдавать долг родине, он говорит "мой родитель в болезни, я останусь с ним, потому что сильно люблю его". И что же мы здесь видим? Призывает - жизнь (Бог); идти защищать (родину).  И... при чем здесь "любовь к родителям"? Выходит... так просто раскрывается этот смысл? >>


Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. Посмотрим и на те слова, которые идут перед этой фразой: «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Неужели Ему в буквальном смысле слова негде было ночевать? Но мы видим из Евангелия, как часто Его принимали самые разные люди у себя дома, и принимали как почетного гостя! Очевидно, «негде преклонить главу» – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.


> "Предупреждает" звучит несколько надумано, о чем там предупреждать? Еще бы сказать "предостерегает".
"Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову."
Действительно ли предупреждает? О жизни полной лишений... Зачем? Неужто от того, что человек книжник, его следует "пугать" опасностями как дитя малое? Почему сразу, с ходу (мы) обнаруживаем в словах Христа тень неуважения к личности подошедшего? Это не просто не логично, а даже странно.
Дело, видимо, в том, что Он собирался отплывать в лодке (с учениками) на другой берег; поэтому было сказано про норы (лис - хитрые бестии), а так же про гнезда птиц ("им не ночевать в небе", не смотря на способность к полету).
И - они собирались отплывать, что этот человек (книжник) видел. Соответственно это мог быть - назидательный - намек: у тебя нет пути, чтобы идти за мной. То есть даже в случае, когда (этот) человек будет идти за Христом вслед, у него нет пути. То есть... человеку, видимо, нужно было задуматься об этом... прежде чем предлагать себя... Христу.
Птицы обитают в небе; лисы в земле - в норах; а они собирались отплывать, когда подошел человек с этим вопросом, и человек этот был - книжник; а приклонить голову можно так же и на плечо. Норы... гнезда... глубокая вода - на другой берег.
Нам может показаться, что речь всего-лишь о том, что в путях скитаний, действительно, сложно бывает найти ночлег... допустим. Но это было сказано на фоне нор, гнезд и воды... (земли, неба и воды). И смысл очень глубокий.
Это к тому так подробно разбирается, что не всякое место в Библии может быть понятно легко и сразу.
"Ты на материнском плече, дружище" - как бы Сказал Ему Христос.
Суть в том, что если лиса может добраться до птичьего гнезда, она его разорит. А вода "хранит тайну того берега", куда собирается отплыть Иисус с учениками. Там - путь (в жизнь).
Собственно, видимо, это было сказано Христом не конкретно этому человеку, то есть не только ему одному.
А всем нам. >>


Более того, у Луки после слов о похоронах отца приводится еще один диалог: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них. Книжнику негде будет преклонить главу, одному ученику не удастся похоронить отца, другому – даже некогда будет проститься с семьей.

Обратим внимание на прибавление, которое находим у Луки: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему еще предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Как часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!


> "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов", может означать "не живые дела" мирские, которыми часто заполнен быт: это несвершенные планы, это не достигнутые цели; и здесь намек, наводящий на размышление: какие цели мы преследуем, хороня усопших (пусть и родственников)? "Предоставь мертвым делам погребать свои мертвые дела"? Представим более менее обычную житейскую ситуацию: друзья отправляются в дальний путь - через море, они грезят о великих делах, они сплочены крепкой дружбой и решение это вызрело у них давно: отправиться за море. И вот когда настал решающий час и корабль ждет их на борт, готовый отплыть... одному из друзей извещают, что отец неожиданно умер. Они ждали ЭТОГО ЧАСА годы; и больше корабля не будет. Как же поступит тот из друзей, которому пришло это - тягостное - известие? Он останется, чтобы похоронить отца? Человеку сложно отвечать на такие вопросы, как правило на подобные вопросы отвечает сама жизнь - в конкретной ситуации. Но имеет ли смысл понимать в словах Христа под "мертвыми" родственников, которые и совершат погребение? Наверное, нет. Но что же тогда? Ведь то, что человек только собирается присоединиться к Христу, не означает, что он (внезапно) стал - духовно - живее чем они. Ни коим образом.
Может это был намек на "мертвые мысли" с которыми человек подошел к Христу? Эти мертвые мысли влекут его проститься с отцом. Проститься. Закопать в землю, предать земле могут и другие. Ему важно - проститься. Но... "проститься" подразумевает излить на гроб свои сожаления, связанные с усопшим и с собой, с его жизнью, которая пересекалась с ним, подвести как бы взаимный итог того общего, что было между ним и усопшим. Это сложно выразить словами: для чего нужно это "проститься". Но... смысл, возможно, в том, что, если мы при жизни человека что-то ему <недодали> в моральном или физическом плане... у нас желание "проститься" может быть выражено наиболее остро. Но человек умер и мысли ОБ ЭТОМ - мертвые мысли, как намекает своими словами Христос. И с такими мыслями не следует идти за Ним. >>

-----------
Винсент Ван Гог. "Воскрешение Лазаря" (иллюстрация).
-----------
Христос, как мы знаем, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти Своего друга Лазаря – не только пришел к его могиле, но даже воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Отцу: знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж все остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Он, видимо, говорил и ученику.


> В этих рассуждениях не мало нелепицы, но это к слову. >>


А кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? Трудно сказать наверняка. Возможно, это что-то вроде верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко (Мф 19:24) – яркий, парадоксальный образ, который наверняка запомнится слушателям, хотя, конечно, в реальной жизни такого не увидишь. Может быть, это вообще что-то вроде поговорки тех времен, наподобие «смерть свое возьмет». Да, она свое возьмет, говорит он ученику, но перед тобой открывается Жизнь, иди по ее дороге, возвещай о ней другим людям. Живи не семейной историей, а Вечностью, живи ею здесь и сейчас – вот что, по-видимому, Он хотел сказать этими словами тому ученику и всем нам.

> "Семейная история" здесь вообще не причем; семья это данность, и в каком-то смысле "святое". Если все люди попрут общечеловеческие духовно-нравственные ценности, то что будет с миром?
Если все примут "обет безбрачия", то кто будет рожать детей?
Это идеализация, естественно, потому что именно со всеми так никак и никогда не случится... но вопрос, почему один отдает себя полностью "духовному пути", а другой <вынужден> участвовать в общественной жизни, потому что видит, что это необходимо... такой вопрос все-таки актуален, потому что "нашептывается" самой жизнью.
И в Библии, видимо, дается ответ. Может быть между строк... может более явно.