Горизонты Атлантики. ЧСЗ - 1977-1997

Людмила Хасхачих
  КНИГА
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997гг».

                Глава 1. ТРУДОВЫЕ БУДНИ.

 
                ГОРИЗОНТЫ «АТЛАНТИКИ»



В  разговоре о судах с горизонтальным способом погрузки типа «Атлантика» люди часто употребляют слово «впервые». Да, действительно, подобные сухогрузы не строились еще ни у нас в Советском Союзе, и нигде за рубежом. Выполняя указания XXV съезда КПСС на необходимость пополнить транспортный флот высокоэкономичными, универсальными и специализированными судами с комплексной автоматизацией управления судовыми механизмами и системами, в том числе судами для перевозки большегрузных контейнеров, конструкторы разработали проект, а черноморцы осуществляют строительство такого современного судна.

Я обратилась к главному строителю этой серии Ивану Лукичу Моцарю с просьбой рассказать о том, что нового вносят контейнеровозы типа «Атлантика» в практику отечественного судостроения.

И. Л. МОЦАРЬ:
- Прежде всего поражают размеры судна. Максимальная длина его 226 метров, ширина  - 30, а высота борта - 21 метр. Максимальное водоизмещение при осадке 9,87 метра составляет 35 тысяч тонн.
Грузовые помещения расположены на четырех палубах, имеется подъемная автомобильная платформа. Судно может перевозить различные грузы: автомашины, тракторы, комбайны, контейнеры международного стандарта.
У судов типа «Атлантика» ; высокие скоростные показатели. Экономичная двухвальная газотурбинная установка позволит им развивать скорость до 27 узлов.
Погрузка и выгрузка на этих судах будет производиться без кранов. По кормовой угловой рампе длиной 36 метров и шириной проезда 7 метров автопогрузчики будут прямо с берега въезжать на судно, а внутри него будут свободно перемещаться с палубы на палубу по стационарным аппарельным устройствам.
Это то, что касается самого судна, как конечного продукта нашей работы. Но и в самой технологии постройки внедрен целый ряд новых технических решений.
Суда типа «Атлантика» названы именами знаменитых капитанов: головное судно - «Капитан Смирнов», первое серийное - «Капитан Мезенцев», потом - «Капитан Ермошкин» и другие. Первое из них стоит у причалов ЧСЗ на достроечных работах. На стапеле завершается формирование второго судна. Начата обработка металла для третьего судна.

Много отличных бригад черноморцев трудятся над осуществлением проекта «Атлантика». Они добиваются определенных успехов. О ходе работ и о сроках основных этапов постройки мы недавно писали в нашей газете. Сегодня старшие строители Е. В. Орлов и В. Ф. Давиденко рассказывают о том, что мешает успешному выполнению намеченных планов.

Е. В. ОРЛОВ:
= В корпусно-стапельном цехе продолжается формирование первого серийного судна «Капитан Мезенцев». Корпус медленно растет, прибавляются все новые секции. Сборочные и сварочные бригады прилагают много усилий для того, чтобы сформировать корпус быстрее. Хорошо работают бригады Мацко, Полозенко, Каики, Толкачева, Сариогло, Кравченко и другие. К сожалению, не все так добросовестно относятся к порученному делу. До сих пор не обеспечена сдача судна на конструктивность, установку и сварку доизоляционного насыщения. Нигде еще нет фундаментов. Очень сильно ощущается нехватка рабочих рук: на формировании судна заняты только 10 бригад по четыре человека в каждой, что явно мало для строительства такого судна. Очень тормозит работу сборочно-сварочный цех: поставляя секции верхних ярусов, он до сих пор не изготовил нижележащие секции, на которых укрепляются все остальные.
Поэтому срывается график июня. Много претензий у нас к достроечно-монтажному цеху и к цехам машиностроения. У них большая задолженность по нашим поставкам. Если руководители этих цехов сумеют ее погасить, то формирование корпуса первого серийного контейнеровоза «Капитан Мезенцев» пойдет значительно быстрее.

В. Ф. ДАВИДЕНКО:
- В июне перед нами стоит большая задача - обеспечить выполнение двух главных этапов на достройке судна «Капитан Смирнов»: начать швартовные испытания и принять питание на главный распределительный щит. Выполнение этой задачи возможно лишь при напряженной слаженной работе. К сожалению, этого не наблюдается. Ход работ на строительстве судна вызывает тревогу. Суточные задания выполняются лишь на 30-40 процентов. Срывается график закрытия удостоверений. Так, на шестое июня ни одно удостоверение месяца еще не было закрыто. Большим тормозом в работе является задолженность цехов машиностроения, ОМТС и ОСО. Отдел главного конструктора не обеспечивает оперативного решения вопросов, возникающих при проработке документации, которая отличается низким  качеством.

Тревога строителей сухогрузов типа «Атлантика» вполне понятна. Страна ждет наши уникальные суда, а дело тормозится из-за недобросовестного отношения руководителей отдельных цехов к выполнению заказов этой стройки. Возможно, у них найдутся объективные причины, которыми они будут объяснять свое отставание, но вряд ли можно принимать эти объяснения всерьёз, когда под угрозу ставится выполнение социалистических обязательств завода.

14.6.78г.
                Л. ХАСХАЧИХ