Донос. 32. Смерть Евлампии Тарасовны

Владимир Пузиков
32. ПЕРЕЕЗДЫ В КАЗГУЛАК, НИКОЛИНУ БАЛКУ.
СМЕРТЬ ЕВЛАМПИИ ТАРАСОВНЫ

В августе 1946 года семья Кононовых переехала в село Казгулак. Валентина Ксенофонтьевна работала учительницей, а для Ивана Михайловича подходящей работы не находилось. Он несколько раз ездил в село Петровское, обращался за помощью в трудоустройстве в райком партии и райисполком.

Наконец-то ему предоставили работу заготовителем в системе Потребкооперации в селе Николина Балка Петровского района, а супругу назначили директором школы.

В августе 1947 года семья Кононовых переехала в Николину Балку Петровского района. Сельский совет предоставил им жилье при школе, выделив под квартиру на двоих взрослых и четверых детей пустовавший класс.

Валентина Ксенофонтьевна проработала до 20 ноября 1948 года и сильно заболела. У нее отнялась левая рука, головные боли стали труднопереносимыми. Врачи поставили диагноз – паралич. Но она еще могла писать поурочные планы, по которым дочь Зинаида вела уроки: с утра – в первых-третьих классах, а во второй половине дня – во вторых-четвертых классах.

Мать наблюдала, как дочь учит детей, а после уроков делала ей замечания и наставления. Так продолжалось до января 1949 года, пока в школу не назначили нового директора – Пятницкого Михаила Николаевича.

З. И. Головко рассказывала: «…Когда маме стало совсем плохо, то я отвезла ее в больницу села Петровского. Врач сказал, что у нее серьезное заболевание, которое они на месте не лечат, и выписал направление в Ставропольскую краевую больницу.

Папа, Лена и я приехали из Николиной Балки в село Петровское на бричке, которая была в папином распоряжении, из больницы доставили маму на железнодорожный вокзал, купили проездные билеты, и я повезла ее в Ставрополь.

На вокзале нас встретила Бутенко Прасковья Яковлевна, мамина подруга по детскому дому, которая работала в Ставропольском крайкоме партии. На служебной машине мы привезли маму к дому, где была квартира Бутенко, подняли больную на второй этаж, вызвали врача. Врач-мужчина приехал на неотложке, осмотрел маму и сказал:

- Завтра утром позвоните мне, пришлю неотложку. Аккуратно уложите больную на носилки, спустите вниз, погрузите в машину и доставьте в больницу. Повторяю! Все делать аккуратно! Тряска ей противопоказана.

С утра мы с тетей Паней, я ее так называла, привели маму в порядок, переодели и отвезли в больницу. Я осталась с мамой, пробыла неделю, дежурила ночью, здесь же отдыхала на свободной койке, а потом уехала домой.

Через неделю тетя Паня вызвала меня в Ставрополь. Она сообщила мне шокирующую новость. Доктора поставили маме тяжелый диагноз – опухоль мозжечка. В то время сложные операции на головном мозге проводили нейрохирурги городов Москвы, Харькова и Ростова-на-Дону. Больной выписали направление в Ростовскую больницу, в отделение нейрохирургии. Тетя Паня и я помогали погрузить маму в самолет санитарной авиации, которым ее отправили в Ростов-на-Дону.

Я вернулась в Николину Балку. Отец сообщил плохое известие. Его сестра Пелагея Нетребко прислала письмо, в котором пишет о болезни их матери, а моей бабушки – Кононовой Евлампии Тарасовны.

- Бабушка больна. Это может плохо кончиться. Поезжай, хоть ты, может быть, застанешь ее живой, простись от нашей семьи, - сказал отец и заплакал.

Из села Петровского поездом я доехала до села Благодарного, а оттуда на попутном тракторе – до села Мирного. Помню, ехать в открытой прицепной тележке было очень холодно. Бабушку застала живой, время от времени она теряла сознание, бредила:

- Поля! Открой дверь… Там Валя стоит… Мы с ней вместе уйдем… Поля! Достань белый батистовый платок… Он в сундуке… В коробочке… Повяжите Вале новый платок… А я старом платке буду…»

12 апреля 1949 года бабушка Зинаиды – Кононова Евлампия Тарасована умерла. Похоронили ее в селе Мирном.

Через неделю Зинаида из села Мирного приехала домой, в Николину Балку. Вела уроки в младших классах, усиленно готовилась к сдаче выпускных экзаменов за 7-й класс.