Вернуться к книгам

Самая Счастливая Эльфийка
Вечер. Живым существом кажется светящаяся мягким светом лампа. Я беру одну из любимых книг и, удобно устроившись в мягком кресле, укрыв ноги пледом, читаю, читаю, читаю...
...А где-то гремят дискотеки, где-то пьются реки пива, да что там «где-то» - компании молодых людей с бутылками в руках собираются вечерами прямо под окнами, не дают спать детям, старикам, а также людям, уставшим после рабочего дня, не реагируя вовсе или резко отвечая на замечания прохожих...
Что мешает им прийти домой и провести свой досуг гораздо более интересно и полезно? Откуда стремление казаться «крутыми», употребляя алкоголь и выкуривая пачку-другую сигарет в день? Что сделало их дух - сонным, а мысль – ленивой? Чему они научат своих детей?

Мне вспоминается недавнее детство. Нам с сестрой на ночь читали сказки – Пушкина, Андерсена, Ершова; мифы Древней Греции и Древнего Рима; приключенческие романы Жюль Верна, Даниэля Дефо, Дюма; рассказы и повести Драгунского, Успенского... Теперешние же родители часто не бьют тревогу, когда их дети смотрят «Симпсонов» или «Телепузиков» - и вместо того, чтобы почитать чаду перед сном светлую сказку, попросту считают, что ребёнок воспитывается так, как нужно, а культура «идёт в ногу со временем». И не замечают, что культуры как таковой на телеэкранах и в радиоэфире стало значительно меньше, и – увы, не находят времени на книги.

Их и только их, молодых родителей, думаю, не совсем правильно в этом винить. Им приходится думать о том, как обеспечить ребёнка самым необходимым для физического выживания, и времени на то, чтобы, вопреки системе, вдумчиво воспитывать своё дитя, порой не хватает даже у тех, кто стремится к этому. Да и на чтение у них самих времени не так много, как хотелось бы. А потому сама собой напрашивается мысль:
правильной ли дорогой идёт общество, в котором людям некогда открыть книгу?

И, увы, в них самих, в родителях, иногда нет стремления к чтению, к заниям, к осмыслению жизни и своего в ней предназначения. Почему так происходит? Кто или что внушает людям стремление к бессмысленным, а порой и вредным «удовольствиям» вместо того, чтобы пропагандировать культурное времяпрепровождение?

Нельзя не отметить, что среди выпускаемых в настоящее время многотиражных изданий пристального внимания заслуживают далеко не все. Да и порой люди читают то или иное произведение только потому, что в моде его автор, или же поддавшись на зомбирующую рекламу.

Когда я задумываюсь о роли книги в современном обществе, мне вспоминается «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя. Диалог главного героя и букинистки мастерски рисует отношение многих людей к книге:
« - А среди них есть хорошие? – как-то спросила она меня.
- Иногда попадаются.
- А как это узнать?
- Я узнаю, когда читаю.
- Всё-таки это дело рискованное...
- А как вы определяете ценную французскую книгу?
- Ну, прежде всего проверяю, есть ли в ней иллюстрации. Затем смотрю на качество иллюстраций. Большое значение имеет и переплёт. Если книга хорошая, владелец обязательно переплетёт её как следует. Английские книги тоже в переплётах, но в плохих. О таких книгах очень трудно судить».

Продолжая ряд ассоциаций, упомяну рассказ Александра Белякова «Возвращение к книгам», опубликованный в журнале «Космоград» № 1 за 2004 год. «Даже чтение книг в середине ХХI века стало занятием нудным и необязательным, чем-то архаичным и устаревшим. Информация поступала к людям через встроенные в голову чипы... Не нужно было шевелить извилинами. А вот сфера развлечений работала на полные обороты...»

Параллель с современной ситуацией более чем очевидна. Ведь даже слово «клуб» в Королёве (в наукограде!) ассоциируется у многих молодых людей не с клубом, например, любителей поэзии, а исключительно с увеселительными заведениями типа «Браво», «Визави» и т. п.
Вот как характеризует ситуацию работник библиотеки им. Крупской, Наталья Евгеньевна Чистякова:

- К сожалению, школьники стали читать меньше. Не знаю, с чем это связано – с ЕГЭ или чем-то ещё... Перестали читать даже школьную программу. Впрочем, остальные как читали, так и читают – студенты, люди среднего возраста, пожилые королёвцы... Читают и детективы, и фантастику, и мемуарную литературу, и историческую, и документальную, и об искусстве... диапазон самый разнообразный. Когда нынешние школьники станут студентами – может, они больше будут увлечены книгой.
Библиотека делает для этого всё возможное. Регулярно проводятся мероприятия, приуроченные к памятным датам. Этим руководят заведующие, Лариса Сергеевна Колина и Наталья Николаевна Тарасова (зав. абонементом). Мы проводили вечер памяти, посвящённый Дню Победы, чествовали ветеранов... Был вечер, посвящённый Гоголю... Злободневные темы мы отражаем в своих мероприятиях. Литературные обзоры мы делаем в эфире Королёвского радио. Всеми способами мы привлекаем читателей, укрепляем позиции, отвлекаем их от телевизора и интернета. Прискорбно, что книга начинает отходить на второй план.

...В целом, по словам работников наших городских библиотек, нельзя сказать, что люди перестали читать вовсе. Однако нельзя не признать существования тревожных симптомов, свидетельствующих о том, что в определённых слоях населения книга начинает терять своё значение.

Остаётся надежда на тех, кого в Серебряном веке назвали бы интеллигенцией – писателей, учителей, режиссёров, музыкантов, учёных, библиотекарей и журналистов, главной задачей которых, на мой взгляд, сейчас является следующее: научить детей учиться, пробудить в них интерес к получению знаний, тщательно усыплённый теле- и радиоиндустрией, полной низкоинтеллектуального, а порой и просто неприличного мусора. Ведь именно интеллигенты-писатели в рассказе Александра Белякова смогли привить молодёжи любовь к литературе, так что «в городе М. считалось плохим тоном, если разговор не заходил о книгах».