Первопрестольная всегда была гостеприимна и благосклонна
к Людям открытым, искренним. Нравственно чистым.
На протяжении более полутора веков, одним из самых уважаемых
купеческих семейств в Москве был род Абрикосовых - многочисленный,
а со временем - очень и очень "разветвлённый".
Об "славных купеческих деяниях" (от производства сладостей,
торговлей ими до меценатства "по высшему разряду" - только одно
строительство "мансарды" Московской Консерватории успешно сберегло
городской казне около миллиона "золотых" рублей) этой почтеннейшей
фамилии и рассказано, и написано достаточно.
А я попытаюсь рассказать Вам об могучем "творческом ответвлении"
от основного "родового древа" - Андрее Львовиче, Александре Тихоновне,
Григории Андреевиче и Марине Михайловне (Кузнецовой) Абрикосовых.
Именно о Них и пойдёт моя неторопливая "песнь белого стиха" -
ибо только так и можно попытаться рассказать об этих весьма неординарных
людях - "Абрикосовых-Арбатских", а точнее - об "Абрикосовых-
Вахтанговских".
Сразу предупреждаю моего возможного читателя - я всегда искренне
любил, уважал, уважаю и буду ещё о-о-очень долго уважать и любить это
воистину "Благословенное Семейство", которое и я сам, и моя семья знавали
и в славе, и в горестях Благословенное Самим Всевышнем - Творчески,
Человечески, Нравственно.
А для подобного рассказа - подходит
исключительно "белый стих". Им-то я и попытаюсь
рассказать об этих Личностях, с кем мне посчастливилось
работать на одной Сцене и (не побоюсь этих слов) -
дружить до нынешних - весьма с-"мутных" времён.
Ничего того, что в обычае (статично-нудному
повествованию) у "биографов", а именно - свехточные
даты, тщательный перечень сыгранных и репетировавшихся
ролей, многословных цитат из многочисленных рецензий
Их современников - не будет.
Будет исключительно моя личная точка зрения
на прекрасных Людей, а не очередная "версия"
об известнейших "Творческих Работниках" прекраснейшего
России(хотя рассказывать об Абрикосовых и не коснуться
их "актёрской сути" - не реально).
Но, повторяю, -
это будет только моя личная "точка отсчёта".
Ведь и помимо меня есть великое множество
общеобразовательных "источников информации" -
газетные и журнальные статьи и вырезки, кино-
и телехроника, театральная и кинокритика, пожелтевшие
от времени программки триумфальных премьер, афиши -
рассыпающиеся от времени, прекрасно написанные,
профессионально отредактированные и отлично изданные
мемуары Их коллег-современников. Читайте их...
А начинать надо с самого начала - с Фундамента...
Фундаментом Абрикосовых-Вахтанговских, которых лично
я знаю более сорока лет, а моя семья - ещё с довоенных
времён, была абсолютно естественные для Них - Вера
и элементарная (для Них) человеческая Порядочность,
основанные на непоколебимости моральных устоев
и редчайшей доброжелательности, заложенные
в Них генетически :
"М о г с д е л а т ь д о б р о е д е л о,
н о н е с д е л а л - т р и ж д ы п о д л е ц !"
Во времена становления российского купечества
об всеобщей грамотности российского народонаселения
можно было только наивно мечтать и по-этому основой
взаимоотношений было не просто "золотое правило",
а - Неписанный Закон :
"С л о в о к у п е ч е с к о е -
д о р о ж е з о л о т а !"
Только основываясь на абсолютном доверии
к партнёру и велись дела, которые у некоторых
вскоре становились "миллионными".
Именно таким ярым "законником" и был основатель
Рода Абрикосовского - Степан, по прозвищу "Абрикосов",
дворовый человек помещиков Левашовых, что из села
Троицкого, Чамбарского уезда Пензенской губернии
Российской Империи (на чём, частично, видимо
и "погорел", подразорившисмь к 1814 году).
И прошло-то ведь всего четыре поколения,
но уже более 150 потомков достославного рода
расселились по Матушке-Земле - кто-то за Океаном,
кое-кто поближе - "В Европах" (и в Крыму), и -
в Первопрестольной...
Об двух Академиках -
отце и сыне Абрикосовых (Алексее Ивановиче
и Алексее Алексеевиче) "речи" моей здесь не будет,
хотя выдающиеся заслуги отца в паталогоанатомии
(Герой Социалистического Труда и Лауреат Сталинской
Премии), а сына - в (тоже Премия, но уже - Нобелевская),
были не менее знаменательны в том роде деятельности,
которую они избрали, став в разные годы действующими
Академиками СССР и США.
Отмечу, что имеются очень "весомые"
доказательства того, что Лауреат Сталинской Премии -
Народный Артист СССР Андрей Львович Абрикосов немало
способствовал прекращению преследования своего
дяди по делу "Кремлёвских врачей-убийц".
Да и мой матушке, когда нас вернули со
"сталинского курорта" в заброшенной северной
деревеньке Волоковая, Он одним своим звонком помог
решить проблему с её трудоустройством в тогдашнем
Центральном Транспорта, а впоследствии -
в Малом.
В 1970 году, встретив в "старом" Бутово
своё "юридическое" совершеннолетие, я готовился
к призыву на службу в ВМФ СССР.
"Семейный совет" решил, что я должен принять
"таинство крещения" в нашем "родовом" Храме -
церкви святителя Николая Мироликийского, на родине
прадеда - Рогожском посёлке Москвы (по строгому,
"единоверческому" канону). Матушка - позвонила.
Андрей Львович согласился стать моим "крёстным".
"Чудны дела Твои, Господи!"...
А вот на московской, во все времена
богатой талантами, Сцене, с 30-х годов 20-го века,
одной из самых ярких артистических личностей стал
правнук Степана "Абрикосова" - Андрей Львович.
О том, что это был далеко не самый "неслабый"
Артист того - революционного, а значит - дерзкого
и порою (но только не в случае с Андреем) самонадеянного
поколения, говорит тот факт, что автор "Тихого Дона",
на роль Григория Мелехова(этого Мученика Революции)
в первой экранизации романа(1930 год, режиссёры И.Правов
и О.Преображенская)одобрил именного Его - совсем юного
(всего-то - 23 года!) вчерашнего слесаря и почти
неопытного в "актёрском деле", а увлекающийся,
но весьма "прагматичный" в работе Николай Охлопков,
в своей первой постановке Шекспира, в роли Мавра
не видел никого иного(хотя работа над образом
у Абрикосова, тогда - "единственного", шла очень
и очень проблемно).
Не менее успешными были Его дальнейшие
работы у Николая Охлопкова - и в "Аристократах",
и в "Угрюм реке" (в роли Прохора Громова),
в Его прославленном Реалистическом .
Художником-постановщиком этих спектаклей,
был подлинно "революционер от сценографии" -
"нарисовавший" множество других прекрасных спектаклей
у Охлопкова. А став главным художником Малого -
экранизированную "Вассу Железнову" и несколько
прекрасных кинофильмов - "Светлый путь"
и "Особые гастроли", а "заодно" - Московский
Фестиваль Молодёжи и Студентов 1957 года -
Борис Георгиевич Кноблок.
В одном "приватном" разговоре,
известный кинематографист Борис Генрихович Вельшер
мне "по секрету" поведал об одном интереснейшем
"житейском эпизоде", прекрасно характеризующим
Андрея Львовича, как хлебосольного хозяина
и весьма "увлекающегося" Человека.
Абрикосов-отец, после удачного съёмочного дня
в "Секретаре обкома",возвращался домой в Высотку
на площади Восстания вместе, с тогда ещё "периферийный",
Владимиром Самойловым и Борисом Вельшером - молоденьким
вторым режиссёром "Мосфильма" и дежурным администратором.
Решили "отметить" свою хорошую работу прямо в 21-й "Волге",
но при этом Андрей Львович совершенно упустил из внимания,
что у Него в этот день - огромного значения, весьма
"немаленькое", семейное торжество. Машина сделала
три круга вокруг Высотки (Андрей Львович трижды "посещал"
кабинет директора находящегося в доме "Гастронома",
возвращаясь с пакетами).
В итоге - было выпито три пол-литровочки
медалированной "Столичной" и Андрей Львович попал
под маленькую, но - "горячую ручку", своей супруги
Александры Тихоновны, которая весь вечер ждала
Его за накрытым со знаменитым на всю
театрально-кинематографическую Москву семейным
"гвоздём программы" - запечённой в духовке уткой
с яблоками.
Удачный съёмочный день было решено
отпраздновать ещё разочек - "капитально"...
Вот так, в кругу коллег-друзей Абрикосов-отец,
отметил 37-летие своего брака с Александрой Тихоновной -
матушкой Григория Андреевича. А Владимир Самойлов
выехал в Горький только утренним поездом
(на вечерний спектакль - не опоздал).
Очень плодотворно работал
с Андреем Абрикосовым великий Сергей Эзенштейн.
Его воевода Гаврила Алексич в "Александре Невском" -
роль далеко не "второго плана", - глубоко символична.
Он - умудрённый воин, эталон воинского долга,
не только спасает Героя Средневековой Руси -
юного князя Александра Невского, но и буквально
"из под носа" уводит невесту у своего кинематогра-
фического "соперника" - Николая Охлопкова
в роли несколько "анархиствующего" Васьки Буслая.
В гениальнейшем "фильме на века", единственным
нравственно достойным "противовесом" Ивану Грозному-
Николаю Черкасову, является именно Митрополит Филипп-
Андрей Абрикосов.
Не случайно, что до выявления всей подлинной
"актёрской мощи" Олега Ивановича Янковского,
ни советские, ни потом - российские режиссёры
не решались на экранизацию, исторически сверхсложной,
"Эпохи Предсмутной".
В их "артистической обойме" не находилось Артистов,
способных на работу над такими противоречиво-героическими
характерами: Иван Грозный, князь Курбский, Малюта Скуратов,
Митрополит Филипп.
К сожалению с приходом новой
"исторической реалии" порядком подзабыта
прекрасная работа Андрея Львовиче в заглавной
роли фильма "Степан Разин", исторически очень
реалистично снятого прекрасным режиссёрским дуэтом" -
Иван Правов и Ольга Преображенская, в тоже
весьма "смутном" 1939 году.
На съёмках этого замечательного фильма,
частично проходивших в дельте красавицы Волги,
Андрей Абрикосов очень опасно заболел (скорее всего -
брюшным тифом), но мастерство медиков и могучий
молодой организм победили смертельную болезнь.
Видеть "вживую" работ Абрикосова-старшего
мне почти не посчастливилось, но люди, вкусу
которых я не могу не доверять (старшее поколение
вахтанговцев, Б.Г.Кноблок - человек безукоризненного
вкуса, сценограф и многогранный художник, сама одна
из талантливейших "Вахтанговских детей", прекрасный
литератор - друг детства и юности Григория Абрикосова -
Анна Владимировна Масс, да и моя матушка - обучавшаяся
танцу у Ирмы, приёмной дочери Айседоры Дункан
и танцевавшая у Всеволода Мейерхольда и в Московской
Оперетте в 30-40 годы, знавшая именно "театрального"
Андрея Львовича в тех лет) не один раз говорили мне,
что в те годы, в театральной Москве равных Ему было
не более 7-9 человек - Михаил Царёв, два Бориса -
Ливанов и Бабочкин, оба Николая - Мордвинов и Хмелёв,
Алексей Дикий, Игорь Ильинский (в лучших своих работах)
и Николай Павлович Охолопков - всё более уходивший
в режиссуру.
Долгие годы поклонники вахтанговского
вспоминали о величии трагедии Его Жана Вальжана
в "Отверженных" Виктора Гюго. Особенно - после
французского кинофильма с Жаном Габеном...
Невольно сравнивали работы этих великих Мастеров.
Спорящие обычно соглашались, что "сравнивать" -
бесполезно: одно дело - "белый" киноэкран, а иное -
живая театральная Сцена, где (не буду дальше продолжать
эту мысль - Вы всё отлично понимаете, что нельзя
сравнивать игру двух великих Артистов, что любое
"сравнивание" - удел или профессиональных критиков,
или - дилетантов)...
В Ленинграде - подлинные Титаны советских
и Кино -Николай Константинович Черкасов
и Бруно Артурович Фрейндлих.
О любвиобильности мужчин из рода
Абрикосовых в Москве (и не только в ней) ходили
легенды. Что-ж, друзья...
В числе великого множеств Талантов,
дарованных Господом русскому Человеку, есть такие -
увлечённость и неистовость. Работой, гражданским
и человеческим долгом. Своими страстями. Бывало...
Но будьте уверены - более нравственно чистых
людей я мало встречал в артистической (не говорю
об т.н. - "богемной") среде, которую неплохо
знаю с самого раннего детства.
Практически про любого "актёра", а уж тем-более
про таких "зубров", как Отец и Сын Абрикосовы, великое
множество "легенд" ходило и доныне ходит в "Стране-
Закулисии". Но вот в чём никто и никогда, даже при
всём своём жгучем желании, не мог обвинить Их -
так это в театральных "склоках", "разборках", не говоря
уже о "подставах" и уж тем-более -
измене, или предательстве.
Я сам много раз видел, как уже больной,
Григорий Андреевич нежно ухаживал за уже неизлечимой
Мариной Михайловной, которая в годы блистательного
рассвета своей сценической и кинематографической карьеры,
мужественно и решительно ушла со сцены и "из кадра",
для того, что-бы Её любимый "Гришенька" был абсолютно
спокоен за нежный покой в своей домашней "цитадели".
Подобных примеров лично мне ведомо всего пять -
Ариадна Гельц-Тур,
Наталья Львовна Масс,
сама Марина Михайловна,
Констанция Францевна Роек,
которая после замужества
на Виталии Дмитриевиче Доронине и рождения
дочери Елены (прекрасной "иллюстрации" отрицания
утешительной для многих "побасенки" о "детях гениев",
увы - покойной), почти "ушедшая в кулисы" Малого .
В "арьергарде" этого истинно героического "списка" -
Муза Викторовна Крепкогорская, которая была
не просто нежной женой, а - настоящим "психо-реаниматором"
Великого Русского Артиста Георгия Александровича Юматова,
на которого в последние годы Его жизни была объявлена
настоящая травля - мерзкая, жестокая,
бессердечная, постыдная.
Отдельного и очень серьёзного "разговора"
заслуживает восстановление, а точнее - "академическое"
строительство разбомбленного в первую бомбардировку Москвы
здания им. Вахтангова - 23 июля, когда во время
ночного дежурства на крыше , погибли безымянный (увы!)
пожарный и прекрасный Артист и педагог - первый театральный
наставник (и учитель "правил хорошего тона") А.Д.Папанова
в Д.К.завода "Каучук" - Василий Васильевич Куза,
о котором Анатолий Дмитриевич тепло вспоминал всю
свою нелёгкую жизнь.
Об том, что он увидел на Арбате в этот день,
в своём трагическом стихотворении рассказал
Павел Григорьевич Антокольский - старейший вахтанговец,
режиссёр, драматург и прекрасный поэт.
Личная "симпатия" Иосифа Виссарионовича Сталина
к одному из своих "любимцев" (в будущем - директору )
весьма благоприятно сказалась на том, что Столица получила
самое современное и оборудованное по самому последнему
слову театральной техники тех лет, здание на Арбате-26,
радующее всех нас с открытия сезона 1952 года
и по сей день.
(Правда благополучное возвращение вахтанговцев
из эвакуации в Москву, не обошлось без рискованной
"маленькой армянской хитрости" Анастаса Ивановича
Микояна - давнего и преданного поклонника
вахтанговского Театра).
Г р и г о р и й А б р и к о с о в -
"П а н а т а м а н
Г р и ц и а н Т а в р и ч е с к и й".
Вот уж кого-кого, а Его, - "Поцелованного Богом"
Артиста, почти невероятной даже для вахтанговской Сцены,
"всеобъемлющей" драматической мощи, Капризная Дама -
"Планида Актёрская", навечно заставила носить "маску"
анархиствующего борца против Советской Власти, "крепкого
мужика" - "Пана атамана Грициана Таврического".
На сегодняшний день Абрикосова-младшего
(если не считать кино- и телезрителей, да тех
вахтанговцев, кому сейчас далеко "За 35-ть")
помнят по Его работам на сцене, по всей России
не более четырёх десятков тысяч человек.
А ведь это был ярчайший - именно
драматический Талант, которому даже в годы
"славного советского театра" завидовали очень
и очень многие "заклятые друзья-коллеги",
которых и самих, как говорится - "Бог не обидел".
Мало я видел более пронзительных сцен, чем в спектакле
"Господа Глембаи" с Его и Юрия Васильевича Яковлева
участием, которые я помню и по сей день.А Его :
"Хочу я зрителю сказать теперь
В начале представленья -
Театр - Отец, Театр мне - Мать,
Театр - моё предназначенье.
Играл в провинции мой дед
И покорял партер и ложи.
И мой пра-правнук рампы свет,
Когда-нибудь увидит тоже...
Не признаю я тишь, до гладь -
Люблю восторг и вдохновенье -
Театр - Отец, Театр мне - Мать,
Театр - моё предназначенье!"
Эти Его куплеты из "Льва Гурыча Синичкина"
всегда вызывали у переполненного Зала, как минимум -
тройное бисирование. И Григорий Андреевич,
как-бы нездорово себя не чувствовал в последние годы,
снова и снова выходил к рампе и благодарил Зрителя,
а мы - "монты", на "всякий пожарный" стояли
за кулисами и видели то, чего зрителям видеть
не должно - струящийся липкий пот и почти
полуобморок от огромной усталости,
этого Могучего Героя.
Он не "играл репертуар", Он - жил на Сцене.
Так было во "Фронте", в "Ожидании", "Будьте здоровы".
Так было в "Мещанине во дворянстве", "Потопе,
"Неистовом гасконце" и "Однажды в Калифорнии".
И особенно - в "Великой магии", где Он - нежно любящий
свою смертельно больную дочь (Светлана Переладова - ужасно
ушедшая из жизни в страшную жару июля-августа 1984 года),
а Он - большой и сильный Человек (Отец!), не в силах
Ей помочь и хотя-бы на миг оттянуть то безжалостное
мгновение, когда для Его Любимой Дочери закроется
"последний занавес" в Её юной жизни.
Елена Борисовна Добронравова - невероятно
красивая необычайной чистоты необъяснимой небесно-
душевной красотой, сокурсница Григория (курс первой
Адельмы, истинно трагической вахтанговской актрисы -
Анны Алексеевны Орочко) всегда с радостным восхищением
вспоминала Их совместную работу в "Фоме Гордееве".
Именно эта постановка, мудрого в своём величии
Рубена Николаевича Симонова, открыла всей Стране,
а не одной только театральной Москве, новую театральную
Личность - Григория, сына Андрея Львовича Абрикосова,
всего два года, как выпорхнувшего из могучего
"Щукинского гнезда".
"Фома Гордеев". И было это почти шестьдесят
лет тому назад в лето 1956, от Р.Х. - Отец и Сын
Абрикосовы, впервые вместе, на ставшей Им родной
Сцене Московского Академического Театра имени
Евгения Вахтангова и за целых одиннадцать лет
до всенародной "Свадьбы в Малиновке".
Абрикосов-сын в 1969 году в прекрасном спектакле
и его теле-версии - "Оперативной командировке", играет
Человека-Легенду - бесстрашного Разбойника-романтика,
Комбрига-анархиста - Григория Ивановича Котовского
(через два года после татушкинской "Малиновки").
До Него этот сложнейший и противоречивый
человеческий характер смог воплотить на кино-экране
великий "Арбенин" 1941 года - Николай Дмитриевич Мордвинов.
Их талантливый преемник - Владислав Борисович Галкин,
родится только в 1971 году, а Его "Котовский" выйдет
на телеэкран лишь через полвека - в ещё о-о-о-очень
да-а-а-лёком 2010 году.
"Г Р И Ц И А Н А Р Б А Т С К И Й",
или - "Великая магия" имени Григорий
Андрей Львович блестяще воплощает образ
Григория Мелехова в 1930 году таким, каким
этого Мученика Революции видел автор
эпохального романа-летописи.
Родившегося в 1932 году сына нарекает этим -
"опасливым" и очень редко встречаемым на Руси
(после "Первого Смутного Времени") мужественным именем.
Абрикосов-сын блестяще воплощает на Сцене и телеэкране
сложнейший образ Григория Котовского в 1969 году,
но входит в историю советского кинематографа под "имечком"
своего другого анти-"героя" - "Грициан Таврического",
блистательно сыгранного Им, со свойственным Абрикосовым,
естественным для Них мастерством, в 1967 году,
в прекрасной музыкальной комедии Бориса Александрова
(либретто - Л.Юхвида и Г.Ярона) "Свадьба в Малиновке",
где Он играет вместе с Андреем Львовичем -
своим Отцом "по-жизни" и по-роли.
"Бодрый", "Непоседливый", "Помнящий" -
сильное, быстрое, но и, несколько, - злое имя.
Ему свойственны - повышенная душевная чуткость,
зачастую - ранимость. Недоверчивость и осторожность.
Он очень не любит, когда Им командуют в мелочах,
но внимателен к разумному совету (даже если этот совет
исходит от не особенно "приятного", для Него и Его друзей,
не всегда благожелательного человека).
Очень разборчив в общении.Конкретен в своих поступках.
Ненавидит наступающих не только Ему на "больное место",
но мгновенно устремляется на помощь своим, попавшим в абсолютно
любое жизненное "неуютство", друзьям.
"Денди", в самом лучшем значении этой характеристики.
Он всегда тщательно выбрит, всегда "с иголочки" одет-обут
от самых лучших мастеров своего города (даже если это будет -
какая-то "Самая дырявая Дыра" провинциальной России).
Подражает не Он - подражают Ему, с Его природным умом
и вкусом (оттого и преследуют Его постоянно и повсюду
завистливые взгляды Его весьма многочисленного "окружения").
И З С Т Р А Н Ы "З А К У Л И С И И"
Это очень хорошо известно всем "людям театра" -
у каждого спектакля, идущего на Сцене, или уже сошедшего
с текущего репертуара, кроме афишного наименования,
есть и своё внутреннее "имечко" (для "внутреннего
пользования").
Так прекрасный "Антоний и Клеопатра" у вахтанговцев
именовался несколько фамильярно : "Клёпа".Отличнейший
"Степан Разин" (с безукоризненной режиссурой Михаила
Ульянова и, как всегда в Вахтангове - великолепнейшей
хореографией массовых сцен - Мариса Рудольфовича Лиепы),
звался несколько усмешливо : "Скоморохи".
И так далее - много-чего можно припомнить весьма
и весьма интересного из жизни разных Театров...
Но и Артисты - от "кушать подано" до "зубров",
имеют свои "внутренние" имена.Театр Вахтангова -
не исключение из этих всеобщих никем не писанных
"правил".
Далеко не всегда эти "прозвища" лицеприятны
и лестны, по отношению к носящим их (мне, увы, известны
очень многие), но "имячко" Абрикосова-младшего (а точнее -
те искренние интонации, с какими оно произносилось)
было подлинной иллюстрацией всеобщей любви "закулисии",
когда говорили о Нём, произнося Его "псевдоимя".
"Пана Атамана" можно было услышать и у монтировщиков,
и у осветителей. Им грешили - "реквизит", костюмеры,
пожарные и мастера театрального грима.
Да и коллеги не забывали (забывшись).
"Планида"...
Когда в самом конце 70-х годов сложилась
наша "банная команда" - Ваш покорный слуга,
Андрей Ярославцев, реквизитор Серёга Песков,
"иррегулярно" - "Тоха" (Анатолий Меньшиков -
блестяще игравший в "Ричарде третьем" лорда Хестингса,
"в очередь" с Григорием Андреичем) и Он сам, я как-то
исподволь, что-бы не только Его ухо резало пошловатым
"имечком", стал обращаться к Нему "Грициан Андреевич",
"Грициан Арбатский", или вообще - "Комбриг".
Несколько раз мы ходили в Сандуны, но "трёхрублёвый"
снобизм этих бань к нам "не прилип" и в итоге мы облюбовали
бани Астраханские, как более "народные", где почти ни кто
не лез к нам (а точнее - к "Грициану") со стандартными
100-граммовыми предложениями (употреблять которые приходилось,
в основном, мне), где был отличный сухой пар.
Забота о вениках - берёзовых и особенно любимых Андреичем -
дубовых, тоже лежала на мне - экс-к.м.с., периодически
подрабатывавшему у "балетных" редкими сеансами пост
тавматического массажа, без дружеских сеансов которого
"Комбриг" последние пять-шесть лет, с трудом восстанавливал
свою "офицерскую" выправку, которая так выгодно "оттеняла"
Его от "блеска" более молодых людей (в том числе и - коллег)
и в Театре, и в "благородном собрании" ВТО, и
(чего греха таить!) - в фойе ресторана
гостиницы "Белград".
Н Е П Р И З Н А Ю
Я Т И Ш Ь,
Д А Г Л А Д Ь.
Мне не хотелось писать эти последние строки,
но хорошенько поразмыслив и всё взвесив, я всё-же решил,
что - надо.
Григорий Андреевич, все свои последние годы, начиная
с достославной "перестройки", как и добрые 95% Его коллег-
ровесников и ровесниц, практически не был занят ни на Теле-
видении, ни в Кино, а "нововведения" в реалии российской жизни
требовали очень и очень значительных "вливаний" и в медицину
(особенно для Него - в первую очередь, из-за болезненного
состояния матери - Александры Тихоновны, прогрессирующей
болезни супруги - Марины Михайловны, да и Его самого -
Несгибаемого), и в "бытовуху", которая стремительно съедала
все Его театральные и кинонакопления.
Вообще-то, глядя на Его запущенный дачный участок под Чеховым,
где так и не была построена хотя-бы деревянная "сараюшка" -
я справедливо сомневался в реальности оных.
Практически единственный надёжный и неутомимый
(внешне) кормилец Семьи - Он неустанно был вынужден
"делать бабки", как говорят теперь ровесники Его внука.
Всё та-же ответственность.
Прежде всего - перед собственной Совестью:
"Слово купеческое - дороже золота!".
А Он дал это Слово - тогда, в теперь
уже очень далёком 1958 году, когда талантливая,
удивительно очаровательная (даже по строжайшим
театральным "меркам") и робкая Марина Кузнецова
вошла в нерушимую Семью-"клан" (не без "опаски").
Концерты, десятки и сотни концертов-встреч,
бесконечные разъезды "по городам и весям"
бескрайней Страны - Экс-СССР.
Переполненные сверхблагодаными Зрителями Залы,
в которых единственные подлинные знатоки
и ценители Его неувядающего Таланта знали,
что Он - не подведёт и приедет.
Зимой - в Омск, Ижевск, Челябинск,
Алма-Ату, Иркутск, Мурманск, Архангельск,
Воркуту, Хабаровск,
Летом - в Одессу, Ялту, Феодосию, Сочи,
Новороссийск и Сухуми, Пятигорск.
В Таллин, Ригу, Ташкент, Тбилиси, Баку,
Минск, Кишинёв, Киев, Вильнюс, Ленинград -
в любое время года, в любую непогоду.
Зал всегда видел в Нём - Себя,
свою молодую и горячую Нежность и Силу,
Свою гордую и дерзкую Мечту.
Зная Его гордость, обязательность, трудолюбие -
я ничуть не сомневаюсь, что в свои последние мгновения,
ничуть не веря, что в какие-то шестьдесят лет, Ему не станет
силы выйти на планшет отрадной Его сердцу с самого раннего
детства Сцены, Он - не думал об "вечном покое" -
Он жил словами Его (и - Отца)гимна:
"Т Е А Т Р М О Ё П Р Е Д Н А З Н А Ч Е Н Ь Е !".
П Л А Н И Д А
Актёрская. Российская: "Вначале - изувечим, потом - увековечим!"
(Ярослав Смеляков)
Во-истинну - чудны Дела Твои, Господи!
В 2008 году весьма скромно отметили
Столетие Андрея Львовича,
Григорию Андреевичу в 2012 году
исполнилось-бы 80 лет,
в 2013 году - 40 и 20 лет (соответственно),
как Их не стало,
уже 15 лет, как нет в живых Марины Михайловны.
Народный Артист СССР, Народный Артист РСФСР,
Заслуженная Артистка РСФСР - одна Семья,
единая жизнь в Искусстве Великой Страны.
А мемориальной доски на Смоленской-10,
ни на Кудринской-1, где долгие годы
Они жили и откуда Они один за другим "ушли"
на 7-ой участок Ново-Девичьего,
как не было, так и нет.
У Нас, что - так принято???...
P.S.: Об Памятнике в Москве
(где-нибудь в районе Смоленской площади),
я - не мечтаю...
Но теперь, когда Крым вернулся с состав России,
его уроженцу - Народному Артисту СССР
вполне достойно было-бы быть монументально
увековеченным на Его "Малой Родине"...
На чёрного гранита постаменте - "артиллерийского"
чугуна "Гаврила Алексич" (или - "Степан Разин")...
(Редакция - 29 сентября 2014 года).