Взаимодействие

Орехов Сергей
Сергей Орехов




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(фантастический рассказ)




Рыжего мучила жажда — верный симптом отравления, — и потому он рвался в разведку. Была моя очередь идти, но я уступил ему. Уступил не потому, что боялся идти, нет. Просто в разведке Рыжий мог найти воду — единственный для него шанс выжить; и чем скорее он найдет воду, тем лучше для него.


Вчера, во время выхода на поверхность, когда мы все собирали съедобные камни, Рыжий стоял в охранении. Его пост был самый дальний и потому, когда земля затряслась под приближающимися шагами Варкулов, и в сумрачной вышине вспыхнул яркий огонь, озаряя все вокруг ровным неживым светом, и Варкулы обрушили на нас свои страшные удары, от которых содрогалось плато, Рыжий уходил в числе последних, стараясь отвлечь внимание Варкулов на себя, давая тем самым возможность племени скрыться, спасая многих из нас от страшной смерти. И уходил он через Белую Осыпь что в Сырой Пропасти.


Белая Осыпь — это коварное образование, появившееся не так давно, и наши разведчики сначала безбоязненно выходили по ней на поверхность. Но через несколько дней они стали умирать один за одним непонятной смертью.


Старейшины говорили, что они слышали об осыпях еще коварнее, от ядовитых испарений которых вымирало сразу по половине племени. Еще они рассказывали про ядовитые облака, спускавшиеся с плато в наше подземелье, и тогда погибали почти все, кто не успевал спастись бегством. Но облака быстро рассеивались, а осыпи могли неделями отравлять воздух нашего замкнутого подземного мира.


И вот вчера Рыжий возвращался по этой осыпи. И все понимали, что Рыжий обречен. Поэтому ни я и никто в племени не протестовал, и пустили его первым. И уж если не вернется он, тогда пойду я.


Рыжий решил выходить на плато через Длинное Ущелье. Вчера через Длинное Ущелье выходило все племя, и Варкулы этого не заметили.


Я сказал ему, что вчера выходили ночью, а сейчас хоть и ночь, но на поверхности горит этот подлый Огонь Вышины, а значит, Варкулы где-то там, на плато. Тем более, что сверху доносится непонятный гул, и его, Рыжего, затея — ничем не оправданный риск.


Рыжий сказал, что если на то пошло, то ему все равно, где и от чего погибать. И еще он добавил, что если не найдет воду, душе его придется искать другую оболочку.


Я не стал спорить. Я решил выходить там, где Варкулы не ждут — рядом с Белой Осыпью, по самой кромке Сырой Пропасти, пробираясь вверх по Синей Скале. Предания стариков рассказывают, что Синие Скалы на огромной высоте становятся белыми, и там можно найти пещеры, в которых пищи хватит всем на много лет, и те, кто туда проберется, будут жить припеваючи до скончания дней, в полной недосягаемости для Варкулов.


И вот Рыжий ушел. Сверху, с плато, продолжал доноситься непонятный гул, но грозит ли он опасностью или нет — не знал никто. Мы ждали, затаив дыхание. Время шло, и на плато, похоже, ничего не происходило. Старейшины собрали племя и объявили, что сейчас будем выходить и объяснили еще раз кому куда идти и чем заниматься. Мы подошли к выходу из Длинной Пропасти. Неподвижные отсветы Огня Вышины лежали на отвесных стенах Синих Скал, придавая им неестественный зеленоватый оттенок. Первым пошло вверх охранение.


И вдруг раздался грохот поступи Варкула. Неимоверной силы удары потрясли своды, грохот наполнил подземелье; от этого грохота подкашивались ноги и останавливалось дыхание.


Все в панике бросились назад, в темноту. А когда, опомнившись, опять собрались вместе, никто ни о чем не говорил, стояли и молчали, сбившись в плотную толпу. Без слов было ясно — Рыжий погиб.


Все молчали и отводили глаза. Я, не прощаясь, направился к Сырой Пропасти. Кто-то бросил мне вслед ободряющие слова, но они прозвучали ненатурально, и я даже не оглянулся. Я знал на что иду. И ради чего — тоже знал.


Многие не вернулись с плато, но другого выхода у нас не было. Когда-то давно наше племя смелое, гордое и сильное вынуждено было оставить Зеленые Леса. Зимы с каждым годом становились суровее, а в подземельях всегда было тепло, а на плато всегда можно было найти пищу. Если бы не Варкулы, нам бы не пришлось днем прятаться в темноте провалов и вести ночной образ жизни.


Вот и Синие Скалы. Я стал карабкаться вверх, гоня прочь назойливые мысли о смерти. Вот и ровный край блестящего коричневого плато. Я поднимаюсь все выше и выше. Оглянулся... и увидел то, что осталось от Рыжего. Его размозженное тело лежало почти на самом краю Длинной Пропасти. У противоположной Синей Скалы сидел Варкул, огромный и страшный. Видит ли он меня? У меня все сжалось внутри, и я чуть не сорвался со скалы вниз. А может быть, Варкул меня не заметил? И тогда я доберусь до пещер в белой вышине, а потом приведу за собой и все племя? И я двинулся вверх. Я торопился насколько это было возможно и не сразу услышал... Огромная тень, распластавшись по Синей Скале, накрыла меня. И тут же на мое тело обрушился кошмарной силы удар. В глазах моих полыхнул огонь, в груди захрустело, но я чудом удержался, вцепившись в неровности и выступы скалы. Последовал второй удар. Последней искрой сознания я понял, что падаю... Падаю... Долго падаю... Теперь страшный удар о плато... Я еще жив!!! Стремительно приближается что-то огромное... Короткая вспышка то ли света, то ли боли... Все...



Катушка с пленкой на магнитофоне продолжала крутиться, но запись на ней кончилась. Я с досадой снял наушники. Уши болели от долгого прослушивания. Я закурил и окинул кухню случайным взглядом. Из-под плинтуса выскочил таракан и побежал к мусорному ведру. Я поднялся, снял тапок и прихлопнул его. Потом опять сел. Магнитофон продолжал вращать бобины, но из наушников доносился лишь слабый шорох чистой пленки. И тут я увидел второго таракана. Он нагло полз по стене, и главное, там, где я вчера насыпал "Боракс". "Вот гады! — подумал я. — Ничего вас, паразитов, не берет!" Я опять снял тапок, сбил таракана со стены на пол и раздавил в лепешку. Опять вернулся к магнитофону, который гудел в ночной тишине словно трактор. Лента почти вся перемоталась, осталось метров двадцать. "Видимо, дальше тоже чисто", — подумал я и нажал кнопку "Стоп".


г. Барнаул 1988г.