Финал Восточного марша JG. 6 Хорст Вессель

Олег Каминский
На снимках: Бруно Ворм, кадр из фотокинопулемета, Юрий Гольберг.

     Так уж получилось, что из многих тысяч воздушных побед, одержанных советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, в кадры нашей кинохроники попал всего лишь один эпизод пленения вражеского летчика-истребителя. Немецкий летчик, которому «повезло» стать звездой советского киноэкрана, был из состава 6-й истребительной эскадры Люфтваффе, но об обстоятельства его пленения и попадания в кадр будет сказано чуть позже, а пока – небольшой экскурс об истории эскадры…

     6-я истребительная эскадра «Хорст Вессель» (Jagdgeschwader JG.6 «Horst Wessel») свое имя получила в наследство от эскадры ZG.26 «Horst Wessel». О действиях ZG.26 на Восточном фронте в 1941-1942 годах уже достаточно подробно рассказывалось («Восточный марш ZG.26 «Хорст Вессель»). Тогда эскадра была вооружена тяжелыми многоцелевыми самолетами Ме-110, которых называли «церштёрерами», т. е. разрушителями и, на которые руководством Люфтваффе возлагались большие надежды в завоевании господства в воздухе. Но времена первых удач «церштёреров» давно прошли: их тактико-технические данные были гораздо ниже современных советских истребителей и самолетов англо-американской авиации. В боях с ними «церштёреры» стали нести огромные потери, поэтому ими в основном стали вооружать части ночных истребителей. А эскадры «церштёреров» были переформированы в обычные истребительные эскадры. Так на свет появилась 6-я истребительная эскадра «Хорст Вессель», которая была сформирована в июле  -  ноябре 1944 года из остатков штаба, I. и II./ZG.26, а также из I./JG.5. 

     Переоснащенная фронтовыми истребителями Ме-109 и ФВ-190, с августа 1944 года эскадра сражалась с превосходящими силами англо-американской авиации над Францией, где понесла тяжелейшие потери. Огромными были потери эскадры и во время немецкого наступления в Арденнах в декабре 1944 года. Но особенно опустошающими были потери, при проведении крайне неудачной воздушной операции «Опорная плита» («Bodenplatte») 1 января 1945 года. В тот день из личного состава эскадры было безвозвратно потеряно сразу 23 летчика, в том числе командир эскадры подполковник Йоганн Коглер, командир группы майор Гельмут Кюле, командиры отрядов капитаны Норберт Кац, Вильгельм Киндлер и Эвальд Трост, а также обер-лейтенант Лотар Герлах.
 
     После катастрофических потерь, эскадра была наспех пополнена молодняком, лишь недавно окончившим летные школы, и в середине января 1945 года спешно переброшена с Запада на Восточный фронт, где как раз, 12 января, началось крупное наступление советских войск, известное как Висло-Одерская операция войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

     Командовать эскадрой 16 января 1945 года был назначен знаменитый ас 26-летний майор Герхард Баркхорн, удостоенный Мечей и Дубовых листьев к Рыцарскому кресту, на счету которого была 301 воздушная победа. В дальнейшем, после перехода Баркхорна в JG.7, эскадрой одну неделю, - с 10 по 17 апреля 1945 года, - командовал кавалер Рыцарского креста 33-летний майор Герхард Шёпфель, одержавший 45 воздушных побед. Затем до конца войны командиром эскадры был ещё один Рыцарский кавалер 31-летний майор Рихард Леппла, сбивший 68 самолетов.

     Командиром первой группы был 28-летний капитан Вилли Эльстерманн, ветеран войны с Францией. После его гибели 2 февраля 1945 года группой командовал до конца войны – 30-летний майор Отто Бертрам, известный как один из лучших асов войны в Испании и награжденный Рыцарским крестом за 22 сбитых самолета.

     Второй группой командовал также кавалер Рыцарского креста 28-летний майор Йоханнес Науманн, имевший на счету 34 сбитых самолета. Когда 30 марта 1945 года Науманн перешел в JG.7, последним командиром группы стал 28-летний капитан Гюнтер Вейл.

     Командиром третьей группы с 21 января по 4 апреля 1945 года был 33-летний ветеран войны в Испании майор Курт Мюллер.   

     В целом, командный состав эскадры состоял из опытных асов, зато рядовой состав был сплошь из молодых и мало обученных пилотов-истребителей, а также некоторой части переученных летчиков из бомбардировочной, разведывательной и транспортной авиации.

     Периодически самолеты Ме-109 и ФВ-190 эскадры базировались в юго-западной части Польши: на аэродроме Гроссштайн в районе Оппельна, в юго-восточной части Германии: на аэродромах Зорау, Фрайвальдау, Котбус, Вельцов, Гёрлиц и Райхенберг, а также в северной части Чехословакии: на аэродроме Прага-Рузин.

     Поначалу, меньше недели, летчики 3-й группы эскадры «Хорст Вессель» действовали против авиации 16-й Воздушной Армии и войск 1-го Белорусского фронта. Затем, с конца января и до самого окончания войны, то есть больше трех месяцев, летчикам всех трех групп JG.6 пришлось меряться силами с советскими асами десяти истребительных авиационных дивизий 2-й Воздушной Армии, поддерживавших войска 1-го Украинского фронта. Именно с летчиками 7-й, 8-й, 11-й, 12-й, 22-й, 23-й гвардейских, 181-й, 256-й, 322-й истребительных дивизий, ну и, конечно, с асами знаменитой 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии трижды Героя Советского Союза полковника А. И. Покрышкина, пришлось сражаться пилотам эскадры «Хорст Вессель». Кстати, на тот момент в одной только 9-й дивизии было целое созвездие советских асов, в котором, кроме Покрышкина, были дважды Герои Д. Б. Глинка, Г. А. Речкалов и ещё около двадцати Героев Советского Союза.   

     Однако летчики 6-й эскадры сражались не только против лучших «Сталинских соколов». Им также приходилось воевать с мощнейшей англо-американской авиацией, ведя, таким образом, изнурительную борьбу на два фронта. Правда, 6-я эскадра была не единственной на том участке фронта, вместе с ней действовали и другие части Люфтваффе, но многократное превосходство в силах было явно не на их стороне.
 
     К сожалению, практически, все документы эскадры за последние месяцы войны не сохранились. Отсутствуют подробности боев и данные об успехах. Лишь изредка встречаются данные о заявленных успехах летчиков эскадры «Хорст Вессель». Так, известно, что 10 февраля 1945 года они сбили в районе Позена два Пе-2 и один Ла-5. Кто-то из летчиков II./JG.6 сбил 18 февраля один Ла-5. По ежедневным отчетам 6-го Воздушного флота с 19 февраля по 18 марта эскадрой было сбито двадцать одномоторных и четыре двухмоторных советских самолета. А 16 апреля 1945 года пилоты Stab I./JG.6 заявили о 13 сбитых русских самолетах: 3 Ил-2, 3 Ла-5, 1 Ла-7, 3 Як-3, 2 Як-9 и 1 Р-39 «Аэрокобра». Причем, фамилии летчиков не были указаны. Поэтому, говоря об эскадре JG.6, нет никакой возможности охарактеризовать рядовой летный состав, описать их боевые действия и успехи. Есть только возможность привести список потерь, явно, не полный, летчиков эскадры, на Восточном фронте в 1945 году:

00.00.1945
унтер-офицер Гельмут Румрих (Uffz. Helmut Rumrich), 09.05.1921               
Предположительно, погиб в Восточной Пруссии.

19 января 1945
обер-фельдфебель Бруно Бойе (Ofw. Bruno Boye), Stab I./JG.6
унтер-офицер Зигфрид Лёш (Uffz. Siegfried Lоsch), 4./JG.6               
На самолете связи Fi 156 C-3 W.Nr. 6508 (3U + KB) пропали без вести в районе Калиша (Польша). По другим данным, в районе Томашува (Польша). Вместе с летчиками пропал также один пассажир - пехотный офицер.

19 января 1945
лейтенант Петер Бауэр (Lt. Peter Bauer), 11.03.1923, командир отряда 3./JG.6   
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 737398 «Gelbe 8» был сбит в воздушном бою истребителем Лa-7 и попал в плен в районе Лодзи (Польша).

19 января 1945
унтер-офицер Вольфганг Лакингер (Uffz. Wolfgang Lackinger), 3./JG.6      
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 737394 «Gelbe 7» погиб в воздушном бою в районе Калиш – Лодзь (Польша).

20 января 1945
фаненюнкер-унтер-офицер Дитрих Тиле (Fhj.- Uffz. Dietrich Thiele), 7./JG.6
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 737962 «Gelbe 7» не вернулся из полета в район Кутно западнее Варшавы (Польша).
С большой долей вероятности, можно предположить, что в воздушном бою в районе ж.д. станции Мацишевиче западнее Варшавы (Польша) он был таранен пилотом истребителя Як-9Д лейтенантом А. И. Филипповым из 812-го истребительного авиационного полка. При таране советского летчика выбросило из кабины, он приземлился на парашюте, но попал в плен, из которого был освобожден в конце войны.

20 января 1945
унтер-офицер Герман Шмитц (Uffz. Hermann Schmitz), 8./JG.6               
На истребителе Fw 190 A-8 738135 «Blauе 14» пропал без вести в районе Коштена (Польша).

20 января 1945
лейтенант Гейнц Гунольд (Lt. Heinz Hunold), командир отряда 10/JG.6               
На истребителе Bf 109 G-10 490619 «Schwarze 10» был сбит зенитным огнем и погиб в районе Ченстохова (Польша).

21 января 1945
унтер-офицер Карл Франц (Uffz. Karl Franz), 5./JG.6               
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 584313 (584213) не вернулся из полета в район Гнезена, ныне Гнезно (Польша).

24 января 1945
лейтенант Отто Киль (Lt. Otto Kiehl), 12./JG.6               
На истребителе Bf 109 G-14 W.Nr. 784959 «Grune 10» сбит зенитным огнем и погиб в районе Глогау, ныне Глогув (Польша).

27 января 1945
фаненюнкер-унтер-офицер Гюнтер Шнееберг (Fhj.-Uffz. Gunther Schneeberg), 6./JG.6
На истребителе Fw 190 A-8 (F-8) W.Nr. 288218 (588218) «Schwarze 4» не вернулся из воздушного боя в 3 км западнее Штайнау, ныне Сцинава (Польша).
 
28 января 1945
фенрих Эмиль Егер (Fhr. Emil Jаger), 25.2.1921, JG.6
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 739240 «Blaue 4» погиб в воздушном бою в районе Кенигсберга, ныне Хойна (Польша). 

28 января 1945
фенрих Эрих Винингер (Fhr. Erich Wieninger), 9./JG.6               
На истребителе Bf 109 G-14 W.Nr. 785090 «Weisse 1» во время старта по тревоге столкнулся с другим Fw 190 и погиб над аэродромом Зорау, ныне Жары (Польша).

29 января 1945
унтер-офицер Вернер Эккельманн (Uffz. Werner Eckelmann), 2./JG.6            
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 586421 «Rote 2» не вернулся из полета в район Волльштайна, ныне Вольштын (Польша).

30 января 1945
обер-фельдфебель Эрнст Матушек (Ofw. Ernst Matuschek), 6./JG.6               
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 171189 (171489) «Schwarze 3» сбит зенитным огнем и погиб в районе Требшена, ныне Тшебехов (Польша).

30 января 1945
унтер-офицер Вильгельм Аккманн (Uffz. Wilhelm Ackmann), 8./JG.6           
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 738129 «Blаue 6» не вернулся из полета в район Коштена (Польша).

30 января 1945
унтер-офицер Герхард Дёпке (Uffz. Gerhard Dоpke), 10./JG.6          
На истребителе Bf 109 G-14/AS W.Nr. 786533 «Schwarze 4» не вернулся из полета в район Унруштадта, ныне Каргова (Польша).

31 января 1945
унтер-офицер Норберт Хан (Uffz. Norbert Hahn), 11./JG.6               
На истребителе Bf 109 G-14 W.Nr. 464894 «Schwarze 5» не вернулся из полета в район Грюнберга, ныне Зелёна-Гура (Польша). 

31 января 1945
обер-фельдфебель Йоганн Трестлер (Ofw. Johann Trestler), 3./JG.6               
Имел 4 воздушные победы, был награжден Железным крестом 2-й степени, Значком за боевые вылеты.
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 739459 «Gelbe 2» не вернулся из полета в район юго-западнее Скампе, ныне Скомпе (Польша).

02 февраля 1945
капитан Вилли Эльстерманн (Hptm. Willi Elstermann), 19.12.1917, командир группы I./JG.6 (01.11.1944-02.02.1945)               
Произвел 150 боевых вылетов, имел 7 или 9 воздушных побед, был награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени, Значком за боевые вылеты.
На истребителе Fw 190 А-8 был сбит зенитным огнем и погиб в районе Каленцига, ныне Каленьско (Польша).

02 февраля 1945
обер-фельдфебель Герман Буссе (Ofw. Hermann Busse), 5./JG.6
На истребителе Fw 190 W.Nr. 211064 «Weisse 1» не вернулся из полета.

07 февраля 1945
фельдфебель Рольф Гютхорл (Fw. Rolf Guthorl), JG.6 
Имел 5 воздушных побед, был награжден Железным крестом 2-й степени, Значком за боевые вылеты
На истребителе Bf 190 G-14 «Schwarze 3» погиб в районе Кюстрина, ныне Костшин (Польша).

09 февраля 1945
унтер-офицер Рудольф Петцольд (Uffz. Rudolf Petzold), 9./JG.6
На истребителе Fw 190 A-9 (Bf 109 G-10) W.Nr. 490684 «Weisse 9» был сбит зенитным огнем и погиб в районе Примкенау, ныне Пшемкув (Польша).

10 февраля 1945
фельдфебель Эрих Денкер (Fw. Erich Denker), 5./JG.6
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 211051 «Weisse 3» не вернулся из полета в район Глогау, ныне Глогув (Польша).

10 февраля 1945
унтер-офицер Вальтер Вагнер (Uffz. Walter Wagner), 10./JG.6
На истребителе Bf 109 G-14 W.Nr. 786565 (786465) погиб в воздушном бою в районе Люббена  (Германия).

18 февраля 1945
лейтенант Эрхард Собоцик (Lt. Erhard Sobocik), II./JG 6               
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 211940 не вернулся из полета.

20 февраля 1945
унтер-офицер Мартин Лёсснер (Uffz. Martin Lоssner), 3./JG 6
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 739370 «Gelbe 3» не вернулся из полета в район Губена, ныне Губин (Польша).

03 марта 1945
обер-лейтенант Бернгард фон Хоенбрук* (Oblt. Bernhard von Hohenbruck), 16.10.1920, командир отряда 1./JG 6 (01.01.-03.03.1945)
Награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени, Значком за боевые вылеты, Значком за ранения (22.04.1943, 18.08.1943). 
На истребителе Fw 190 A-8 W.Nr. 739427 «Schwarze 7» («Weisse 7») не вернулся из полета в район Лаубана, ныне Любань (Польша).
С большой долей вероятности, можно предположить, что он был сбит около 13 - 14 часов в 6 км юго-восточнее Лаубан в воздушном бою лобовой атакой пилотом истребителя Р-39 «Аэрокобра» капитаном М. С. Комельковым из 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. 
* Бывший летчик транспортной авиации, служил в KG.z.b.V.323, TG.5.

03 марта 1945
обер-лейтенант Бернгардт Паффрат (Oblt. Bernhardt Paffrath), 12.10.1908, командир отряда 5./JG.6 (05.08.1944-03.03.1945)
Имел на счету 2 воздушные победы, был награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени, Значком за боевые вылеты, Значком за ранения (12.03.1943, 22.12.1943, 25.08.1944). 
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 211089 «Schwarze 2» из-за плохих погодных условий разбился и погиб в районе Хольтендорфа (Германия).

16 марта 1945
фельдфебель Алоиз Шмиц (Fw. Alois Schmiz), 8./JG.6       
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 211905 «Blauе 8» перевернулся при посадке юго-восточнее Кунцендорфа (Германия) и погиб.

18 марта 1945
фельдфебель Карл Зансфос (Fw. Karl Sansfos), 8./JG.6             
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 211931 «Blauе 9» погиб в воздушном бою восточнее Штепансдорфа, ныне Радзиковице (Польша).

20 марта 1945
унтер-офицер Гельмут Гоферихтер (Uffz. Helmut Hoferichter), 7./JG.6            
На истребителе Fw 190 A-8 (D-9) W.Nr. 601059 «Blaue 12» пропал в районе Нейссе, ныне Ныса (Польша).
С большой долей вероятности, можно предположить, что он был сбит в воздушном бою западнее Нейссе в районе Отмахау, ныне Отмахув (Польша), пилотом истребителя Р-39 «Аэрокобра» лейтенантом М. И. Пистуновичем из 212-го гвардейского истребительного авиационного полка. По данным наградных документов, со сбитого им немецкого истребителя на парашюте выпрыгнул летчик, который был взят в плен.   
 
20 марта 1945
штабс-фельдфебель Пауль Шульц (St. Fw. Paul Schulz), 7./JG.6               
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 601059 (212155) «Blaue 12» («Blaue 15») погиб в районе Нейсе, ныне Ныса (Польша).

21 марта 1945
лейтенант Бруно Ворм* (Lt. Bruno Worm), 1919, I./JG.6
Произвел 62 боевых вылета на Fw 190 и несколько десятков боевых вылетов на транспортном самолете, был награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени, Восточной медалью, Значком за боевые вылеты.
На истребителе Fw 190 А-8 W.Nr. 961196 не вернулся из полета на «свободную охоту» в район Аслау, ныне Легница (Польша).
Достоверно известно, что в 13 часов 35 минут он был сбит в воздушном бою пилотом истребителя Р-39 «Аэрокобра» младшим лейтенантом Ю. М. Гольбергом из 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. Самолет упал в 10 км южнее Аслау, а пилот приземлился на парашюте в 3 км восточнее Альтенлом и был взят в плен бойцами 3-й гвардейской танковой армии.
* Бывший летчик транспортной авиации, в 1941-1942 годах совершал полеты в районах Таганрога и Ленинграда. 

27 марта 1945 (25 апреля?)
унтер-офицер Рихард Краузе (Uffz. Richard Krause), I./JG.6
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 601969 не вернулся из полета в район Глогау, ныне Глогув (Польша).

00.03.1945
лейтенант Гюнтер Метнер (Lt. G;nther Methner), 8.10.1924, JG.6               
Погиб в районе Котбуса (Германия).

     Ровно за  месяц до окончания войны, 9 апреля 1945 года, в эскадре насчитывалось 145 самолетов, которые распределялись следующим образом: 
     Stab/JG.6     4 Bf 109 и Fw 190, в том числе в исправном состоянии - 4
     I./JG.6       72 Fw 190, в том числе в исправном состоянии - 59
     II./JG.6      48 Fw 190, в том числе в исправном состоянии - 45
     III./JG.6    21 Bf 109, в том числе в исправном состоянии - 17

     Несмотря на то, что самолетов было вполне достаточно, использовать их всех не было никакой возможности: 6-я эскадра, как и все остальные эскадры Люфтваффе в то время, испытывала острейший дефицит горючего, поэтому, летчики лишь иногда совершали вылеты на «свободную охоту» силами, как правило, не более двух - четырех самолетов.

     Советская же 2-я воздушная армия на начало апреля 1945 года имела в своем распоряжении 2.014 самолетов, в том числе – 1.056 истребителей, к тому же не имела недостатка в горючем.

23 апреля 1945
унтер-офицер Гинцлер (Uffz. Ginzler), I./JG.6
На истребителе Fw 190 погиб в районе северо-западнее Каменца (30 км северо-западнее Дрезден) (Германия).

25 апреля 1945 
унтер-офицер Гейнц Ян (Uffz. Heinz Jahn), II./JG.6             
На истребителе Fw 190 D-9 W.Nr. 400260 не вернулся из полета в район Глогау, ныне Глогув (Польша).

08 мая 1945
фаненюнкер-фельдфебель Гельмут Лёрке (Fhj.-Fw. Helmut Loerke), JG.6
При попытке перелететь к англо-американским войскам, чтобы сдаться в плен, погиб в районе Регенсбурга (Германия).

     Всего в боях на Восточном фронте в 1945 году эскадра потеряла, по крайней мере, около 40 пилотов (данные не полные!), но только 4 из них были более-менее опытными, имевших на своем счету от двух до девяти сбитых самолетов противника. Почти же все остальные были «зелеными» юнцами, лишь недавно окончившими лётные школы. Да, это был уже совсем не тот лётный состав, с которым Люфтваффе начинали войну….
    
     Следует напомнить, что из-за отсутствия документов, которые, видимо, были уничтожены в конце войны, нет никакой возможности дать полную и объективную оценку действиям на Восточном фронте летчиков эскадры «Хорст Вессель». Известно лишь, что всего на счету эскадры 1.100 самолетов, в подавляющем большинстве англо-американских, сбитых в воздухе и уничтоженных на земле в жестоких боях 1944 года на Западном фронте. Сколько самолетов потеряли «Сталинские соколы» в схватках с JG.6 - не известно. Тем не менее, в качестве примера, можно привести кое-какие цифры. Так, с 20 января по 23 апреля 1945 года пилоты I./JG.6 заявили около 80 воздушных побед. Летчики II./JG.6 с 18 февраля по 23 марта сбили около 20 самолетов, а пилоты III./JG.6 за период 19 февраля - 23 марта сбили ещё примерно 14 самолетов. Правда, судя по всему, большинство молодых и неопытных летчиков 6-й эскадры так и не успели открыть свой боевой счет.   
 
     Как было уже сказано вначале, из многих тысяч воздушных побед, одержанных нашими летчиками, в кадры советской кинохроники попал всего лишь один эпизод пленения немецкого летчика-истребителя. И этим летчиком оказался лейтенант Бруно Ворм именно из 6-й истребительной эскадры «Хорст Вессель», о которой идет речь. Интересно, что советскими пропагандистами Ворм был «повышен» до звания капитана. Любопытно также, что во время допроса он заявил о сбитых им на Западном фронте десяти четырехмоторных бомбардировщиков, хотя это было неправдой. По каким причинам немец соврал, - можно только догадываться…

     Сбил Ворма гвардии младший лейтенант Юрий Гольберг, а сняла этот эпизод группа фронтовых кинооператоров Романа Кармена, находившаяся в тот день в 9-й гвардейской дивизии Покрышкина. Позже этот сюжет вошел в послевоенный хроникальный фильм «В небе Покрышкин» и киноэпопею 1965 года «Великая Отечественная». Между прочим – отличные фильмы, которые в своё время произвели неизгладимое впечатление на зрителей.

     Думается, здесь уместно будет уточнить и некоторые подробности, касающиеся боя Юрия Гольберга с Бруно Вормом. Комментируя кадры кинохроники, диктор фильма сказал, что это было первое задание и первый сбитый самолет 19-летнего юноши. Такое изложение воздушного боя нашими пропагандистами очень пришлось по душе всем зрителям и породило в военно-мемуарной и прочей литературе множество легенд о воздушных поединках, в которых безусые пацаны и даже молоденькие красотки лихо сбивали прославленных асов Люфтваффе. В действительности же, Юрию Гольбергу был 21 год, и он был уже достаточно опытным пилотом: воюя на фронте с 13 июля 1944 года, он к тому времени успел произвести 36 боевых вылетов и участвовал в 6 воздушных боях. Ну, а то, что это был первый сбитый им вражеский самолет, было действительно правдой. Остается только добавить, что за эту эффектную воздушную победу, прославившую его на весь Советский Союз, Гольберг заслуженно был награжден 12 мая 1945 года орденом Красного Знамени.      

     Окончание войны 6-я эскадра встретила в Баварии: Stab/JG.6 и I./JG.6 на аэродроме Райхенберг, II./JG.6 на аэродроме Гёрлиц и в Чехии: III./JG.6 на аэродроме Прага-Рузин, где в мае 1945 года была расформирована. Большинство летчиков улетели сдаваться американцам и англичанам. Таким был финальный аккорд Восточного марша эскадры «Хорст Вессель»…