Выборы 1996 года

Галина Гостева
               

        14  июня 1996 года, накануне выборов, а точнее за день до них, всем работникам  бюджетной сферы: врачам, учителям, работникам учреждений культуры,  выдали  зарплату за апрель, правда, не полностью; а тем, кто ушел в отпуск – отпускные.

        В бухгалтериях учреждений разговоры шли на повышенных тонах:
        -   А когда нам выдадут зарплату за май месяц?               
        -  Когда деньги появятся, тогда и получите.
        -  А не получится так же, как с прошлогодними, не выданными индексациями?  До сих пор даже через суд не можем их вернуть!
        -  Вот за Ельцина проголосуете, тогда и получите за май.
        -  А если Зюганов победит?
        -  Новая власть за долги  старой -  не ответчица.               
        -  Так, что же это получается? Нравится – не нравится, а все равно надо за Ельцина голосовать?! Я целый миллион недополучила. А он мне не  лишний, чтобы им  разбрасываться.
        -  Ну, это вы уж сами решайте, за кого вам голосовать. Я  вам в этом  не советчица. Каждый сам делает свой выбор.

        16  июня 1996 года. Воскресенье. Жаркий летний день. Только бы на озере Хадын и проводить его всей семьей. Отдохнуть бы! Позагорать! Поплескаться в соленой воде, поплавать наперегонки! Но, нет! Не получится! День Выборов! Мало ли что может произойти. Лучше дома остаться, от греха подальше.

        За  кого  голосовать?! Жириновский. Ельцин. Зюганов. Лебедь. Явлинский. Вот если бы железную волю Лебедя, да к рассудительности Зюганова,  да к  харизме  Ельцина, да к всезнанию Жириновского… А к этому бы добавить еще молодость, порядочность и компетентность Явлинского…

        Ну, да ладно!  С Горбачевым, Власовым, Брынцаловым и  Шаккумом  и так все ясно, никто их всерьез и не воспринимает.  А  этих-то  пятеро!   А выбрать надо одного! 
               
       -  Ты за кого проголосовал?
       -  Я за Ельцина! За кого же еще?! А ты?
       -  А, на фиг, он мне со своими  реформами сдался?! Полгода уже зарплату не получаю. Жена из дома гонит. За стол стыдно садиться. Кусок в глотке застревает.  Как, паразит, какой, на детское пособие существую. Я Зюганова выбрал. А, ты, Федор, кому свой голос отдал?
               
      -  Я – то?! Я их всех вычеркнул! Всех, этих реформаторов! Пока к власти  рвутся, овечками прикидываются. А лишь дорвутся до нее, сразу под себя  обеими руками грести начнут. Нахапают по уши и трястись будут, как паралитики, в беспокойстве, чтобы не утратить прихваченное. Тогда они с любым разделаются,  кто на их добро позарится. Поверь мне!

      -  Так рассуждать, как ты, вообще без президента останемся.
      -  Ну, почему без президента? Я бы бабу выбрал. Страна –  это как семья!   А в семье как?! Если хозяйка хорошая, и в доме – порядок. Все сыты и  ухожены,  даже если и муж того…

          А  вот  если настоящей хозяйки нет,  то и жизни никакой не будет,будь хозяин хоть трижды расхорош.

       -   Ну, ты, Федь, даешь! Эка, куда хватанул! Баба – президент! Умора! Да где ты такую бабу найдешь, чтоб мозгов палата?

       3 июля во втором туре выбирали между Ельциным и Зюгановым. Почти две  трети избирателей в Туве проголосовали за Ельцина. Почему именно Ельцину было отдано предпочтение в Туве?!

      Простой народ запомнил его позапрошлогодничный визит в Туву. До него  никто  ни разу из руководителей такого ранга Туву не посещал: ни до перестройки, ни после нее.

       Все жители Тувы с благодарностью восприняли его Указ о приравнивании  Тувы  к  «северам». Согласно этому Указу появилась возможность получать почти удвоенную  зарплату и уходить на пенсию на 5 лет раньше положенного срока.
               
       Открытие в Туве Агроуниверситета. Возрождение буддизма, шаманизма и, ранее  запрещенных, национальных культовых  обрядов, национальных игр и традиций.  Появление возможности выхода национального  искусства на мировые театральные сцены и подмостки. Создание аспирантуры, кузницы будущих ученых-исследователей уникальнейшей природы республики, при Международном Убсу-Нурском Центре  биосферных  исследований. Все это сыграло решающую  роль в оказании предпочтения  Борису  Ельцину.

        Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Президент Тувы официально заявил, что он будет голосовать за Ельцина.

        Провидцами оказались местные сочинители анекдотов. Особенно самую суть отразил анекдот от Мергена накануне выборов.

        -  Ты за кого будешь голосовать?
        -  А за кого Президент Тувы?
        -  За Ельцина!
        -  А за кого Глава Администрации нашего кожууна?
        -  За того, за кого и Президент Тувы.               
        -  А за кого Глава Администрации нашего сумона?
        -  За того, за кого и Глава кожууна.
        -  А за кого директор нашего совхоза?
        -  За того, за кого и Президент Тувы, и Глава Кожууна, и  Глава сумона!
        -  Тогда и я за него.
        -  То есть за кого?
        -  А за кого директор нашего совхоза?
               

        Не только в Туве, но и по всей России, Борис Ельцин победил с большим       отрывом от своего конкурента Геннадия Зюганова. Народ, правда, сильно сомневался по поводу данной победы. Ведь, если послушать то, о чем говорили в огромных очередях в магазинах, то выходило, что большинство  простого населения голосовало за коммунистов…

        Россия сделала свой выбор. Время рассудит, кто был прав, а кто ошибался.  Время начало свой отсчет…

        10 июля в Москве Президент России Борис Ельцин выступил по телевидению  с Обращением к россиянам по случаю обнародования окончательных  итогов  выборов Главы Государства.

           В своем Обращении он выразил россиянам благодарность за понимание,  поддержку и за оказанное вновь доверие. Также он отметил, что преобразования не завершены, и что курс реформ будет продолжен. Он заверил россиян, что уверенно  смотрит в будущее и верит в мудрость народа.

          В  последующих за этим Обращением встречах, выступлениях, Борис  Николаевич Ельцин стал высказывать свои соображения о настоятельной необходимости  поиска такой национальной идеи, которая сплотила бы вокруг себя всех россиян.

          Россияне на кухнях обсуждали, что бы их могло сплотить воедино.      Перебирали все идеи, но всегда приходили к одной и той же: борьба с ворами и взяточниками. Другие идеи казались мелковатыми.
 
          10 же июля и в Кызыле состоялось заседание членов  Рабочей Комиссии по  изучению ситуации со строительством жилья различными ведомствами и организациями для своих руководителей.

          Начало строительства дорогостоящих двухэтажных коттеджей, так
называемых  «титульных» квартир с сауной, теплицей, крытой оранжереей, гаражами и подвалами, огромными заборами, заложил директор разнесчастной отопительной                станции.

         Была бы подана идея! За ее осуществление тут же ухватились руководители  больших и малых акционированных предприятий.

         Для выплаты зарплаты работникам денег не было по полгода. Оборудование на предприятиях ветшало и приходило в негодность. Особняки для  руководителей,  как грибы-мухоморы, росли не по дням, а по часам, вызывая раздражение и глухое недовольство рабочих.

       Наконец, терпение лопнуло. В адрес Президента Республики посыпались возмущенные письма. Чаще всего анонимные. Все были  наслышаны о злосчастной  судьбе бригады слесарей одной организации, дерзнувшей открыто подписать письмо.  Всем им пришлось уволиться с работы. Люди боялись ставить под письмами свои  истинные имена и фамилии.

      Созданная Рабочая Комиссия должна  была проверить правовую обоснованность  строительства коттеджей и соблюдение всех необходимых правил и норм с точки зрения архитектуры и санитарного надзора.

      Эта проверка выявила лишь одно нарушение, которое необходимо было устранить  и в дальнейшем  не допускать: строительство коттеджей для  руководителей  любого  ранга на территории  Республики в обход ее Высших  органов  власти  вестись не должно.

      Руководители торжествовали, а жалобщики притихли посрамленные. Коллеги утешали их словами: « Рука руку моет! Чего уж тут поделаешь?! Все они заодно друг с другом».
      
      В душе же народ надеялся:" Сколь веревочке не виться, конец настанет. Будет и на нашей улице праздник".