Любимое Ураково Ч 6

Владимир Островитянин
 Предыдущая страница:http://www.proza.ru/2015/09/28/2106 

Часть 6

    Вместе с тем я все больше и больше узнавал об истории того участка – «позьмы», как говорят в Ураково, где постепенно совершенствовалось мое хозяйство.
   Раньше жил здесь известный  в роду Смольниковых -  Данила Михайлович. Оставил после себя восьмерых детей.  Это  летчик-фронтовик Александр. Погиб в 1942 году в воздушном бою. В память его  была названа верхняя улица деревни, где был дом его отца. И мой адрес  тогда был – Деревня Ураково, ул. Смольникова, дом 33.

    В 1941 году в Ржевском котле погиб  другой его  сын Николай.
  А потомок Ивана Александр этим летом приехал из Подольска, где живет в настоящее время. Ходил со своим  сыном-подростком по  бывшему участку своего деда и увез как сувенир и раритет на память о нем  ржавую косу, что я выкопал при подготовке фундамента.
 
   Дочь Татьяна это мать Петра Ивановича.
   Мария это бабушка нашей хорошей знакомой Наташи Сайкиной.
  А к тетке Анне вдове Николая Лобанова - это еще одна дочь Данилы Михайловича -  мы с Петром Ивановичем неоднократно спускались под гору. Он говорил, что у ней самая лучшая самогонка в деревне. И это правда.

   А когда у меня копали подвал, в месте, где очень давно был погреб прежних хозяев. за работами внимательно наблюдал Петр Иванович. Приходил, садился на пенек. Спрашиваю – зачем?
 – Данила Михалыч пришел с гражданской и где-то здесь закопал карабин и саблю. Карабин-то мы нашли уж давно, а сабли нет. Может, выйдет сейчас.

   Кстати, была смутная информация от стариков, что у Данилы Михайловича был еще один ребенок. Мать его  была горничная барыни, что в 1918 году уехала во Францию. И  горничная отправилась  с ней  туда  с сыном от Данилы Михайловича.

       Рассказывали о рояле, что после революции вытащили  из дома и сбросили в овраг,  а деревенские ребятишки ногами колотили его по клавишам.
   И про теток Родкиных  (они прислуживали барыне), что уехали в Звенигово и увезли из поместья (фактически летней дачи барыни) ее подарки в виде дорогой фарфоровой посуды. Слышал, что  некоторые документы и фотографии остались у  потомков тех теток до сих пор.

   А Петр Иванович рассказывал, что по воспоминаниям стариков по дну нынешнего оврага, что сейчас идет от Волги  мимо моего участка, была дорога.  И когда барыня из Казани, а там она жила в зимнее время, приезжала весной на свою дачу, то ее встречали на пристани. И кто вывозил ее в гору, тот получал серебряный рубль. А фамилия барыни была Баумгартнер. И предки ее лежат под стенами старинной Кушниковской церкви. Это в восьми километрах от Ураково.

      А напротив моего дома на другой стороне оврага просматривалась выемка. Петр Иванович говорил, что там был колхозный курятник. А  я вот несколько раз  на своей машине подвозил в Марпосад Полину Степановну Заболотнову (Погодину), ныне покойную. Она работала в Ураково учительницей, а потом долго председателем сельсовета. Она же мне и рассказала про сестер Родкиных и про ту выемку.

    При барыне Баумгартнер  там  была оранжерея, где произрастали лимоны, апельсины и другие тропические растения. Всем этим заправлял  садовник барыни – немец  Каниль. Он же выписывал из Европы  всякие декоративные кустарники. И вокруг фундамента школы – бывшего дома  барыни оставались еще и объеденный козами кустарник,  густо усыпанный белыми шариками и чудом сохранившийся, жасмин. А сирень разных расцветок и пышности и сейчас обильно растет по склону к Волге. И все это все из тех времен.  Что-то и я  успел пересадить на свой участок и те кусты с белыми шариками, и жасмин.

      А сохранившийся корпус фонтана тоже из того времени. В самой верхней части деревни на сильных родниках была так называемая водокачка. Это в самом верху нынешнего проулка – въезда в деревню. Под землей от нее шли деревянные  трубы и к фонтану, и к ягоднику, и к барскому саду, что за кирпичным зданием магазина.

 На фото летчик - герой Александр Данилович Смольников

  Продолжение:http://www.proza.ru/2015/09/29/1629