Сегодня смотрел Вишневый сад

Леонид Коркодинов
         Сегодня смотрел «Вишнёвый сад»


  Сегодня посетил столичный театр «Апарте», и захотелось поделиться своим впечатлением, закрепить на бумаге увиденное.
  Живя в глубинке, у меня не бывает возможности бывать в театрах или концертных залах. И мне вдвойне было приятно гостить сегодня вечером не только у Москвы, но и у своих друзей-актёров.
  Пригласил меня мой новый, но ставший уже близким друг, артист театра и кино Михаил Леонидович Пярн. В этом театральном коллективе он служит уже многие годы. И именно сегодня у этой творческой семьи появился свой дом, свой театр. И я вместе с остальными приглашёнными был участником этого радостного события.
 Как я понял, приглашены на самый первый спектакль были люди, имеющие самое непосредственное отношение к этому событию. Это и руководители департамента культуры, и директора многочисленных строительных организаций, которые принимали активное участие в открытии нового здания театра в центре Москвы. Люди, без помощи которых не было бы ни театра, ни сегодняшнего вечера. Я же оказался среди всех как гость.
  Прозвенел третий звонок. Самый обычный медный колокольчик. Зрителей приглашали в зал. Мы узнали, что в этом театре звонок будет именно таким, а не электрическим. Мы с Натальей Максимовной, мамой Михаила, заслуженной артисткой России, заняли места в зале в первом ряду, справа от главного прохода авансцены. Сегодня мы будем смотреть спектакль «Вишнёвый сад» А.П. Чехова.
  Первым поднялся на сцену директор театра Иван Афанасьевич Сигорских и обратился к сидящим в зале гостям со словами благодарности и признательности. Он рассказал, как долго ждали этого момента, с какими трудностями пришлось столкнуться. И вот этот день настал. «У нас теперь есть дом», — сказал Иван Афанасьевич, и на глазах у него появились слёзы радости. Под бурные аплодисменты он перечислил все организации и их руководителей, без которых ничего бы не получилось.
  Погас свет.
  Не буду пересказывать, что происходило на самой сцене во время спектакля, так как всё равно не смогу, но скажу, что было очень интересно, а местами даже захватывающе. Актёры играли блистательно. Особенно хочется отметить народную артистку России Евгению Добровольскую, игравшую главную роль —  Любовь Раневскую. Имение с вишнёвым садом выставлялось на аукцион за долги. В течение действия каждый герой делился своей историей, заставляя ему сопереживать. Мимику, глаза, движение губ можно было увидеть так близко, что, если бы я сидел на последнем ряду, всё равно бы всё прочёл. В этом помогал экран. По задумке режиссера, в главные моменты действия появлялся спроецированный прямо на стену крупный план — лицо героя. Это интересная находка, тем более что я очень давно не был в театрах и не знал о таких возможностях.
  Антракт.
  В перерыве приглашённые на фуршет гости шумно делились в фойе своими впечатлениями. Всё было на очень высоком уровне.
  Второе отделение.
  Во втором акте спектакля очень бурно развивались события. Очень динамично — веселье, карнавал, фокусы, хороводы, шарады и игры… Вишнёвый сад продан. Сборы. Все уезжают. Слуга Фирс остался.
  В конце спектакля, когда актёры вышли на поклон, я поднялся на сцену и преподнёс букет цветов народной артистке Евгении Добровольской. Меня действительно потрясла её игра, мастерство перевоплощения, проживания жизни героини на сцене. Она большой талант. Все остальные актёры были также на высоте. Я не специалист в области театрального искусства, но мне всё очень понравилось. И то, как подавался материал, как каждый актёр проживал свою роль.
  Спасибо всем, кто помог мне соприкоснуться с кусочком театральной жизни столицы. Спасибо за те эмоции, что пережил, сидя в зале. Я позже размышлял, что на душевном уровне человек должен быть подвижен. Душу человеческую нужно обязательно двигать, удивлять, заставлять сопереживать и плакать, радоваться и смеяться. Добрый смех необходим человеку, как согнутому прутику нужна, хоть небольшая, но слабинка, чтоб не переломиться. Стоичность души делает её скованной, малочувствительной, менее гибкой и поэтому глухой к чужому горю или несчастью, нужде или радости. Можно сказать, что по-настоящему порадоваться за ближнего — это большое умение и труд над собой. Театр, как «храм» искусства в самых своих хороших значениях и смыслах, нужен человеку именно поэтому. Это, как ступенька к высокому, тому, что называется в человеке «духом». Тем, что соединяет человека с Богом. Но до этого нужно сначала просто самому стать человеком. Ведь человеком нужно именно стать, вырасти, возрасти, подняться до уровня Христа Богочеловека. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48), — говорит Христос. Да, теперь, когда Бог воплотился и стал человеком, у человечества появился идеал. Потому что, не став по-настоящему людьми, мы никогда не сможем стать настоящими христианами. Если мы в погоне за духовным забудем о ближнем, то все духовные порывы и подвиги потеряют свой смысл. Жизнь такого человека превратится в одно лишь фарисейство и лицемерие. Поэтому я и считаю, что театральные постановки, особенно наших русских классиков, которые раскрывали в своём творчестве глубинные смыслы бытия человека, душевные его устремления, а также и падения, чаяния и поиски Бога, отношения между людьми и отношение к жизни, как к таковой, очень нужны человеку. Необходима, как, азбука жизни, ведь даже для умения читать Евангелие нужно выучить сначала букварь.
  В подтверждение своих слов хочу отметить сегодняшний спектакль, прошедший в новом здании театра «Апарте». После увиденного хочется любить, здороваться с прохожими на улице, делиться своей радостью, а ещё проявляется внутренняя твёрдая способность принимать боль и несчастье любого страждущего, которого пошлёт Господь на жизненном пути. Думаю, со мной согласятся абсолютно все, кто был сегодня в зале и кто в будущем придёт сюда снова. В этом театре зритель никогда не услышит пошлости, матерщины, богохульства и не увидит оскорбляющих образ Божий в человеке вещей. Это я знаю точно. 
Храни Бог!

Настоятель Прихода
в честь Святителя Николая Чудотворца
села Усолье
Протоиерей Леонид Коркодинов
                22.09.2015 год